ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Защита гражданских прав в судебном
порядке среди других форм защиты занимает
особое место, так как представляет заинтересованным
в защите лицам высокую степень эффективности
для достижения истины и справедливости,
гарантирует применение мер государственного
принуждения при восстановление нарушенных
или оспоренных прав. В этом и состоит
актуальность выбранной темы. Особую роль
в защите гражданских прав играют сотрудники
прокуратуры.
Согласно ст. 129 Конституции
РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
РФ. Эта норма включена в гл. 7 Конституции
РФ «Судебная власть», хотя прокуратура
не входит в систему судебной власти. Ее
полномочия в Конституции 1993 г., в отличие
от ранее действовавших конституций, не
определены. Место прокуратуры в системе
государственной власти Конституцией
РФ не установлено.
Представляется, что исходя
из выполняемых ею функций она может быть
отнесена к исполнительной власти как
высший орган по надзору за исполнением
законов федеральными министерствами
и ведомствами и исполнительными органами
субъектов РФ, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов1.
Частью 5 ст. 129 Конституции РФ
установлено, что полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры РФ
определяются федеральным законом «О
прокуратуре Российской Федерации», который
был принят в 1992г.
В Законе о прокуратуре установлено,
что прокуроры в соответствии с процессуальным
законодательством РФ участвуют в рассмотрении
дел судами. Согласно ч. 3 ст. 35 этого Закона
прокурор вправе обратиться в суд с заявлением
или вступить в дело в любой стадии процесса,
если этого требует защита прав граждан
и охраняемых законом интересов общества
или государства, в соответствии с процессуальным
законодательством.
Участвуя в судебном разбирательстве
гражданских дел, прокурор продолжают
выполнение возложенных на них обязанностей
по осуществлению надзора за исполнением
законов судом и всеми участниками судопроизводства.
Они содействуют суду в правильном разрешении
дел: помогают ему в исследовании и оценке
доказательств, установления фактов предмета
доказывания, толковании норм права, оценке
правомерности требований и возражений
сторон2.
Целью данной
курсовой является комплексное изучение
участия прокурора в гражданском процессе.
Для достижения данной цели
в ходе исследования поставлены следующие
теоретические и научно-практические
задачи:
-изучить роль прокурора
в гражданском процессе на
различных стадиях исторического развития;
- определить цели, задачи
и основания участия прокурора в гражданском
процессе;
- исследовать формы участия
прокурора в гражданском процессе.
Участие прокурора в гражданском
судопроизводстве является одной из существенных
гарантий вынесения судами всех инстанций
законных и обоснованных решений, определений
и постановлений.
1. Становление прокурорского
надзора за рассмотрением судами гражданских
дел
В начале XVIII столетия в России происходят
серьёзные преобразования. Предпринимая попытку навести в стране порядок,
Пётр I проводит реформирование практически
всей структуры государственного управления
и законодательства, что, несомненно, привело
к нестабильности в государстве.
В 1711 году был учрежден институт государственных
фискалов. Однако просуществовал он недолго,
до 1722 года и был упразднен, поскольку
изжил себя. По сути это был не охранительный,
а надзирательный орган императора, все
его функции взяла на себя прокуратура.
Она была учреждена именным указом Петра
I в 1722 г.
В течение первых полутора веков прокуратура
функционировала как орган наблюдения
за законностью действий должностных
лиц и охраны государственных интересов,
т.е. была органом надзора за властью на
местах, а судебная, обвинительная или
исковая деятельность составляла лишь
одно из частных дополнений к функции
надзора, едва намеченное в законе, слабое
и незначительное на практике3.
Судебная реформа 1864 года существенно
и кардинально изменила ситуацию застоя
и упадка, сложившуюся в институте российской
прокуратуры. По судебным уставам 1864 года
основные функции прокуратуры были перенесены
в сферу судопроизводства.
В гражданском процессе прокурор
выступал, как правило, с заключением после
состязания сторон. Если дело представляло
публичный интерес, то прокурору предоставлялось
право выступать в качестве «главной стороны»,
состязаясь с другой стороной в качестве
истца или ответчика и защищая не права
лиц или ведомств, а самую силу закона.
Однако при участии прокурора в гражданском
процессе он не наделялся правом на предъявление
иска в защиту интересов государства и
общества4.
Такой статус прокуратура сохраняла
вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
После Октябрьской революции прокуратура
в России Декретом о суде №1 от 24 ноября
1917 г. была ликвидирована. В нем предписывалось:
«Упразднить доныне существующие институты
судебных следователей, прокурорского
надзора, а равно института присяжной
и частной адвокатуры».
Свое последующее развитие
институт прокурорского надзора получил
в 1922 г, так 28 мая 1922 г. было принято «Положение
о прокурорском надзоре», таким образом,
была учреждена прокуратура как самостоятельный
орган. Этим Положением на прокуратуру
были возложены: надзор от имени государства
за законностью действий всех органов
власти, хозяйственных учреждений, общественных
и частных организаций и граждан; опротестование
противоречащих закону постановлений
и распоряжений; возбуждение уголовного
преследования против лиц, нарушающих
уголовные законы; наблюдение за деятельностью
органов, производящих расследование;
поддержание государственного обвинения
в суде, а также наблюдение за правильностью
содержания заключенных под стражей.
Последствием революции 1917
г. стало усиление вмешательства государства
в «частноправовые отношения» и тем самым
в споры, рассматриваемые в рамках гражданского
процесса. Это проявилось, в том числе,
в предоставлении прокурору широких полномочий
в гражданском судопроизводстве, позволяющих
ему «как начать дело, так и вступить в
дело в любой стадии процесса, если, по
его мнению, этого требует охрана интересов
государства или трудящихся масс» (ст.
2 ГПК РСФСР 1923 г.). Впоследствии регламентация
полномочий прокурора в гражданском процессе
направлялась на осуществление им надзора
за законностью рассмотрения гражданских
дел в судах.
Суду и прокуратуре были предоставлены
широкие возможности проявлять свою активность
и инициативу в гражданском процессе в
целях защиты прав и законных интересов
трудящихся и государства.
Прокурор должен был следить за установлением
единообразного понимания законности
во всей республике. Его единственное
право и обязанность было передать дело
на решение суда. Прокурор мог опротестовать
любое незаконное решение, но в случае,
если это решение расходится с законом.
Позднее, в конце 80-х – начале 90-х годов
концепция прокурорского надзора стала
подвергаться пересмотру. Руководящие
судебные работники стали выступать против
надзора прокуратуры за законностью рассмотрения
дел судами. Указывалось, что первым шагом
к построению демократического правового
государства должно стать проведение
концепции разделения властей, создание
независимой судебной власти. Однако суд
не может стать независимым, если он будет
поднадзорен прокуратуре5.
Таким образом, в законе «О прокуратуре
Российской Федерации» 1992 г. были упразднены
тотальный надзор за исполнением законов
гражданами и установлен запрет на вмешательство
прокуратуры в хозяйственную деятельность.
Стало иным содержание прокурорского
надзора, который ныне осуществляется
за исполнением принципиального нового
законодательства, регулирующего кардинально
изменившиеся общественные отношения.
К настоящему времени в основном сформирована
прочная правовая база многогранной деятельности
органов прокуратуры как инструмента
утверждения идей правового государства,
обеспечения верховенства права и законности.
2. Цели, задачи и основания
участия прокурора в гражданском
процессе
Прокуратура Российской Федерации
- единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением
законов, действующих на территории Российской
Федерации6.
В гражданском процессе прокуроры
в соответствии с процессуальным законодательством
Российской Федерации участвуют в рассмотрении
дел судами, а также приносят апелляционные,
кассационные и надзорные представления
на судебные решения и определения. Прокурор
отнесен к лицам, участвующим в деле, что
связано с его юридической заинтересованностью
в защите субъективных прав и охраняемых
законом интересов граждан и организаций.
Стороны, третьи лица и заявители
лично заинтересованы в исходе дела, в
котором участвуют как субъекты предположительно
нарушенных (оспариваемых) прав и законных
интересов. Прокурор же от имени Российской
Федерации осуществляет надзор за исполнением
действующих на ее территории законов.
Следовательно, заинтересованность прокурора
является государственно-правовой7.
Участие прокурора в гражданском
судопроизводстве регулируется Конституцией
РФ, Гражданским процессуальным кодексом
РФ 2002 г., Законом «О прокуратуре Российской
Федерации» 1992 г., а также Приказом Генпрокуратуры
России от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия
прокуроров в гражданском процессе».
Закон «О прокуратуре Российской
Федерации» предусматривает осуществление
прокуратурой Российской Федерации надзорной
функции в целях обеспечения верховенства
закона, единства и укрепления законности,
защиты прав и свобод человека и гражданина8.
Кроме того, прокуроры в соответствии
с процессуальным законодательством Российской
Федерации участвуют в рассмотрении дел
судами, арбитражными судами, опротестовывают
противоречащие закону решения, приговоры,
определения и постановления судов9.
Вместе с тем законодатель не
наделяет прокурора функцией надзора
за деятельностью судов по осуществлению
правосудия. В этом выражается одно из
проявлений конституционного принципа
независимости судей и подчинения их только
Конституции: и Федеральному
закону10.
Главный акцент в процессуальной деятельности
прокурора в настоящее время смещен на
защиту государственных и публичных интересов.
Поэтому, прокурор не должен подменять
в судебном процессе самих частных лиц
- участников гражданского оборота, который
строится на недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные дела.
В гражданском судопроизводстве прокурор
выступает самостоятельно и независимо
от других участвующих в деле лиц, поскольку
его заинтересованность в процессе вытекает
из его компетенции.
Приказ Генпрокуратуры России от
26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров
в гражданском процессе» предписывает
считать, что основными обязанностями
прокуроров, обеспечивающих участие в
гражданском процессе, являются:
- участие в рассмотрении судами первой,
апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных
по искам (заявлениям) прокуроров в защиту
прав, свобод и законных интересов лиц,
указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного
круга лиц, интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, в том числе по заявлениям
и представлениям о пересмотре судебных
постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
- вступление в процесс на любой его стадии
и дача заключений по делам о выселении,
о восстановлении на работе, о возмещении
вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в
иных случаях, предусмотренных ГПК РФ
и другими федеральными законами;
- апелляционное, кассационное и надзорное
обжалование судебных постановлений по гражданским делам,
перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам,
в рассмотрении которых участвовал либо
вправе был участвовать прокурор;
- рассмотрение обращений о проверке вступивших
в законную силу судебных актов по гражданским делам,
в которых участвовал либо вправе был
участвовать прокурор, от лиц, участвующих
в деле, а также от лиц, не привлеченных
к участию в деле, если суд принял решение
об их правах и обязанностях11.
Задачами участия прокурора
в гражданском процессе являются:
защита прав и свобод человека
и гражданина;
защита охраняемых законов
интересов общества и государства;
обеспечение верховенства закона;
обеспечение единства и укрепления
законности.
Таким образом, цель прокурор, участвуя
в гражданском процессе, обладает рядом
определенных прав и обязанностей, возложенных
на него законодателем, обеспечивает законность
действий всех участников судопроизводства,
правильность выносимых судом постановлений,
устраняет всякие нарушения закона, оказывает
помощь суду в осуществлении правосудия12.
3. Формы участия прокурора в
гражданском процессе
В силу своей компетенции прокурор
может быть заинтересован и может участвовать
в рассмотрении и разрешении любого гражданского
дела. Этим заинтересованность прокурора
отличается от заинтересованности государственных
органов и органов местного самоуправления,
участие которых в гражданском судопроизводстве
ограничивается лишь сферой их деятельности,
их функциями13.
В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре
прокурор участвует в гражданском судопроизводстве
во всех стадиях процесса и во всех видах
судопроизводства. В то же время формы
участия прокурора в гражданском процессе,
объем его прав и обязанностей, содержание
процессуальных действий различны в зависимости
от того, в какой стадии процесса он принимает
участие.
Участие прокурора в суде первой инстанции
осуществляется в основном районными
прокурорами или их заместителями, так
как гражданские дела по первой инстанции
подсудны преимущественно мировым судьям
и районным судам.
Но если дело по первой инстанции подсудно
судам субъектов РФ или Верховному Суду
РФ, то в суд могут обращаться соответственно
прокуроры субъектов Федерации и Генеральный
прокурор РФ либо его заместитель.
В военные суды могут обратиться соответствующие
военные прокуроры.
Различают две формы участия прокурора
в гражданском судопроизводстве:
1) вступление в процесс путем предъявления
иска или подачи заявления (т.е возбуждение
гражданского дела);
2) вступление в процесс, возбужденный
по инициативе других лиц, с целью
дачи заключения по делу.
Первая форма участия прокурора характеризуется
тем, что прокурор возбуждает гражданское
дело путем обращения с заявлением в суд
от своего имени, но в интересах других
лиц. Вступление в уже начатый процесс
является второй формой участия прокурора
в гражданском процессе. Данная форма
направлена также на защиту государственных
и общественных интересов, а также прав
и законных интересов граждан. Главным
здесь является также использование потенциала
прокуратуры как специализированного
юридического органа, обладающего квалифицированными
специалистами, для защиты, прежде всего,
публичного интереса по делам, имеющим
принципиальное значение.