Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.
Существенные изменения в структуре правовой системы произошли после утверждения в ноябре 1864 года основных актов судебной реформы. Ликвидация общенадзорных полномочий прокуратуры, как в последствие признали политики, государствоведы, ученые, была принята в интересах некоторых властных структур, избегавших прокурорского вмешательства в их деятельность. В дальнейшем правительство было вынуждено возродить основные элементы этого надзора.
Как известно, после Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы и не функционировали в течение почти пяти лет, в том числе и на территории Казахстана. Декрет Совета Народных Комиссаров «О суде» от 24 ноября 1917 года упразднил ранее существовавшие дореволюционные судебные органы, адвокатуру, институты судебных следователей и прокурорского надзора. До создания советской прокуратуры, в период 1917-1922 годов, надзор за соблюдением законности осуществлялся разными органами власти. К ним, в первую очередь, относились высшие органы власти и управления, местные Советы, их исполкомы и наркоматы.
В Казахстане, как и в республиках Средней Азии, в период с 1917 по 1922 годы, из числа государственных органов, ведущих борьбу за укрепление революционной законности, в тот период следует, прежде всего, отметить чрезвычайные комиссии, работавшие в тесном контакте с народными комиссариатами внутренних дел и юстиции.
Надзор за соблюдением
законности осуществляли народные комиссариаты
юстиции, внутренних дел и государственного
контроля. Каждый из этих наркоматов действовал
в пределах своих, только ему присущих
функций. Комиссариат внутренних дел
являлся органом
Таким образом, из изложенного
следует сделать следующие
1. Единственным общегосударственным
феноменом, выполнявшим функции по укреплению
и дальнейшему развитию законности, в
период первых государственных образований
на территории Казахстана, являлся институт
биев – один из основных социально-общественных
институтов, аккумулировавших широкий
круг вопросов жизни кочевого народа.
Так, бии осуществляли функции отправления
правосудия, представительную, исполнительно-
2. Период с конца XVII века, в связи с распространением ислама на территории Казахстана, и вторая половина XIX века – период присоединения Казахстана к царской России, характеризуется конкуренцией трех правовых институтов: обычного права, норм шариата и законодательства царской России.
3. Ослабление влияния правовых установлений обычного права в правовом поле казахской государственности повлекло существенное изменение правового положения института биев.
4. Впервые отмечается появление и утверждение в государственной и общественной практике России понятия «законность», сущность которой определялась как выражение воли верхов.
5. В целях обеспечения законности, наблюдения за строгим и точным соблюдением всех установлений государя российского государства, создается специальный орган – прокуратура, отдельные элементы которого нашли свое практическое воплощение на территории присоединения казахского государства.
6. Почти 200 – летняя история прокуратуры Российской империи (1722-1917 гг.) является ярким подтверждением востребованности этого государственно-правового института, наделенного в различные периоды разным объемом полномочий (т.е. дискретность функций), призванного активно участвовать в укреплении государственных устоев и осуществлять надзор за законностью в стране.
Рассмотрим следующие
аспекты развития прокуратуры в
системе органов
С переходом к новой
экономической политике, перед советской
республикой встала сложнейшая задача
внедрения во все области общественной
жизни строгих начал единой законности.
В связи с этим, возникла необходимость
дальнейшего развития организационно-правовых
гарантий точного исполнения законов,
ведения борьбы с правонарушениями
на высоком уровне, отвечающем новым
историческим условиям. Народным комиссариатом
юстиции началась разработка базовых
законов, гражданского, уголовного и
уголовно-процессуального
Именно в этих условиях
обострилась необходимость
В специально созданной комиссии ВЦИК, куда был передан законопроект о создании прокуратуры, развернулась дискуссия по вопросу о принципах ее построения, структуры и полномочий. Окончательно данный вопрос предстояло решить на III сессии ВЦИКа IX созыва.
28 мая 1922 года III сессия ВЦИКа приняла постановление об учреждении государственной прокуратуры.
В официальных документах, в исследовательской литературе не было точных указаний на то, когда же была образована прокуратура Казахской АССР. Так, в очерке из истории прокуратуры Казахстана отмечено, что прокуратура в республике была учреждена 13 июля 1922 года постановлением 3-ей сессии КазЦИКа 2-го созыва, утвердившей Положение «О прокурорском надзоре». Как и в других республиках, в Казахстане во главе прокуратуры стоял народный комиссар юстиции, которому, как прокурору республики, был непосредственно подчинен отдел прокуратуры. Первым прокурором при НКЮ был Бекмухаммедов Шафхат (с 17 октября 1921 г. – Народный комиссар юстиции, со 2 августа 1922 г. – Наркомюст и прокурор).
Прокурору было предоставлено право присутствовать на всех заседаниях местных исполкомов с совещательным голосом. Среди полномочий прокурора Положением предусматривалось право требовать от всех действующих в губернии или области административных учреждений и должностных лиц необходимые ему сведения и материалы.
В период социалистической
индустриализации Казахстана перед
органами прокуратуры стояла важная
задача обеспечить практическое осуществление
актуальнейших политических, экономических,
хозяйственных и культурно-
Прокуратура боролась в этот период с вредительством в промышленности, строительстве и на транспорте, с хищениями социалистической собственности, злоупотреблениями должностных лиц, с бюрократизмом, бесхозяйственностью и другими преступлениями и нарушениями социалистической законности. В ходе этой борьбы прокуратура достаточно окрепла и играла уже активную роль в осуществлении всех мероприятий партии и Правительства. V пленум Казахского краевого комитета ВКП (б) (11-16 декабря 1929 года) в своем постановлении отметил: «Быстрые темпы социалистической реконструкции Казахстана, переход от натуральных и полуфеодальных форм хозяйствования непосредственно к социалистическому, на основе новейшей машинной техники, неизбежно вызывают самое бешеное сопротивление капиталистических и полуфеодальных элементов в крае. На этом этапе, задачи прокуратуры были определены VII Всеказахстанским съездом Советов. В постановлении съезда перед органами прокуратуры и сюда была поставлена задача: «Настойчиво укреплять революционную законность в Казахстане, решительно борясь против байско-кулацкого контрреволюционного наступления и террористических актов против бедноты,
представителей власти и др. и против разложившихся и явно преступных элементов, проникших в советский аппарат».
Усилия органов прокуратуры
на этом этапе были направлены на обеспечение
выполнения плана хлебозаготовок и
мясозаготовок, на борьбу со спекуляцией,
«мешочниками». В июне 1933 года VI пленум
Казахского краевого комитета партии
принял резолюцию, в которой содержалось
прямое указание органам прокуратуры
сосредоточить свое внимание на борьбе
с расхитителями
На первом этапе существования прокуратуры Казахстана ее надзор распространялся лишь на деятельность губернских судов. Народные суды, как это было отмечено на краевом совещании губернских прокуроров в 1923 году, оставались без должного внимания, хотя они больше всего нуждались в надзоре. В отчете прокуратуры Республики за 1923 год данное обстоятельство объяснялось объективными условиями и, в первую очередь, нехваткой кадров. По мере того, как крепли органы прокуратуры, надзор охватывал и народные суды. Прокуроры систематически выезжали в аулы и деревни с лекциями и беседами на собраниях рабочих, крестьян и скотоводов, ориентировались на своевременное и четкое рассмотрение жалоб требующихся. В начальной степени формирования органов прокуратуры среди практических и научных работников не было единого мнения о сущности общенадзорной работы и ее месте и роли в деятельности прокуратуры.
При становлении общего надзора и формирования кадров прокуратуры Казахской АССР сложилось так, что большинство губернских прокуроров и их помощников вначале работали следователями и судьями и поэтому не имели опыта в прокурорской деятельности по общему надзору.
К основным объектам прокурорского надзора относились, в первую очередь, нормативные правовые акты административно-хозяйственных органов – губисполкомов и губЭКОСО (Экономический Совет). Все заседания органов, как правило, проходили с участием прокуроров. Участвуя в обсуждении того или иного вопроса, прокурор имел возможность незамедлительно реагировать на отклонения от принципов и норм революционной законности.
В начальный период своей
деятельности органы прокуратуры Казахстана
основное внимание уделяли борьбе с
преступностью. Осуществление же общего
надзора находилось на втором плане
их деятельности. Такое положение
объяснялось и тем, что выполнению
этой функции, в период становления
прокуратуры, мешали серьезные препятствия
организационного характера. Долгое время
работники местных органов
Общий надзор, в первую очередь,
сводился к наблюдению за исполнением
законов и иных нормативных актов
органами власти и отдельными гражданами.
Основными направлениями
После получения Казахстаном статуса союзной республики начался новый этап развития органов прокуратуры. 11 ноября 1936 года за подписью первого прокурора Казахской ССР С. Ескараева был издан приказ о разделении в Казахстане Наркомата юстиции и прокуратуры на самостоятельные государственные структуры.
В период Великой Отечественной Войны деятельность органов прокуратуры характеризовалось тем, что они вели борьбу с фактами бюрократизма и волокиты в назначении пенсий и пособий, со всеми видами спекуляций предметами первой необходимости, жильем и т.д. Работники органов прокуратуры Казахстана с честью выполняли свой священный долг по защите Родины. С начала войны по август 1942 года из 885 работников прокуратуры – 441 человек, то есть половина всего состава ушли на фронт. Многие из них отдали жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками. В этот нелегкий период остро ощущалась нехватка кадров, в прокуратуру принимались лица, не имеющие юридического образования, в основном женщины.
В послевоенный период общий надзор прокуратуры получил дальнейшее развитие. Среди основных задач прокуратуры оставалась борьба с преступностью. В 1955 году по инициативе ЦК КПСС был принят законодательный акт – Положение о прокурорском надзоре в СССР. Нормы прокурорского надзора в нем были в значительной мере кодифицированы и основывались на идеях В.И. Ленина об организации и деятельности советской прокуратуры.
27 февраля 1959 года Президиум
Верховного Совета СССР принял
Указ об образовании коллегий
Прокуратуры СССР и в
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе