Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является комплексное изучение участия прокурора в гражданском процессе.
Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:
-изучить роль прокурора в гражданском процессе на различных стадиях исторического развития;
- определить цели, задачи и основания участия прокурора в гражданском процессе;
- исследовать формы участия прокурора в гражданском процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление прокурорского надзора за рассмотрением судами гражданс-
ких дел 5
2. Цели, задачи и основания участия прокурора в гражданском процессе 8
3. Формы участия прокурора в гражданском процессе 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa-1.docx

— 71.37 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Защита гражданских прав в судебном порядке среди других форм защиты занимает особое место, так как представляет заинтересованным в защите лицам высокую степень эффективности для достижения истины и справедливости, гарантирует применение мер государственного принуждения при восстановление нарушенных или оспоренных прав. В этом и состоит актуальность выбранной темы. Особую роль в защите гражданских прав играют сотрудники прокуратуры.

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Эта норма включена в гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», хотя прокуратура не входит в систему судебной власти. Ее полномочия в Конституции 1993 г., в отличие от ранее действовавших конституций, не определены. Место прокуратуры в системе государственной власти Конституцией РФ не установлено.

Представляется, что исходя из выполняемых ею функций она может быть отнесена к исполнительной власти как высший орган по надзору за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,  а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов1.

Частью 5 ст. 129 Конституции РФ установлено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят в 1992г.

В Законе о прокуратуре установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами. Согласно ч. 3 ст. 35 этого Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, в соответствии с процессуальным законодательством.

Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор продолжают выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судом и всеми участниками судопроизводства. Они содействуют суду в правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств, установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке правомерности требований и возражений сторон2. 
         Целью данной курсовой является комплексное изучение участия прокурора в гражданском процессе.

Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:

-изучить роль прокурора  в гражданском процессе на  различных стадиях исторического развития;

- определить цели, задачи и основания участия прокурора в гражданском процессе;

- исследовать формы участия  прокурора в гражданском процессе.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве является одной из существенных гарантий вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных решений, определений и постановлений.

 

1. Становление прокурорского надзора за рассмотрением судами гражданских дел

В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные преобразования. Предпринимая попытку навести в стране порядок, Пётр I проводит реформирование практически всей структуры государственного управления и законодательства, что, несомненно, привело к нестабильности в государстве.

В 1711 году был учрежден институт государственных фискалов. Однако просуществовал он недолго, до 1722 года и был упразднен, поскольку изжил себя. По сути это был не охранительный, а надзирательный орган императора, все его функции взяла на себя прокуратура. Она была учреждена именным указом Петра I  в 1722 г.

В течение первых полутора веков прокуратура функционировала как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов, т.е. была органом надзора за властью на местах, а судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике3.

Судебная реформа 1864 года существенно и кардинально изменила ситуацию застоя и упадка, сложившуюся в институте российской прокуратуры. По судебным уставам 1864 года основные функции прокуратуры были перенесены в сферу судопроизводства.

В гражданском процессе прокурор выступал, как правило, с заключением после состязания сторон. Если дело представляло публичный интерес, то прокурору предоставлялось право выступать в качестве «главной стороны», состязаясь с другой стороной в качестве истца или ответчика и защищая не права лиц или ведомств, а самую силу закона. Однако при участии прокурора в гражданском процессе он не наделялся правом на предъявление иска в защиту интересов государства и общества4.

Такой статус прокуратура сохраняла вплоть до Октябрьской революции 1917 года. После Октябрьской революции прокуратура в России Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 г. была ликвидирована. В нем предписывалось: «Упразднить доныне существующие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно института присяжной и частной адвокатуры».

  Свое  последующее развитие институт прокурорского надзора получил в 1922 г, так 28 мая 1922 г. было принято «Положение о прокурорском надзоре», таким образом, была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. Этим Положением на прокуратуру были возложены: надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан; опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений; возбуждение уголовного преследования против лиц, нарушающих уголовные законы; наблюдение за деятельностью органов, производящих расследование; поддержание государственного обвинения в суде, а также наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Последствием революции 1917 г. стало усиление вмешательства государства в «частноправовые отношения» и тем самым в споры, рассматриваемые в рамках гражданского процесса. Это проявилось, в том числе, в предоставлении прокурору широких полномочий в гражданском судопроизводстве, позволяющих ему «как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс» (ст. 2 ГПК РСФСР 1923 г.). Впоследствии регламентация полномочий прокурора в гражданском процессе направлялась на осуществление им надзора за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.

