Деловое общение как перцепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Любой, даже самый не искушенный в тонкостях социальной психологии и управления, человек уверен в том, что первые минуты, часы, дни и недели пребывания нового сотрудника в организации являются в значительной степени определяющими его дальнейшую судьбу в организации и профессиональную карьеру. Это особенно важно для руководителей структурных подразделений (цехов, отделов, служб). С одной стороны, они должны произвести благоприятное впечатление на трудовой коллектив в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная ДО.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

 

 Описательно эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека. Только тут имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова. Термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное " понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько, "прочувствывается" Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и тут присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей - то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его тот самый "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во чуткость линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по - иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет " принятие в расчет" поведение другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию , другое - понять его, приняв в расчет его точку зрения, более того "сочувствуя ей", но действуя по-своему. Оба случая требуют решения ещё одного вопроса: как будет тот, "другой" т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания приятель друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по отношению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как прочий понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений приятель друга, и глубокое, последовательное взаимоотражение содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внешнем мире в свою очередь отражается внешний мир первого исследователя"[11].

 

 В практическом и  теоретическом плане представляется  важным построение моделей, отражающих  возможные направления стратегии  и тактики взаимодействия партнеров. Для этой цели используется  аппарат математической теории  игр. Все большее важность в  настоящее час приобретает анализ  рефлексивных структур группы, объединенной  общей деятельностью. Тогда схема - модель возникающих рефлексий  получает объяснение не из  самой себя, а из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений.

 

 Таким образом, мы убедились, что восприятие - это на самом  деле активный творческий процесс. Важное влияние на точность  восприятия и глубину понимания  другого человека имеет злободневный  опыт. Значительное влияние на  восприятие другого человека  оказывает также самооценка воспринимающего.

 

 Кроме того, процесс  понимания приятель друга осложняется  явлением рефлексии, а идентификация  выступает в качестве одного  из механизмов познания и понимания  другого человека.

 

 РАЗДЕЛ 3

 

3.

1. В настоящее час концепция  личности как субъект жизненного  пути позволяет нам представить  конкретную исследовательскую - во  многом ещё гипотетическую - модель  изучения реального сознания. Эта  модель охватывает функциональный  механизм сознания, сознания в  его функционировании, и условно  названа " социальное мышление  личности: функционирование сознания  определяется не только его  структурой, " строением", проанализированными  вдогонку за Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, а потом В.П. Зинченко, но и способом жизни личности, который определяет функциональные возможности и ограничения сознания ( и его уже сугубо функциональные пожизненные структуры). Самые отдаленные аналоги вскрывают существо этого различия: мощности завода нормативно закладываются при его планировании, но и радикально отличаются от реального функционирования, связанного с отсутствием либо сырья, либо рабочих, либо комплектующих.

 

 Однако психологические  исследование социального мышления  личности не сводится к раскрытию  социальных условий этого мышления (поэтому и отличается от социалистического). Мы рассматриваем сознание и мышление как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных условиях. Речь идет о том, насколько субъект пользуется своим мышлением "загружает" его, о регулярности интеллектуальных занятий (конечно, определяемых физическим или умственным характером труда, но в первую очередь - самой личностью).

 

 Определив сознание как жизненную способность личности, мы полагаем, что можно вещать не только о способности к социальному мышлению, но и о потребности в нем. Так, Д.Дьюн указал на любознательность как форму выражения этой потребности, однако сегодня в нашем обществе теоретики обошли эту проблему, а практики образования, как справедливо заметил Я.А. Пономарев, всей системой его реализации постаралась убить в ребенке данную потребность.

 

 Выявленная прямая  подневольность социального мышления  от способа жизни определенной  личности в конкретных условиях  открывает перед нами перспективную  поставленная проблема - найти и  убранную подневольность, которую  вечно подчеркивал С.Л. Рубенштейн, - регуляторную роль, или функцию мышления в этом способе жизни.

 

 Предметом мышления  личности является вся социалистическая  реальность в совокупности феноменологическом  и сущностных характеристик ( социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведение людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем.

 

 „ У здравого смысла  прекрасный нюх, но зато старческие  тупые зубы" - так охарактеризовал  важность мышления один из  его наиболее интересных исследователей  К.Дрункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу [10]. С этим трудно не соглашаться, имея в виду, что мышления в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого „здравого смысла".

 

 Мышление - это движение  идей, раскрывающее суть вещей, это  особого рода теоретическая и  практическая дело, предполагающая  систему включенных в нее действий  и операций ориентировано - исследовательского, преобразовательного и познавательного  характера. Мышление бывает теоретическое (понятное , образное) и практическое (ненагляднообразное, нагляднообразное).

 

 Кроме обычных, нормальных  видов мышления, приводящих к  правильным выводам, есть особые  мыслительные процессы, дающие ложное  представление о реальности. Они  обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также  у тех., кто занимает пограничное  положение между нормой и патологией  или пребывает в состоянии  так называемого замутненного  сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое  состояние).

 

 Один из видов необычного  мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого  вида мышления Э. Блейер писал по поводу этого: „ Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, … свои особые законы мышления... Мы наблюдаем действо этих механизмов… и в обычном сновидении.., в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира"[6].

 

 Мысли человека при  аттическом мышлении подчиняются  не логике и разуму, а эффективным  потребностям, следуют за ними, отражают  их силу, динамику.

 

 Существенное отличие  человека как вида от животных  состоит в его способности  рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически  оценивая его, и полагать о  будущем, разрабатывая и реализуя  рассчитанные на него планы, программы. Все это сообща взятое связано  со сферой человеческого сознания. Особо важное важность для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности "видения" собственной психологии, опредмеченном в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

 

3.

2. Каждому человеку присуще  такое явление как эмоции. Эмоции- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущения приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

 

"То, что радует человека, что его интересует, повергает  в уныние, тревожит, что представляется  ему смешным, более всего характеризует  его сущность, его характер, индивидуальность"[12].

 

 Люди как личность  в эмоциональном плане отличаются  приятель от друга по многим  параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости  возникающих у них эмоциональных  переживаний, доминированию положительных  или отрицательных эмоций. Но  более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. По характеру эмоции, которые у человека активизировать представленные в тестах ситуации и предметы события и люди, судят об их личностных качествах. Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внутренние - пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы.

 

 Эмоция, выраженная в  чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение  к деятельности. Чувства одновременно  содержат в себе и выражают  отношение и побуждение человека, причем и то и другое в  глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

 

 Одним из таких чувств  является совесть. Она связана  с нравственной устойчивостью  человека, его принятием на себе  моральных обязательств перед  другими людьми и неукоснительным  следованием им.

 

 Эмоции входят во  многие психологически сложные  состояния человека, выступая, как  их органическая часть. Такими  комплексными состояниями, включающими  мышление, отношение и эмоции, являются  прикол, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать  как виды творчества, если они  приобретают художественную форму.

 

 Юмор - это эмоциональное  проявление такого отношения  к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание  смешного и доброго. Это смех  над тем, что любишь, способ проявления  симпатии, привлечения внимания, создания  хорошего настроения.

 

 Ирония - это сочетания  смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, ещё нельзя  назвать недобрым или злым.

 

 Сатира представляет  собой обличение, определенно содержащее  осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в  неприглядном виде.

 

 Трагизм - это эмоциональное  состояние, возникающее при столкновении  сил добра и зла и победе  зла над добром.

 

 Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво  раскрывающих роль эмоций в  человеческих личных взаимоотношениях, сделал популярный философ Б.Спиноза.

 

"Природа людей по  большей части такова, что к  тем, кому худо, они чувствуют  сострадание, а кому хорошо, тому  завидуют и … относятся с  тем большей ненавистью, чем больше  они любят что-либо, что воображают  во владении другого".

 

"Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает  к нему ненависть, тот будет  в одно и то же час и  ненавидеть, и любить его".

 

"Ненависть увеличивается  вследствие взаимной ненависти  и, наоборот, может быть уничтожена  любовью" [22].

 

 Особое человеческое  чувство, которое характеризует  его как личность, - это любовь. О смысле этого чувства в  его высшем, духовном понимании  хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во отношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью"[23]. Человек, который любит по - настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе тот самый "дубликат" не был. Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом.

 

 

3. 3. Тут же можно порассуждать на тему вражды между людьми. Во-первых, потому, что эти отношения - антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе выражения дружеских и других несложившихся интимных отношений, в-третьих, приятельство, любовь и вражда находятся на различных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений. Но сообща с тем вражда не зависима от остальных отношений и может предстать самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.

 

 Отношения типа вражды  можно определить как проникнутые  взаимной неприязнью и ненавистью  людей. Следует признать, что в  обществе в периоды революционных  преобразований такие отношения  проявляются не реже, чем дружеские  и любовные.

Информация о работе Деловое общение как перцепция