Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:23, курсовая работа
Характеристика архивного дела сегодняшней России и является целью данного исследования.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать состояние современного архивного законодательства РФ и нормативной базы деятельности архивов;
2) определить влияние общественно-политических изменений последних десятилетий на архивное дело современной России;
3) дать характеристику современной системе архивов в РФ;
4) выявить особенности назначения и деятельности государственных архивов федерального уровня.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов……………………………………………………………..5
2. Архивное дело в Российской Федерации…………………………………....10
2.1. Современная система архивов……………………………………………..10
2.2. Государственные архивы федерального уровня………………………….11
2.2.1. Государственный архив Российской Федерации……………………….11
2.2.2. Российский государственный архив древних актов……………………14
2.2.3. Российский государственный исторический архив…………………….16
2.2.4. Российский государственный архив военно-морского флота…………17
3. Понятие, сфера деятельности и статус ведомственного архива…………...19
3.1. Понятие «Ведомственный архив» и его виды…………………………….19
3.2. Основные задачи и функции ведомственного архива……………………19
3.3. Права и ответственность ведомственного архива………………………...21
3.4. Нормативно-правовая основа работы ведомственных архивов…………21
3.5. Современное состояние и перспективы развития ведомственных
архивов………………………………………………………………………….22
4. Организация работы ведомственных архивов……………………………...24
4.1. Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи……….24
4.2. Экспертиза ценности документов в ЦАМО………………………………25
4.3. Использование документов в архивах…………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Современное архивное законодательство
РФ и нормативная база деятельности архивов……………………………………………………………
2. Архивное дело в
Российской Федерации…………………………
2.1. Современная система архивов……………………………………………..10
2.2. Государственные архивы
федерального уровня………………………….
2.2.1. Государственный
архив Российской Федерации…………
2.2.2. Российский государственный архив древних актов……………………14
2.2.3. Российский государственный исторический архив…………………….16
2.2.4. Российский государственный
архив военно-морского флота………
3. Понятие, сфера деятельности
и статус ведомственного
3.1. Понятие «Ведомственный
архив» и его виды…………………………….
3.2. Основные задачи и функции ведомственного архива……………………19
3.3. Права и ответственность
ведомственного архива………………………
3.4. Нормативно-правовая основа работы ведомственных архивов…………21
3.5. Современное состояние
и перспективы развития
архивов…………………………………………………………
4. Организация работы
ведомственных архивов………………………
4.1. Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи……….24
4.2. Экспертиза ценности
документов в ЦАМО………………………………
4.3. Использование документов в архивах…………………………………….26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………..30
Введение
Архивное строительство в
Изменения политической и экономической
организации российского
Характеристика архивного дела сегодняшней России и является целью данного исследования.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать состояние
2) определить влияние
3) дать характеристику
4) выявить особенности
Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к архивному хранению. Документы организации, образовавшиеся в процессе делопроизводства, в дальнейшем либо остаются на длительное архивное хранение, либо хранятся краткие сроки, а затем выделяются к уничтожению. Архив – это научное учреждение, выполняющее задачу формирования долговременной социальной памяти общества.
Конечная цель
Документы министерств, ведомств Российской Федерации, входящих в их состав комитетов и департаментов, а также подведомственных им государственных учреждений, организаций и предприятий, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое и политическое значение, составляют часть Архивного фонда Российской Федерации, являются собственностью государства и подлежат постоянному хранению в государственных архивах Российской Федерации.В своей практической деятельности ведомственные архивы руководствуются законодательством, приказами и указаниями министерств (ведомств) и других вышестоящих организаций, Росархива, правилами, положениями об организациях и структурных подразделениях, в состав которых входят ведомственные архивы.
Под ведомственным хранением
архивных документов
Архивное законодательство появилось
в 1918 году с принятием Декрета
СНК РСФСР от 1 июня 1918 года «О реорганизации
и централизации архивного
Основные современные законодательные акты появились в 90-х годах XX века.
Считается, что начало реформам в архивной сфере было положено известными указами Президента РФ «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в госархивы документов бывшего КГБ СССР» от 24 августа 1991 г. Главным в этих документах было то, что открывался доступ к ранее закрытым архивным материалам, перестал существовать «партийный архивный фонд». 12 октября 1991 года было издано постановление Совета Министров РСФСР «О российском центре хранения и изучения документов новейшей истории. На базе партийного архива был создан центр, который позднее был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории. Тогда же 12 октября 1991 года вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР».
В 1992 г.издано Постановление Верховного
Совета РСФСР "О порядке доступа
к архивным документам и правилах
их использования" - первый в России
нормативный актом высшего
«Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде РФ», принятые Верховным Советом РФ 7 июля 1993г., заложили демократическую правовую базу архивного дела в нашей стране. В них декларируется целостность государственного архивного дела независимо от формы собственности на документы, устанавливается уголовная ответственность за порчу, хищение, несанкционированное уничтожение, безвозвратный вывоз архивных документов. В целом они исходят из того, что документальное наследие составляет важную часть культурного достояния нации, что архивная система играет существенную роль в жизни страны, а историк-архивист является тем, кто отвечает за надлежащее функционирование этой важной сферы жизнедеятельности общества. Указом Президента РФ большинство центральных государственных архивов было внесено в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Сфера ведения Основ законодательства распространяется на все находящиеся на территории России архивные документы и концентрирующие их архивы. Тем самым «Основы законодательства» провозглашают принцип неотъемлемости ценных документов, т.е. документов, подлежащих вечному сохранению в силу их значимости для общества или для собственника, от общего историко-культурного наследия народов России, рассматривая их в то же время и как составную часть мирового историко-культурного достояния. Такие документы и архивы в «Основах законодательства» объединены ранее существовавшим лишь в обыденном сознании понятием «Архивный фонд Российской Федерации».
Впервые в архивной сфере были разграничены
полномочия Российской Федерации и
ее субъектов, Архивный фонд РФ разделен
на 2 части: государственную и
Основные положения и принципы "Основ законодательства" были конкретизированы в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. "Положении об Архивном фонде Российской Федерации". Оно определило прежде всего предельные сроки ведомственного хранения архивных документов государственной части Архивного фонда России.
"Положение" зафиксировало
также механизм
В 1993 году было принято постановление президента Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве». Это постановление регулирует взаимоотношения между учреждениями Государственной архивной службы и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственным учреждениями, организациями и предприятиями, а так же совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве.
В 1994 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России». В Положении об архивном фонде российской федерации закреплен состав государственной и негосударственной частей АФ РФ, отражена сеть федеральных архивов, архивов субъектов Федерации и муниципальных архивов, указаны порядок и сроки хранения документов, дан полный перечень отраслевых фондов.
28 декабря 1998 г. утверждается
Положение о Федеральной
Как видно из перечисленного Президент и Правительство Российской федерации уделили немало внимания архивному делу.
К 2001 году состояние правового
В отличие от Основ законодательства, являющихся по своей форме сводом наиболее общих правовых установок, в новом законе более детально и технологично отражены вопросы организации архивной работы по всем ее направлениям. Содержание разделов проекта не только покрывает нормы Основ законодательства и утвержденного Указом Президента Российской Федерации Положения об Архивном фонде Российской Федерации (оба эти правовых акта со вступлением в силу закона должны быть отменены), но значительно расширяет и обогащает их.
При этом закон не отменяет права
субъектов Российской Федерации
принимать в пределах предоставленной
им компетенции собственные
Нормы закона тщательно состыкованы
с действующим
В закон включена новая для архивного
права норма: территориальные организации
федеральных органов