Суду и прокуратуре были предоставлены широкие возможности проявлять свою активность и инициативу в гражданском процессе в целях защиты прав и законных интересов трудящихся и государства.

Прокурор должен был следить за установлением единообразного понимания законности во всей республике. Его единственное право и обязанность было передать дело на решение суда. Прокурор мог опротестовать любое незаконное решение, но в случае, если это решение расходится с законом.

Позднее, в конце 80-х – начале 90-х годов концепция прокурорского надзора стала подвергаться пересмотру. Руководящие судебные работники стали выступать против надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел судами. Указывалось, что первым шагом к построению демократического правового государства должно стать проведение концепции разделения властей, создание независимой судебной власти. Однако суд не может стать независимым, если он будет поднадзорен прокуратуре5.

Таким образом, в законе «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г. были упразднены тотальный надзор за исполнением законов гражданами и установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Стало иным содержание прокурорского надзора, который ныне осуществляется за исполнением принципиального нового законодательства, регулирующего кардинально изменившиеся общественные отношения. К настоящему времени в основном сформирована прочная правовая база многогранной деятельности органов прокуратуры как инструмента утверждения идей правового государства, обеспечения верховенства права и законности.

 

2. Цели, задачи и основания  участия прокурора в гражданском  процессе

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации6.

В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения. Прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, что связано с его юридической заинтересованностью в защите субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Стороны, третьи лица и заявители лично заинтересованы в исходе дела, в котором участвуют как субъекты предположительно нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов. Прокурор же от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Следовательно, заинтересованность прокурора является государственно-правовой7.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве регулируется Конституцией РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 г., Законом «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., а также Приказом Генпрокуратуры России от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает осуществление прокуратурой Российской Федерации надзорной функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина8.

Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов9.

Вместе с тем законодатель не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции: и Федеральному закону10.

Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов. Поэтому, прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц - участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции.

 Приказ Генпрокуратуры России от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» предписывает считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

  • участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
  • вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;
  • апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;
  • рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях11.

Задачами участия прокурора в гражданском процессе являются:

  1. защита прав и свобод человека и гражданина;

  1. защита охраняемых законов интересов общества и государства;

  1. обеспечение верховенства закона;

  1. обеспечение единства и укрепления законности.

Таким образом, цель прокурор, участвуя в гражданском процессе, обладает рядом определенных прав и обязанностей, возложенных на него законодателем, обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия12.

 

3. Формы участия прокурора в гражданском процессе

В силу своей компетенции прокурор может быть заинтересован и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела. Этим заинтересованность прокурора отличается от заинтересованности государственных органов и органов местного самоуправления, участие которых в гражданском судопроизводстве ограничивается лишь сферой их деятельности, их функциями13.

В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор участвует в гражданском судопроизводстве во всех стадиях процесса и во всех видах судопроизводства. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессуальных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

Участие прокурора в суде первой инстанции осуществляется в основном районными прокурорами или их заместителями, так как гражданские дела по первой инстанции подсудны преимущественно мировым судьям и районным судам.

Но если дело по первой инстанции подсудно судам субъектов РФ или Верховному Суду РФ, то в суд могут обращаться соответственно прокуроры субъектов Федерации и Генеральный прокурор РФ либо его заместитель.

В военные суды могут обратиться соответствующие военные прокуроры.

Различают две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве:

1) вступление в процесс путем предъявления иска или подачи заявления (т.е возбуждение гражданского дела);

2) вступление в процесс, возбужденный  по инициативе других лиц, с целью дачи заключения по делу.

Первая форма участия прокурора характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Вступление в уже начатый процесс является второй формой участия прокурора в гражданском процессе. Данная форма направлена также на защиту государственных и общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан. Главным здесь является также использование потенциала прокуратуры как специализированного юридического органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе