Деловое общение как перцепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Любой, даже самый не искушенный в тонкостях социальной психологии и управления, человек уверен в том, что первые минуты, часы, дни и недели пребывания нового сотрудника в организации являются в значительной степени определяющими его дальнейшую судьбу в организации и профессиональную карьеру. Это особенно важно для руководителей структурных подразделений (цехов, отделов, служб). С одной стороны, они должны произвести благоприятное впечатление на трудовой коллектив в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная ДО.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

Тема 7. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПЕРЦЕПЦИЯ

Любой, даже самый не искушенный в тонкостях социальной психологии и управления, человек уверен в том, что первые минуты, часы, дни и недели пребывания нового сотрудника в организации являются в значительной степени определяющими его дальнейшую судьбу в организации и профессиональную карьеру. Это особенно важно для руководителей структурных подразделений (цехов, отделов, служб). С одной стороны, они должны произвести благоприятное впечатление на трудовой коллектив в целом.

С другой – «понравиться» всем – задача, реально не выполнимая. Не зря народная мудрость гласит: «На вкус и цвет товарища нет».

1. Предположим, что Вас  назначили руководителем одного  из подразделений крупной фирмы. Только что гендиректор представил  Вас трудовому коллективу и, пожелав успешной работы, убыл в головной офис. Какую «тронную речь» Вы заготовили для своих подчиненных и как предпочтете ее воспроизвести?

2. Составьте тезисы выступления  перед сотрудниками организации на произвольную тему. Какие приемы активизации внимания аудитории Вы предпочтете во вступлении, основной и заключительной частях речи?

3. На вопрос «Как дела?»  обычно в ответ звучит: «Все  о’кей», «Полный порядок», «Нет проблем». Как следует это понимать? Действительно ли существуют «беспроблемные» личности, группы, организации?

Литература: 1, 2, 4, 11, 16, 23.

1. Александров Д.Н. Риторика. – М.: Флинта, 2002.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. (Гриф МО РФ). – М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003.

16. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001.

23. Пиз А. Язык жестов. – Минск: Парадокс, 1998.

Перцепция (восприятие) - восприятие и понимание другого ч-ка в том числе партнера по общению, направ-лена на регуляцию эмоциональной сферы психики ч-ка, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний ч-ка. Под восприятием пони-мается целостный образ другого ч-ка, формирующийся на основе оценки его внеш.вида и поведения, а также понимания партнера по общению. Весь спектр специфи-чески человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаим-ное усиление или ослабление.

 

 

Понятие социальной перцепции. Восприятие как познание.

 

 Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

 

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными  (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 5 структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции  в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

 

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. Само взаимопонимание может быть истолковано поразному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения.  Эта сторона общения и называется перцептивной. Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией. В полном объеме она достаточно сложна и включает в себя различные варианты восприятия как субъекта, так и объекта общения.

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Раздел 1.Общение, как восприятие  людьми приятель друга ( перцептивная сторона)

 

1.1 Раскрытие понятий "социальная  перцепция" и "межличностная перцепция"………………………………………………………………………...4

 

1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различных ситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11

 

 Раздел

2. Человек как объект  восприятия…………………………………….14

 

2.1 Восприятие - активный  творческий процесс…………………………….14

 

2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16

 

2.3 Механизмы взаимопонимания  в процессе общения. Понятие идентификации  и рефлексии……………………………………………………20

 

 Раздел

3. Экспериментальная часть…………………………………………….24

 

3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24

 

3.2 Эмоции (совесть, прикол, ирония, сатира, трагизм, любовь)……………..26

 

3.3 Интимные межличностные  отношения……………………………………29

 

 Заключение……………………………………………………………….……...31

 

 Список литературы………………………………………………………..……..34

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 От того, как люди  воспринимают приятель друга, зависит  развитие их взаимоотношений. Если  некто „производит хорошее впечатление", ему обычно идут навстречу. Даже  в случаях, когда поведение предписано  инструкцией или уставом, вечно  остается вероятность подходить  к людям индивидуально. Можно  ли "поддержать" человека, если  он представляется достойным  того, или, напротив, " сдержать его  прыть"?

 

 Когда же действия  не регламентируются или регламентируются  не очень жестко, отношение к  другому в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Именно от того, (каков он на самом деле) как воспринят прочий человек (а не непосредственно от того, каков он на самом деле), зависит первоначально отношение к этому человеку. Иногда это отношение оказывается оправданным и справедливым. Но бывает и так, что в последствии люди разочаровываются в человеке, упрекают себя в том, что с самого начала не разглядели его подлинной сущности. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с прочий стороны, чем более полно раскрывается прочий человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится представление о самом себе. Представление о себе через представление о другом формируются обязательно при условии, что тот самый "другой" дан не абстрактно, а в рамках довольно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

 

 РАЗДЕЛ 1

 

 

 

1.1 Процесс восприятия  одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть  общения и условно может быть  назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как "социальная перцепция". Это понятие в первый раз было введено Дж. Бунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда (New fook) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

 

 Если представить себе  процессы социальной перцепции  в полном объеме, то получается  весьма сложная и разветвленная  схема. Она включает в себя  различные варианты не только  объекта, но и субъекта восприятия. Когда объектом восприятия выступает  индивид (И), то он может понимать  другого индивида, принадлежащего  к "своей" группе (1); другого индивида, принадлежащего к "чужой" группе; свою собственную группу (3); чужую  группу (4). Если более того не  включать в перечень большие  социальные общности, которые в  принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются  четыре различных процесса, каждый  из которых обладает своими специфическими особенностями.

 

 Еще сложнее обстоит  дело в том случае, когда в  качестве субъекта восприятия  интерпретируется не только отдельный  индивид, но и группа (Г). Тогда  к составленному перечню процессов  социальной перцепции следует  ещё привосокупить такие аспекты: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя прочий группы (6); восприятие группой самой себя (7) и, наконец, восприятие группой в целом прочий группы (8).

 

 Субъект восприятия

 

 Индивид Группа

 

(1) (5)

 

(2) (6)

 

(3) (7)

 

(4) (8)

 

S - субъект восприятия

 

 О - объект восприятия

 

 о - член группы

 

 Хотя тот самый второй  ряд не является традиционным, однако в прочий терминологии  почти каждый из обозначенных тут „случав" исследуется в социальной психологи.

 

 Для того чтобы более  точно об означить, о чем идет  речь в интересующем нас плане, целесообразно вещать не вообще  о социальной перцепции, а о  межличностной перцепции, или межличностном  восприятии (или - как вариант - о  восприятии человека человеком ). Именно эти процессы включены непосредственно в общение в том его значении, в каком оно рассматривается тут. Восприятие человека человеком обусловлено специфическими чертами, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех. отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое важность ряду дополнительных факторов, которые не играют роли столь существенной при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия тут проявляется весьма своеобразно, поскольку в процессе селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми приятель друга в огромной степени возрастает.

 

 Таким образом, можно  сделать вывод, что термин „социальная  перцепция" или, в более узком  смысле слова, „межличностная перцепция", „восприятие человека человеком" употребляется в литературе в  несколько вольном, более того  метафорическом смысле, хотя последние  исследования и в общей психологи  восприятия характеризуются известным  сближением восприятия и других  познавательных процессов. В самом  общем плане можно сообщить, что  восприятие другого человека  означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на  этой основе его поступков.

 

 С точки зрения роли  в общении человека с человеком  рассматривается его отражение. Тем самым в классическом трехмерном  определении психики - безукоризненный  атрибут субъекта, субъективное  отражение объективной реальности, инструмент ориентации в среде - это третий момент, характеризующий  место образа в системе взаимосвязей  явлений реальности.

 

 Общение в исходной  его форме - это непосредственное  взаимодействие двух людей, что  называется "лицом к лицу" в  диапазоне расстояний, обусловленном  разрешающей способностью органов  чувств (абсолютными программами). Природа  каналов связи определяет специфику "макетов" человека, с которыми  люди имеют дело в опосредованном  общении. Можно выделить три группы "макетов": изображения, речевые  описания и следы. Изображения  могут быть художественные и  технические, статические и динамические, моно- и полимодальные и т. д. Речевые  описания, устные или письменные, - это и литературные персонажи, и информация о людях, распространяемая  средствами массовой коммуникации, и содержание личных и деловых  документов, и суждения людей  приятель о друге в практике  повседневного общения. Следы человека - это и собственно физические признаки присутствия (отпечатки рук, следы обуви) и следы-символы (в отличие от собственно следов они информативны лишь для определенного субъекта), и следы-продукты целенаправленной деятельности, образующие культурную среду обитания людей. Естественно, что общение, опосредованное различными "макетами", может быть при условии наличия опыта непосредственного общения.

 

 Из этого вытекает  последовательность становления  и развития образа человека  у человека.

 

 Сначала возникает  первое ощущение. Оно определяет  ход сиюминутного общения и  выступает как опыт по отношению  к последующему восприятию, в  частности восприятию реакции  объекта на действия субъекта.

Информация о работе Деловое общение как перцепция