Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:03, реферат
Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического, образования.Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки и принятие конституции 1918г………………………………..4
1.1. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа………………..5
2. Конституция 1918г……………………………………………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………13
Библиографический список……………………………………………………..14
Политические права и свободы (свобода слова, собрании, объединения и др.), а также некоторые социально – экономические права (например, на образование) предоставлялись только «трудящимся». Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, использовавшие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осужденные за корыстные и порочащие преступления; умалишенные.
Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.
Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
Верховная власть и избирательная система.В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона. Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России — государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11. В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.
В качестве важнейшего принципа
советской федерации
Верховная власть передавалась Всероссийскому съезду Советов (он состоял из представителей городских и сельских Советов с преимуществом для городского населения по сравнению с сельским в пропорции 5:1, что объяснилось стремлением усилить роль рабочего класса). В промежутках между съездами верховная власть принадлежала избираемому съездом Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), между его заседаниями – Совету народных комиссаров(правительству). Последнее также было вправе издавать акты, имеющие силу закона. Такая система организации власти сохранялась до 1936 г. в СССР и до 1937 г. – в России.
Поскольку в конечном счете все политические партии, кроме коммунистической, были запрещены или в условиях преследований распались (это относится и к левым эсерам, которые в течении короткого времени входили в блок с коммунистической партией), в руках последней сосредоточилась огромная власть. В соответствии с большевистскими установками о трудящихся и эксплуататорах («врагах народа»), идеями всемирной социалистической революции. Концепциями диктатуры пролетариата, руководящей роли коммунистической партии, оценкой крестьянства как класса, который ежечасно рождает капитализм, а интеллигенции – как колеблющейся, политически незрелой 2прослойки», советская власть, поддерживая беднейшие слои населения и предпринимая меры для восстановления экономики, культуры, помощи отсталым народностям, вместе с тем обрушила массовые репрессии на значительную часть населения («эксплуататоров», «контрреволюционеров» и др.). Притеснениям подвергались крестьянство (специальные продотряды отбирали у крестьян продовольствие сверх необходимого для прожиточного минимума, а иногда и последнее), часть интеллигенции, церковь и верующие. Противники советской власти также применяли разнообразные методы борьбы («белый террор»), поднимали восстания в городах и сельских районах. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.
Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.
Уездные и районные съезды
Советов формируются также
Двухстепенными были выборы
и на губернские съезды Советов, но
здесь допустима третья ступень:
если уездный съезд Советов
Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.
Конституция не фиксирует
строго порядок выборов и голосования,
оставляя его на усмотрение местных
Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые
общие положения отражены в тексте
Основного закона. Закон исходит
из производственно-
Голосование могло быть как
тайным, так и открытым. На практике
и после принятия Конституции
применялись оба порядка
Заключение
Таким образом, формирование
идей конституционализма в современном
понимании в России началось в
первой четверти XIX в., а к началу
XX в. в России уже было достаточно
конституционно-
Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др. Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.
В Конституции большое количество «целевых» статей. К числу отличительных черт Конституции 1918г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.
Библиографический список:
Нормативно-правовые акты:
Список используемой литературы: