Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.
За три месяца Алматинским районным судом рассмотрено 36 исков прокурора района «Алматы» в защиту прав несовершеннолетних. Основная часть исков пре6дъявлена в интересах несовершеннолетних, имеющих физические и психические недостатки. Все иски удовлетворены.
Северо-казахстанская область. Прокуратурой выявлены многочисленные нарушения имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, в числе которых имеются факты незаконного отчуждения принадлежащей им недвижимости. Установлены факты продажи нескольких квартир, совладельцами которых являлись учащиеся ПТШ, хотя в списках администрации школы эти квартиры подаются, как числящиеся за прежними хозяевами. Выявлены нарушения в деятельности органов опеки и попечительства, которые не обеспечили своевременное принятие мер по возврату отчужденного имущества, в том числе в отношении недобросовестных опекунов и попечителей, посягнувших на имущество детей. По всем нарушениям приняты меры прокурорского надзора.
Астана. 22мая. прокурорской
проверкой выявлены факты неоказания
больным экстренной хирургической
помощи, взимания с граждан платы
за прохождения медицинских
Павлодарская область. 26 октября. Грубые нарушения Закона РК «О занятости населения» выявили сотрудники прокуратуры во время проверки отдела занятости и социальных программ акимата города. В автоматизированной информационной системе персонального учета, контроля и анализа трудоустройства прокуроры не нашли данных РНН, СИК безработных. В журнале регистрации отказы от предложенной работы не подтверждались, письменными заявлениями безработных. Установлены факты фальсификации документов. По представлению прокурора объявлены выговоры.
В ходе проверки применения законодательства об охране труда в деятельности Департамента Минтруда и соцзащиты населения РК по Жамбылской области установлены многочисленные нарушения в требовании законодательства. Врачами - ординаторами записи в журнале по приему больных ведутся небрежно. Основными причинами несчастных случаев на производстве: неудовлетворительная организация работы, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, недостатки в обучении безопасным приемам труда и нарушение трудовой дисциплины. Нарушение требований Правил расследования и учета несчастных случаев и иных повреждений здоровья. Руководство Департамента согласилось с таким положением дел. Но результаты проверки вынесены на рассмотрение коллегии прокуратуры области с рассмотрением ответственности виновных должностных лиц.
Статистика свидетельствуют о том, что вынесение решения судом не гарантирует гражданам и организациям защиту их прав и законных интересов, а значит, имеется острая необходимость надзора за законностью судебных актов по гражданским делам.
Так, постановление Турксибского районного суда от 28.12.2005 года о направлении Козырева Ю.Д. на принудительное лечение от алкоголизма было отменено с прекращением производства, по протесту прокурора надзорной коллегией Алматинского городского суда. В постановлении суда указано, что Козырев Ю.Д. систематически злоупотребляет спиртными напитками, ворует все из дома, беспричинно выражается нецензурной бранью в присутствии несовершеннолетних детей, неоднократно подвергался анонимному лечению, по ночам не дает покоя как своей семье, так и соседям.
Прокурор обратил внимание,
что в материалах дела отсутствуют:
объяснения соседей и совершеннолетней
дочери, единственной проживающей с
Козыревым Ю.Д., нет сведений о
неоднократном лечении, а имеющийся
в деле акт медицинского заключения,
членами комиссии не подписан, печатью
не закреплен. В открытом судебном заседании
не участвовали: ни больной, ни представители
органов здравоохранения и
Поскольку суд является субъектом
правоприменительной
Надзор за законностью
судебных актов никоим образом не
затрагивает независимости
Нынешнее законодательство эффективно защищает судей, их статус может быть оспорен только институтами самой судебной системы. Судьи обладают дополнительным иммунитетом, их деятельность менее подконтрольна, поэтому взаимоотношения органов прокуратуры и суда должны быть построены на так называемой системе «сдержек и противовесов». Прокуратура, являясь надзорным органом, подотчетным только Президенту Республики, не входящим в структуру ни одной из ветвей власти должна быть сдерживающим фактором и гарантом законности в гражданском судопроизводстве.
Законодателем, в отличие
от уголовного судопроизводства обязательное
участие прокурора по гражданским
делам предусмотрено только по некоторым
категориям дел, тогда как прокурор
в силу ст.55 ГПК РК обязан в целом
осуществлять надзор за законностью
в гражданском
Гражданское законодательство несовершенно, имеют место случаи когда законодательные акты противоречат друг другу, поэтому нужно изменить критерии оценки эффективности прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам, не только исходя из количества отмененных и измененных судебных актов без протестов прокурора.
Позиция прокуратуры должна быть неизменной и последовательно отстаиваться во всех судебных инстанциях.
В ходе осуществления надзора
за законностью судебных актов по
гражданским делам возникают
некоторые трудности при
Так, отсутствуют нормы ГПК РК, регламентирующие обязательную выдачу прокурору судебных постановлений.
Вместе с тем, имеющиеся в распоряжении органов прокуратуры правовые рычаги достаточны для осуществления эффективного надзора. Необходимо принципиально подходить не только к законности судебных актов, но и к деятельности суда, начиная от пристава, секретаря до судьи.
3.2 Деятельность прокуратуры в РФ.
Проблемы развития правового статуса прокуратуры в том, что за ней хотят оставить лишь функцию государственного обвинения, наподобие ФБР США, являющегося структурным подразделением Минюста.
Подобные предложения
делаются без учета той большой
работы, которую осуществляет прокуратура,
как в порядке общего надзора,
так и путем участия в
Закон «О прокуратуре РФ»,
лишив прокурора надзорных
С точки зрения интересов законности необходимо сохранить право прокурора на возможность принесения протестов в порядке надзора на любые судебные акты с ограничением по времени.
В поддержку данной позиции можно привести пример, когда необходимо реагирование прокуратуры, а она этого права лишена. По конкретному делу районным судом в начале 2004 г. было вынесено решение о возложении обязанности на сельскую администрацию предоставить правоустанавливающие документы трем физическим лицам на право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Судом не было установлено достоверно, что наследодатель владел землей именно на этом виде вещного права, и суд счел возможным в нарушение положений п. 1 ст. 21 Земельного кодекса РФ Земельный Кодекс Российской Федерации (136-ФЗ (ред. от 07.03.2005); СЗ РФ от 29.10.2001, — 44, ст. 4147, СЗ РФ от 07.03.2005, — 10, ст. 763.) наделить правом пожизненного владения других лиц. Субъектный состав данного вещного права предопределяется его исключительностью, т.е. единственным правообладателем. Суд же установил это право в отношении сразу трех лиц, создав тем самым пожизненное наследуемое долевое владение (т.е. новый вид вещного права). Данное решение сторонами не обжаловалось, прокурор к участию в деле не привлекался. Остается открытым вопрос о законности такого судебного акта, его исполнимости и о его праве на существование. При сохранении права прокурора, принести протест в порядке надзора на любые судебные акты с ограничением по времени, такого бы вопроса не возникло.
Несоблюдение законодательства
РФ сфере материальной поддержки
ветеранов труда и инвалидов
продолжает вызывать большое беспокойство.
Прокурорами за последние несколько
лет пресечено множество
Чуть менее 300 обращений
поступило в прокуратуру
«Горячая линия» проводилась
в связи с увеличением числа
обращений граждан по проблемам
в этой сфере. Была проанализирована
и статистика актов прокурорского
реагирования, согласно которой в 2006
году в 1,5 раза возросло число представлений
об устранении нарушений закона, внесенных
районными прокурорами в
Таким образом, первые итоги «горячей линии» свидетельствуют о большом общественном резонансе, вызванном инициативой прокуратуры, но главным образом — о распространенности нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере города.
Во многих регионах именно
прокуроры первыми
Главой администрации
субъекта Российской Федерации принято
постановление N 192 «О мерах по совершенствованию
регулирования в сфере
В соответствии с этими
постановлениями договоры между
гражданами при совершении сделок в
отношении транспортных средств
без нотариального
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными данных постановлений в части перечисленных правовых предписаний, считая их противоречащими требованиям действующего законодательства.
Согласно ст.76 Конституции
Российской Федерации по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Как видно из материалов дела, принятые главой администрации субъекта Российской Федерации постановления в части обязательной регистрации в подразделениях ГАИ договоров между гражданами в отношении транспортных средств, нотариально не удостоверенных, а также доверенностей на совершение действий в отношении транспортных средств и признании их недействительными в случае отсутствия такой регистрации, противоречат ст.ст.164, 166-179 ГК РФ. В связи с этим суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление прокурора о признании недействительными положений оспариваемых постановлений, противоречащих федеральному законодательству.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе