Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:14, дипломная работа
Участие прокурора в гражданском процессе – один из важнейших методов законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность – неотъемлемый, если не основной, его атрибут.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы участия прокурора в гражданском процессе 5
1.1. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе 5
1. 2. Роль и место прокурора в гражданском судопроизводстве 9
1.3. Формы участия прокурора в гражданском процессе 15
1.4. Участие прокурора в обжаловании судебных постановлений 22
Глава 2. Обобщение практического опыта участия прокурора в гражданском судопроизводстве на примере прокуратуры Чекмагушевского района 29
2.1. Общая характеристика деятельности прокуратуры Чекмагушевского района 29
2.2. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве 34
Заключение 45
Список источников и литературы 48
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы участия прокурора в гражданском процессе 5
1.1. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе 5
1. 2. Роль и место прокурора в гражданском судопроизводстве 9
1.3. Формы участия прокурора в гражданском процессе 15
1.4. Участие прокурора в обжаловании судебных постановлений 22
Глава 2. Обобщение практического опыта участия прокурора в гражданском судопроизводстве на примере прокуратуры Чекмагушевского района 29
2.1. Общая характеристика деятельности прокуратуры Чекмагушевского района 29
2.2. Участие прокурора
в гражданском
Заключение 45
Список источников и литературы 48
Приложения 49
Введение
Участие прокурора в гражданском процессе – один из важнейших методов законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность – неотъемлемый, если не основной, его атрибут.
Согласно п.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обращается в суд с заявлением для защиты, прав, свобод и законных интересов тех граждан, которые в силу своего состояния или недееспособности не могут самостоятельно обратиться в суд.
Таким образом, законодатель
пытается отстоять интересы
Проблема правового положения прокурора, как лица, участвующего в деле на сегодняшний день – одна из ключевых проблем гражданского процесса, поскольку участие прокуроров в гражданском судопроизводстве во многом способствует повышению доступности и эффективности правосудия.
Актуальность проблемы заключается в том, что участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле.
Тема данной работы: «Участие прокурора в гражданском судопроизводстве».
Нормативная база исследования:
Основные положения участия прокурора в гражданском судопроизводстве регламентируется законодательством РФ:
Объектом исследования является деятельность прокурора как лицо, участвующее в деле.
Предмет – общественные отношения, связанные с участием прокурора в гражданском процессе.
Цель работы: анализ правового института участия прокурора в гражданском судопроизводстве Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. провести анализ
исторического развития норм
об участии прокурора в
2. изучить роль и место
прокурора в гражданском
3. рассмотреть основные формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве;
4. проанализировать права и обязанности прокурора в гражданском процессе.
Теоретическая значимость данной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. В отличие от ранее действующего порядка прокурор теперь не может вступить в процесс на любой стадии и дать заключение по любым категориям дел.
База исследования: прокуратура Чекмагушевского района.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, 6 разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения
Глава 1. Теоретические основы участия прокурора в гражданском процессе
Прокуратура, созданная в России Петром I, в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX) была преимущественно органом надзором за администрацией на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность, составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике». [11, ст. 12].
После судебной реформы 1864 года концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.
Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания» [11, ст. 15].
Редакторы гражданского судопроизводства (РГС) исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле». Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания».
В соответствии со ст. 343 РГС прокурор обязан был давать заключения: по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререкания о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранений судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности.
Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда» [11, ст. 35].
После революции составители первого советского ГПК основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в «гражданские дела», что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор [11, ст. 16].
Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 года, «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс». Через десять лет, чтобы обеспечить более четкое проведение судами «классовой линии» при рассмотрении дел, как уголовных, так и гражданских, суд был поставлен под надзор прокуратуры.
Таким образом, начиная с 1930-х годов участие прокуратуры в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах,
В конце 1980-х - начале 90-х годов концепция прокурорского надзора стала подвергаться пересмотру. Руководящие судебные работники стали выступать против надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел судами.
Указывалось, что первым шагом к построению демократического правового государства должно стать проведение концепции разделения властей, создание независимой судебной власти.
Однако суд не может стать независимым, если он будет поднадзорен полу административному органу, каковым является прокуратура. Принятый в 1992 году российский Закон о прокуратуре отказался от ложной концепции надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах.
Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. В редакции Федерального закона о прокуратуре РФ от 17 ноября 1995 года и от 10 февраля 1999 года указывается лишь, что «прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов» (14, ст. 14).
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, по которому работали российские суды без малого 40 лет, отжил свое. Новый закон существенно ограничивает роль прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Согласно ГПК РФ прокурор имеет право обращаться в суд с иском по собственной инициативе только в случае необходимости защиты интересов государства, неопределенного круга лиц либо в случаях, когда само заинтересованное лицо в силу состояния здоровья, возраста или недееспособности не может возбудить процесс.
Прокурор, например, может обратиться в суд с заявлением о признании правового акта субъекта РФ недействительным в случае его противоречия федеральному законодательству (интересы государства), выпуска предприятием недоброкачественной продукции (или предоставления некачественных услуг), повлекшего за собой нарушение прав потребителей (в интересах неопределенного круга лиц).
«Субъекты гражданского процесса по общему правилу защищают свои права по своему собственному усмотрению, - считает Геннадий Жилин, судья Верховного суда РФ, - Здесь должны действовать принципы диспозитивности, состязательности и равноправия сторон, поэтому необходимы серьезные основания для участия прокурора в гражданском процессе» [19, ст.5].
И хотя, по мнению адвокатов и некоторых юристов, прокуратура не слишком часто вмешивается в гражданский процесс (в этом существенное отличие от, например, уголовного процесса), ее представители отстаивают сохранение своих прежних полномочий.
Бытует мнение, что участие прокурора в процессе нарушает принципы состязательности и диспозитивности, так как он имеет возможность возбуждать гражданское дело без согласия заинтересованного лица и имеет больший объем правомочий, чем другие стороны процесса.
Представляется, что участие прокурора абсолютно не затрагивает принципов диспозитивности и состязательности. Если убрать из процесса прокурора, тогда эти принципы будут нарушаться. Ведь часто только прокурор остается единственным органом, доступным для социально уязвимых слоев населения.
Как показывает практика, малоимущие, престарелые, инвалиды, в том числе вследствие психического заболевания, не имеют возможности обратиться за помощью к адвокату или в юридическую консультацию, отмечено, что граждане, страдающие психическими расстройствами, являются одной из самых уязвимых в правовом отношении категорий населения страны. По данным Министерства здравоохранения РФ, за последнее десятилетие число инвалидов вследствие психических расстройств возросло более чем на треть и составляет около 700 тыс. человек. Большинство из них (80%) являются инвалидами 1-й и 2-й групп. Большинству граждан, а в особенности социально незащищенным слоям населения - инвалидам, пенсионерам и т.д., - правовая помощь юридических служб просто непосильна.
Большинству граждан, а в особенности социально незащищенным слоям населения - инвалидам, пенсионерам и т.д., - правовая помощь юридических служб просто непосильна. Защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов в социальной политике РФ в области прав человека.
Таким образом, прокуратура созданная Петром 1 была преимущественно органом надзора, после реформы 1864 года была перенесена в сферу судопроизводства. Начиная с 30-х годов с принятием советского ГПК прокуратура стала осуществлять задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах, но новый ГПК существенно ограничил роль прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском судопроизводстве