Анализ инструкции по делопроизводству (ДОУ) (на примере инструкции конкретного учреждения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа инструкции по делопроизводству. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) определить сущность и назначение инструкции;
2) изучить этапы подготовки инструкции по делопроизводству;
3) рассмотреть организацию документооборота администрации муниципального образования «Удорский район»
4) проанализировать основные положения инструкции по делопроизводству администрации муниципального образования «Удорский район»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические аспекты анализа инструкции по делопроизводству ………..6
1.1 Сущность и назначение инструкции по делопроизводству ………….…...7
1.2 Этапы подготовки инструкции и её структура ……………………………11
1.3 Содержание инструкции по делопроизводству
2 Анализ инструкции по делопроизводству «Удорский район»……………..24
2.1 Организация документооборота на «Удорский район»…………………...26
2.2 Основные положения инструкции
по делопроизводству «Удорский район»………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………..…32
Список использованных источников и литературы………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 54.38 Кб (Скачать файл)

Примерные инструкции, разрабатываемые, как правило, для организаций определенной отрасли (системы), не следует путать с Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях.  Типовая инструкция по делопроизводству составляется для однородных по характеру деятельности и структуре организаций и используется ими в качестве обязательного нормативного правового акта. Как правило, при наличии типовой инструкции индивидуальные инструкции по делопроизводству в соответствующих организациях не разрабатываются.

Если такая инструкция предусматривает на ее основе разработку в организациях отрасли индивидуальных инструкций по делопроизводству, то она является примерной. Если же такая инструкция должна использоваться организациями непосредственно в практической деятельности, то она может быть определена как типовая.

 Подготовке  проекта Инструкции предшествуют:

- изучение  действующего законодательства  по вопросам деятельности организации, информатизации, делопроизводства и архивного дела;

- анализ  состояния документационного обеспечения  управления в организации;

- выявление  и систематизация положений всех  организационно-распорядительных документов  организации, касающихся делопроизводства;

- анализ  ранее действовавших в организации  инструктивных материалов по  делопроизводству;

- изучение  инструкций по делопроизводству, применяемых в других организациях.

 Инструкция  подразделяется на разделы и  подразделы. Нормативные предписания  оформляются в виде пунктов, которые  нумеруются арабскими цифрами  с точкой и заголовков не  имеют. Пункты могут подразделяться  на подпункты с буквенной или  цифровой нумерацией. Таблицы, схемы  и другие материалы иллюстративного  характера, как правило, оформляются  в виде приложений, а соответствующие пункты Инструкции должны иметь ссылки на эти приложения.

Состав и содержание Инструкции, выделение в ней разделов и подразделов зависят от целого ряда факторов (структуры и численности аппарата управления, порядка прохождения документов, наличия обособленных участков работы, применяемых технических средств). Так, при использовании в организации соответствующих технологий в Инструкцию могут быть включены такие разделы (подразделы), как "Передача информации по каналам факсимильной и телексной связи", "Звукозапись мероприятий", "Использование электронной почты" и др. В том случае, если организация активно работает с зарубежными партнерами, в Инструкцию включается раздел "Оформление документов, направляемых за рубеж".

 К  числу обязательных разделов  Инструкции можно отнести следующие:

  • Общие положения;
  • Подготовка и оформление документов;
  • Организация документооборота и исполнения документов;
  • Контроль исполнения документов;
  • Формирование дел и хранение документов.

Следует отметить, что указанные разделы лишь схематично отображают структуру Инструкции. Обычно инструкции по делопроизводству содержат от 5 до 15 разделов. В конечном итоге, деление на разделы и подразделы носит достаточно формальный характер. Важно обязательно включить в Инструкцию все существенные положения, касающиеся работы с документами.

Начинается инструкция по делопроизводству, как и рассмотренные уже другие виды организационных документов - положение и должностная инструкция, с раздела "Общие положения". В нём должно быть указано, что инструкция устанавливает единую систему делопроизводства и обязательна для всех работников учреждения, фирмы. Специальный пункт посвящается перечислению нормативных документов, на основе которых она составлена. В этом разделе указывается также, на кого возложено руководство делопроизводством в организации в целом и в структурных подразделениях.

Разделы по обработке документов пишутся с учётом технологии, принятой в конкретной организации: традиционная или компьютеризированная. Все этапы работы с документами присутствуют как при традиционной технологии, так и автоматизированной, но они различаются по характеру выполняемых операций.

Например: раздел "Информационно-справочная работа" в автоматизированной системе может выглядеть так:

1.1 В процессе регистрации создается база данных для информационно-справочной работы по документам организации.

1.2 Поиск  документа может осуществляться  по любому признаку (полю), заполненному  в регистрационной карточке.   

1.4 При поиске документов может указываться:   

- Входящие, исходящие, внутренние документы (поиск  может вестись как отдельно  по каждой категории, так и  по всем трем группам документов)    

- Вид  документа (письмо, приказ, договор  и т.п.);   

- Приблизительные  хронологические рамки поиска (по  дате поступления, а для внутренних - подписания документа);   

- Регион, по которому ведется поиск (страна, область);   

- Организация (корреспондент/адресат);   

- Содержание (тема).

1.5 При поиске сведений по конкретному документу может непосредственно задаваться его номер;

1.6При выдаче информации по конкретному документу на экран выводится и при необходимости распечатывается регистрационная форма. При поиске группы документов результаты поиска выводятся на экран и распечатываются в табличной форме.

К инструкции даются приложения и чем их больше, тем инструкция нагляднее. Это обычно:

- образцы  оформления наиболее распространённых  видов документов (приказа, распоряжения, протокола, акта, письма, телеграммы, телефонограммы и т.д.);

- формы (регистрационной карточки, номенклатуры  дел, листа-заверителя дела, обложки дела, описей, акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению и др.);

- списки (перечни) документов (не подлежащих  регистрации, подлежащих утверждению, документов, на которые ставится печать и т.д.).

Инструкция по делопроизводству, также как и Правила подготовки и оформления документов, если они выделены в самостоятельный документ, утверждаются. Чаще всего они утверждаются приказом руководителя организации, в котором указывается, с какого числа они вводятся в действие и перечисляются те мероприятия, которые служба делопроизводства должна произвести для их внедрения. Например:

1 Организовать ведение делопроизводства в соответствии с требованиями Инструкции.

2 Обеспечить оказание методической помощи подразделениям по внедрению Инструкции по ведению делопроизводства.

3 Организовать обучение сотрудников правилам оформления документов в соответствии с требованиями1

4 Отделу  информационных технологий обеспечить  обучение сотрудников работе с новым программным обеспечением и т.д.

Инструкция должна быть в каждом структурном подразделении и каждый работник организации должен быть ознакомлен с ней под расписку.

Положение о службе делопроизводства, должностные инструкции, в которых распределены все функции службы делопроизводства между конкретными исполнителями и инструкция по делопроизводству - основные документы, определяющие организацию делопроизводственного обслуживания в учреждении.


Структура текста инструкции по делопроизводству не регламентирована нормативно-методическими документами межотраслевого действия. Обычно инструкция включает общие положения, тематические разделы и приложения.

В разделе «Общие положения» устанавливают:

  • сферу распространения инструкции (например, «инструкция распространяется на все документы организации», «инструкция распространяется на все документы, кроме конфиденциальных» и др.);
  • ответственность за ее несоблюдение;
  • подразделение, которое отвечает за единый порядок документирования и организацию работы с документами в организации (фирме) и в структурных подразделениях;
  • нормативно-методическую базу.

Тематические разделы, как правило, начинаются с раздела «Правила составления и оформления документов», где определяются:

  • виды и разновидности документов, используемые для документирования распорядительной, организационной, информационной деятельности;
  • общие правила подготовки и оформления документов;
  • правила подготовки отдельных видов распорядительных документов, включая порядок визирования, согласования, утверждения и подписания;
  • порядок изготовления и размножения документов;
  • правила оформления и заверения копий и приложений;
  • порядок использования и хранения бланков, печатей, штампов;
  • порядок работы исполнителей с документами.

Содержание этого раздела может быть значительно расширено за счет включения правил подготовки документов коллегиального органа, а также документов заместителей руководителя.

Раздел «Документооборот» включает:

  • порядок приема, обработки, распределения входящих документов;
  • правила их транспортировки и передачи из одного структурного подразделения в другое;
  • основные инстанции движения документов;
  • порядок подготовки и отправки исходящих документов;
  • порядок учета объема документооборота.

В разделе «Регистрация документов» устанавливается:

  • порядок регистрации входящих, исходящих и внутренних документов;
  • сроки, формы и методы регистрации;
  • правила индексации документов.

Раздел «Организация справочной работы» (ИПС) закрепляет:

  • принципы построения информационно-справочной работы в организации (фирме);
  • включает описание справочных массивов (справочных картотек, электронной базы данных и др.);
  • порядок систематизации и классификации справочной информации;
  • технологию информационно-поисковой работы.

В разделе инструкции по делопроизводству «Контроль за исполнением документов» устанавливаются:

  • категории документов, подлежащих обязательному контролю;
  • порядок их постановки на контроль;
  • технология контроля (формы контрольных карточек, применение отметок на документах и др.);
  • обязанности исполнителей;
  • типовые сроки исполнения;
  • порядок обобщения данных по контролю за исполнением документов;
  • порядок информирования руководителей об исполнительской дисциплине.

 

 

Раздел «Оперативное хранение документов» содержит:

  • правила хранения документов в службе делопроизводства и в структурных подразделениях организации (фирмы);
  • устанавливает ответственность определенных должностных лиц за сохранность документов;
  • правила формирования в дела отдельных категорий документов;
  • порядок разработки и использования номенклатуры дел;
  • порядок систематизации и индексации дел.

В раздел «Подготовка документов к сдаче в архив» включают:

  • порядок проведения экспертизы (отбора документов для хранения и уничтожения);
  • правила подготовки дел к хранению;
  • требования к описанию и оформлению дел;
  • порядок передачи дел в архив.

Состав тематических разделов может изменяться и дополняться в зависимости от условий работы и принятой технологии. В инструкции по делопроизводству могут быть разделы по работе с обращениями граждан, с документами с ограниченной сферой распространения (ДСП), по техническому обеспечению подготовки документов (печатание, звукозапись, стенография, факсимильная связь и т.д.).

К инструкции по делопроизводству обычно составляют приложения, которые должны содержать максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке расположения разделов. В приложения помещают схемы документопотоков, оттиски печатей и штампов, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных видов документов, перечни контролируемых документов, формы их учета, формы номенклатуры дел и др.

 

 

 

2 АНАЛИЗ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

«УДОРСКИЙ РАЙОН»

Вашему вниманию представлена инструкция по делопроизводству в администрации муниципального образования «Удорский район». Она состоит из 8 разделов.

1 раздел  называется «Общие положения»  определяет общие требования  к документированию управленческой  деятельности и организации работы  с документами в Администрации муниципального образования «Удорский район». Ответственность за ее несоблюдение. Также говорится о передаче документов для служебного пользования, их копий работникам других организаций.

2 раздел «Прием, обработка и распределение поступающей корреспонденции» устанавливает порядок приема, обработки и распределения поступающей корреспонденции. Когда и кем производится прием, первоначальная обработка, регистрация и распределение поступающей корреспонденции.

Информация о работе Анализ инструкции по делопроизводству (ДОУ) (на примере инструкции конкретного учреждения)