Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:18, курсовая работа
Должностная инструкция представляет собой организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанно-сти, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штат-ной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется со-труднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обя-занностей по должности).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗРАБОТКА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ 6
1.1 Понятие должностной инструкции 6
1.2 Требования к оформлению и содержанию должностной инструкции 8
1.3 Порядок разработки, согласования и утверждения должностных
инструкций 17
2 АНАЛИЗ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ 24
СПЕЦИАЛИСТА 1 КАТЕГОРИИ ОТДЕЛА ПОДДЕРЖКИ ПРОДАЖ 24
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ должностной инструкции 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 35
Определение видов работы и производственных процессов, осуществляемых в структурном подразделении, – это, по сути, половина работы над должностной инструкцией. На втором этапе остается только выделить из общего объема конкретные действия и связи по должности и определить уровень квалификации, необходимый для их осуществления. При этом необходимо понимать, что для организации невыгодны ни завышение, ни занижение данного уровня. Завышение квалификационных требований к персоналу ведет к проблемам в его поиске и необоснованному росту стоимости персонала для компании, ведь уровень заработной платы и компенсационного пакета напрямую зависит от квалификации работника. Занижение же квалификационного уровня неизбежно ведет к тому, что возложенная на сотрудника работа не будут выполнена или будет выполнена с низким качеством [14, С. 38].
Идеальные варианты встречаются достаточно редко. Более обычной является ситуация, когда новая должность «выделяется» из уже существующих должностных обязанностей или вводится в связи с возникновением новых в уже существующем подразделении. Как правило, это производится при росте непрофильных операций, выполняемых сотрудниками вследствие роста общей нагрузки на персонал или изменения условий труда. В данном случае процедура несколько отличается от вышеизложенной. Работа по введению новой должности в уже существующее и активно работающее подразделение начинается с определения, от каких обязанностей она должна освободить уже существующие должности и какие обязанности предполагается возложить на нее дополнительно. Затем проводится оценка предполагаемой эффективности введения данной должности. Оценивается количество времени, которое будет перенаправлено сотрудниками на основную работу, увеличение качества работы и ряд других показателей. Одновременно оценивается стоимость привлечения нового сотрудника (затраты на поиск и наем, заработная плата и компенсационный пакет) исходя из соотношения этих двух цифр и определяется возможность введения новой должности.
Согласование должностной
Следующий этап – это утверждение согласованной инструкции. Как правило, они утверждаются путем издания приказа полномочным лицом организации. При этом на самой инструкции проставляется гриф «Утверждено» с указанием реквизитов соответствующего приказа. На практике встречается и непосредственное утверждение должностных инструкций путем проставления подписи полномочного представителя и даты непосредственно на титульном листе документа. Однако такой подход, на наш взгляд, не совсем корректен. Прежде всего потому, что порядок выражения воли юридического лица путем издания соответствующего приказа предпочтительнее, в том числе и с точки зрения облегчения процедуры доказывания при возникновении трудового спора. Кроме того, это позволяет избежать необходимости вести отдельные книги учета утверждения и внесения изменений в должностные инструкции. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают копию, которую выдают работнику и начальнику структурного подразделения. Копии должностных инструкций, выдаваемых работнику и в структурные подразделения, как правило, заверяют. Обычно это делается подписью руководителя структурного подразделения, отвечающего за кадровую работу в организации. При необходимости должностная инструкция полностью или в части может быть передана в другие структурные подразделения.
Последний этап – это ознакомление с должностной инструкцией работника, который занимает соответствующую должность. Если это вновь принимаемый сотрудник, то ознакомление с должностной инструкцией должно производиться одновременно с заключением трудового договора. Необходимо отметить, что в соответствии с абзацем 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ «трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя… при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе». Соответственно, работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией не позднее оформления письменной формы договора. Однако в идеальном случае это должно производиться в момент фактического допуска сотрудника к работе, даже если сама письменная форма договора к этому моменту еще не готова. При этом необходимо четко понимать, что должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения, однако обязанность по ее выполнению возникает у работника только после его ознакомления с данным документом. Ознакомление сотрудника с должностной инструкцией и факт получения им ее копии фиксируется собственноручной подписью с проставлением даты. Подпись принято так же собственноручно расшифровывать. Как правило, для этой цели вместе с должностной инструкцией сшивается и «лист ознакомления». В ряде случае лист ознакомления прикладывается к приказу об утверждении должностной инструкции. На наш взгляд, это не совсем корректно, так как в этом случае работник подтверждает факт ознакомления с приказом, а не с самим текстом должностной инструкции.
Непосредственной разработке должностных инструкций в каждом конкретном случае должна предшествовать определенная подготовительная работа. На первом этапе разработки должностных инструкций необходимо детально изучить все нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок деятельности должностных лиц и правила разработки и хранения организационно-правовых документов. А также работодатель в рамках локального нормотворчества должен определить порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций, для чего необходимо утвердить Положение о должностной инструкции.
В конце первой главы можно сказать, что должностная инструкция представляет собой организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время во многих организациях и на предприятиях (в большей части – негосударственных) отсутствует практика разработки и введения должностных инструкций. Между тем, их введением достигается целый ряд целей.
Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих, утвержденные Министерством труда и социального развития РФ.
Главным нормативно-правовым документом, содержащим квалификационные характеристики, является «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». В этом справочнике содержатся квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики. С учетом же специфики отдельных отраслей разработаны характеристики по должностям, присущим только им.
Правильно составленная должностная инструкция дает возможность:
– получить четкое представление о трудовой функции работника;
– грамотно распределять трудовую нагрузку на персонал, избегая ее дублирования;
– определять необходимую квалификацию персонала;
– эффективно проводить аттестацию рабочих мест;
– эффективно проводить аттестацию персонала, определяя соответствие лица занимаемой должности;
– снижать судебные риски при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
В качестве объекта анализа выбрано предприятие - открытое акционерное общество «Сибирьтелеком».
ОАО «Сибирьтелеком» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основной документ, регулирующий порядок создания, функционирования, ликвидацию ОАО «Сибирьтелеком» – это устав.
ОАО «Сибирьтелеком» обладает полной хозяйственной самостоятельностью, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках в рублях и иностранной валюте на территории РФ и за её пределами. Общество несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут ответственность в пределах стоимости принадлежащим им акций.
Основной целью ОАО «
Уставный капитал ОАО «
Владельцы обыкновенных акций имеют право:
- участвовать в общих собраниях лично или через полномочного представителя и вносить предложения на рассмотрение в соответствии с уставом;
- получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности общества;
- претендовать на часть имущества в случае ликвидации общества.
Акционеры обязаны:
- соблюдать устав общества;
- выполнять платежи по выкупу акций в сроки, установленные законодательством РФ;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Общества;
- своевременно сообщать Обществу об изменении своего местонахождения;
- в течение 10 дней в письменной форме уведомить Общество о продаже принадлежащих ему акций другому лицу.
Органами управления ОАО «Сибирьтелеком» являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- генеральный директор.
Контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью ОАО «
Высшим органом управления ОАО «Сибирьтелеком» является собрание акционеров. Общество проводит годовое собрание акционеров один раз в год, перерыв между собраниями не может превышать 15 месяцев.
К исключительной компетенции общего собрания относятся следующие вопросы:
- внесение изменений в устав;
- реорганизация Общества;
-ликвидация Общества, назначение
ликвидационной комиссии и утве
-определение предельного
-определение количественного
состава Совета директоров, избрание
его членов и его председателя,
досрочное прекращение их
-назначение генерального директора, досрочное прекращение его полномочий;
-утверждение годовых итогов деятельности Общества;
-уменьшение уставного
-избрание членов ревизионной комиссии;
-образование счетной комиссии;
-дробление и консолидация
-совершение сделок стоимостью более 50% активов Общества;
-принятие решения о
-утверждение аудитора;
-порядок ведения общего
-приобретение и выкуп общество
-участие в холдинговых
В промежутках между общими собраниями высшим органом управления ОАО «Сибирьтелеком» является Совет директоров. Совет директоров избирается в количестве пяти человек. Члены Совета директоров избираются общим собранием акционеров сроком на один год и могут быть переизбраны неограниченное число раз. Председатель Совета директоров избирается общим собранием акционеров. Председателем Совета директоров не может быть Генеральный директор.
К исключительной компетенции Совета директоров относятся следующие вопросы:
- определение приоритетных направлений деятельности общества;
- созыв годового и внеочередного собраний акционеров;
- утверждение повестки дня общего собрания;
- определение даты составления списка акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании;
- размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг;
- определение рыночной стоимости имущества общества;
- увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций;
- приобретение размещенных обществом акций;
- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядок его выплаты; образование и использование фондов общества;
- создание филиалов и открытие представительств общества.
В период между собраниями акционеров и заседаниями Совета директоров текущей деятельностью ОАО «Сибирьтелеком» руководит Генеральный директор. Генеральный директор избирается общим собранием акционеров. В его полномочия входит решение всех вопросов деятельности общества, не входящих в исключительную компетенцию общего собрания и Совета директоров.
Генеральный директор:
-решает вопросы, связанные с
исполнением решений общего
-определяет размеры и порядок оплаты труда работников общества;
-предварительно рассматривает
вопросы, выносимые на