Характеристика конституции 1918 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического, образования.Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки и принятие конституции 1918г………………………………..4
1.1. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа………………..5
2. Конституция 1918г……………………………………………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………13
Библиографический список……………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право 1.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образование

Учреждение высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Юридический институт

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Реферат

по конституционному праву  России

 

 

Тема: Характеристика конституции 1918 г.

 

 

 

                                                                                   Выполнила: ст.гр. ЗЮ – 110

                                                                                              Семенова Е.А.

                                                                                 Проверил: доц.Абрамова О.К.

 

 

 

 

Владимир 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки и принятие  конституции 1918г………………………………..4

1.1. Декларация прав трудящихся  и эксплуатируемого народа………………..5

2. Конституция 1918г……………………………………………………………..8

Заключение ………………………………………………………………………13

Библиографический список……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ВВЕДЕНИЕ.

 

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается  в трех аспектах: как отрасль права  конкретных государств, как наука  и как учебная дисциплина в  системе высшего юридического, образования.Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя.

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. («Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и др.).

В России впервые провозглашались  неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные  права, учреждались и формировались  Государственная дума и Государственный  совет. Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма.

 Кроме того, они в  значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные  нормы (о личных и политических  правах и свободах, народовластии,  федерализме и др.) на практике  не соблюдались, в стране существовал  тоталитарный (позднее — авторитарный) режим с фактически безраздельным  правлением партийно-государственной  номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот  период не находилась в полном  застое, что предопределило достаточно  быстрый переход к новой конституционной  модели российской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки и принятие конституции 1918 г.

 

 

В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в  России прекратила существование. Государственная  дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное  собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно  было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма  был положен конец.

Таким образом, говорить о  последовательном восприятии Россией  в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

Развитие нового государственного права началось с утверждения  Республики Советов – В.И.Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад». Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. В сущности с января 1918 г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятое в том же году Конституция РСФСР это подтвердило.

Создатели Конституции отбросили  почти выработанные к тому времени  демократические принципы представительной системы. Ни о каких парламентских  учреждениях,  ответственном правительстве, и знание прав оппозиции, подчинение государству праву и т.д. не было и речи. Проблемы повышения власти и её злоупотреблений не вставало, а потому сказался ненужными принцип  разделения властей.

В.И.Ленин  прямо обосновал единство исполнительной и законодательной власти в пику буржуазному парламентаризму – его не заботили опасность злоупотребление власти и необходимость взаимного уравновешение властей. Взамен свободного парламента появился эрзац – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, который избирался громоздким, легко управляемым и формальным съездом Советов. Хотя ВЦИК был наделен большими полномочиями, он всё же не стал действительно высшим органом власти. Только в тандеме с назначенным или Совнаркомом (значительно более узким органом) создавался подлинный центр власти, фактически никем не контролируемый. Как и следовало ожидать, съезды Советов созывалось всё реже (от одного раза в квартал к одному разу в год), большевики манипулировали ими, как хотели, и практически не ставили на них обсуждении вопросов первостепенного значения. Власть Совнаркома была заведомо определена как самая значительная, ибо он, также как и ВЦИК, издавал законодательные декреты и вообще любые распоряжения, работал при закрытых дверях.

Неограниченная законодательная  власть стала самой характерной  чертой нового государственного устройства. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть,  сразу ставшая  самой главной, не стесненная судебным или парламентским контролем, рождала  чудовищные злоупотребления. На основе не гласных указаний расстреливались  сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуждены эмигрировать.

Новая структура власти практически  исключали свободу выборов. Глава 13 конституции установила откровенную  дискриминацию, предоставив право  избирать и быть избранными только тем,  кто «добывает средства к  жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции. Даже классы, составлявшие основу «рабоче-крестьянского» государства, оказались не равны между собой: рабочие и другие жители городов избирали на съезд Советов от городских Советов одного представителя от 25 тысяч избирателей, а крестьяне от губернских Советов – от 15 тысяч. Многоступенчатая система выборов практически лишала рядовых граждан возможности реально влиять на состав высших органов власти. Вся система Советов. Постепенно выстраивалась в централизованную систему, являла собой олицетворение диктатуры верхов, требовавших со всех большей настойчивостью выполнения своих приказов и уходивших от ответственности за беззаконие на местах. Это была безраздельная. Бесконтрольная и абсолютная власть.

 

 

 

 

    1. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа

 

Среди первых актов Советской  власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:

- национализацию земли,  переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы  основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам»

Декларация закрепляла также  лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о  форме государственного единства Советской  России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

В Декларации отмечались также  основные принципы советской внешней  политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе. Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким. Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики. 30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я. М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов. Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели. Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик. Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государство веду профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна. И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом. В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован. Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

 

 

 

 

 

  1. Конституция 1918г.

 

Начало созданию тоталитарного  конституционного права России (оно  называлось государственным правом) было положено декретами Октября- актами первого советского правительства. Это своеобразное право просуществовало в России, а затем в СССР, частью которого Россия стала в 1922 г., семь десятилетий до начала перестройки в 80-х гг.

Первым актом социалистической революции был Декрет о власти, принятый II Всероссийским съездом Советом – выборных органов, которые возникли в городах, сельский районах, в армии, на предприятиях и ещё до социалистической революции осуществляли политическую власть наряду с Временным правительством – органом государственной власти. Согласно Декрету вся власть в центре и на местах переходила к Советам, избираемым трудящимися (рабочими, солдатами, крестьянами и т.д.). Были приняты также декреты о мире (отказ от участия в Первой мировой войне), о земле (была отменена частная собственность на землю), о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении «контрреволюционных» партий и др.

В середине 1918 г. Всероссийский  съезд Советов принял первую в  истории страны Конституцию Российской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

Основные принципы Конституции  были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции  РСФСР; 

III. Конструкция Советской  власти (организация советской власти  в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное  избирательное право; 

V. Бюджетное право; 

VI. О гербе и флаге  РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности  — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов  рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся  как «переход от капитализма к  социализму». Она провозгласила Россию республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов(ст.1). Провозглашалась также диктатура пролетариата (в союзе с беднейшим, а затем – со всем крестьянством). Россия объявлялась федеративным государством на основе национально – территориального принципа(ст.2). Основной задачей провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полного устранение деление общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах (ст.3). Были аннулированы международные займы, полученные прежними правительствами, «в целях уничтожения паразитических слоев общества» введена всеобщая трудовая повинность (п.»в» ст.3), для обеспечения полноты власти трудящихся и невозможности восстановления власти эксплуататоров декретировано вооружение трудящихся (п «к» ст.3). В ст. 7 указывалось, что «эксплуататором не должно быть места ни в одном из органов власти».

Информация о работе Характеристика конституции 1918 г