Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:28, реферат
Социальный педагог ОУ может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией ОУ):
Тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов по вопросам охраны и защиты прав ребенка.
Должностная инструкция.
Примерный перечень документации социального педагога
3
2.
Нормативно – правовое обеспечение социального педагога
4
3.
Планирование работы социального педагога
5
4.
Основные направления деятельности социального педагога
6
5.
Примерный план социального педагога на год
9
6.
Примерная циклограмма работы
12
7.
Примерный график работы
14
8.
Журнал учета работы социального педагога
15
№ |
Содержание |
стр. |
1. |
Примерный перечень документации социального педагога |
3 |
2. |
Нормативно – правовое обеспечение социального педагога |
4 |
3. |
Планирование работы социального педагога |
5 |
4. |
Основные направления деятельности социального педагога |
6 |
5. |
Примерный план социального педагога на год |
9 |
6. |
Примерная циклограмма работы |
12 |
7. |
Примерный график работы |
14 |
8. |
Журнал учета работы социального педагога |
15 |
Социальный педагог ОУ может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией ОУ):
Особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Международные документы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Всеобщая декларация прав
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Федеральные законы:
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс
3. Жилищный кодекс
4. Семейный кодекс
5. Трудовой кодекс
6. Кодекс РФ «Об
7. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
8. Закон РФ «Об образовании»
9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
10. Федеральный закон от 28.06.1995г.
№98-ФЗ "О государственной поддержке
молодежных и детских
Социальный педагог планирует свою деятельность по трем разделам:
Планирование срочной работы может быть представлено в виде циклограммы (расписание обязательных дел на неделю) или плана-сетки.
Необходимо учесть в срочном плане чрезвычайные ситуации (=1 час в день) и текущую работу.
Перспективное планирование — это перспективная программа по одной или нескольким ключевым проблемам на 1-3 года ,5 лет.
Алгоритм работы с перспективной программой
Проблема —> Цель —> Задачи —> Формы/Методы —> Средства реализации форм —> Ожидаемый результат —> Анализ результата.
Главная цель перспективного плана - развитие социально-педагогической деятельности, совершенствование ее форм и методов, повышение эффективности и результативности этой работы в целях защиты прав учащихся и других категорий несовершеннолетних.
В плане должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в ОУ и включают в себя индивидуальную и групповую работу по отдельным направлениям со специалистами, педагогами ОУ, родителями, детьми, специалистами других учреждений.
В плане работы обязательно оговариваются конкретные мероприятия и сроки.
Основные направления деятельности социального педагога.
Цель деятельности социального педагога:
№ п/п. |
Направления деятельности |
Содержание деятельности |
1. |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов. |
|
2. |
Социально-педагогическая защита прав ребенка. |
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура); - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых. |
3. |
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося. |
раннее выявление неблагополучных семей: создание банка данных по неполным семьям. семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; - духовно-ценностное просвещение: содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике |
4. |
Социально-педагогическое консультирование. |
- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем |
5. |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация. |
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних) организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс). |
6. |
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка. |
- сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями |
7. |
Поддержка социально - ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности). |
- забота о больных, инвалидах - благотворительные мероприятия для пожилых людей; - благоустройство города, двора; охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с детьми; - другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям. |
8. |
Организационно-методическая деятельность. |
- анализ и обобщение опыта социально- педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, результатов проведенных социально-педагогических исследований. |
( план можно составить по следующей форме, при необходимости меняя графы местами):
Примерный план работы социального педагога
№ п/п |
Содержание деятельности социального педагога |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Выявление воспитанников изучение личных дел воспитанников; составление социальной карты класса; корректировка списков детей по социальному статусу; определение детей группы риска. |
Сентябрь. |
Социальный педагог, зам. директора по УВР, ВР, классные руководители, психолог, руководители кружков и секций. |
2. |
Изучение медико-психолого- наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; беседы; тесты личностных особенностей; диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем. |
Октябрь. |
Социальный педагог, психолог, руководители кружков, учителя, медицинский работник ОУ. |
3. |
Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики развития ребенка: анкетирование, помощь в выборе кружковой деятельности; проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания; еженедельный Совет по дезадаптированным учащимся совместно с инспектором ОДН; информация о текущей работе на совещаниях классных руководителей и педагогов. |
Ноябрь-март. |
Социальный педагог, психолог, руководители кружков, учителя, инспектор ОДН. |
4. |
Разработка индивидуально- Обеспечение реализации программ коррекции поведения учащихся. |
Постоянно. |
Социальный педагог, специалисты ОУ. |
5. |
Контрольное диагностирование: цветопись настроения; графические (рисуночные) методы тестирования; беседы со старшеклассниками на актуальные для их возраста темы; сравнительный анализ карт и дневников наблюдений специалистов ОУ. |
Постоянно. |
Социальный педагог, специалисты ОУ. |
6. |
Работа с девиантными детьми и подростками: постоянное наблюдение и своевременная помощь; еженедельная работа Совета профилактики с детьми, состоящими на учете в ОДН; оформление документов для дальнейшего обучения в училище (ВСОШ); проведение профилактической работы с подростками с делинквентным поведением. |
Постоянно. |
Социальный педагог, инспектор ОДН. |
7. |
Работа с детьми-инвалидами: Своевременное оказание помощи в оформлении документов по инвалидности и пенсионного пособия; санаторное лечение или системное медико-психологическое обследование; участие в работе
по реализации программы «Дети- |
В течение года. |
Социальный педагог, педиатр, специалисты отдела социальной защиты населения, руководители кружков. |
8. |
Профилактическая работа с подростками: направление для психологического консультирования в специализированные центры; посещение консультаций; направление в тренинговые (коррекционные) группы; посещение консультаций; направление для обследования или лечения в отделение неврозов, соматические отделения; циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр); посещение городских семинаров Центра планирования семьи. |
В течение года. |
Социальный педагог психолог, гинеколог, нарколог. |
9. |
Оказание консультационной помощи ребенку (опекаемому), поддерживающему отношения с родственниками. |
В течение года. |
Социальный педагог, зам. директора по ВР, психолог. |
10. |
Способствование формированию благоприятного микроклимата в ОУ: информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей; анализ работы с детьми группы риска на методических объединениях; индивидуальная помощь
классным руководителям; консультативные
совещания совместно со |
В течение года. |
Социальный педагог, зам. директора по ВР, психолог. |
11. |
Координация различных видов социально - ценностной деятельности, направленных на развитие социальных инициатив: участие в конкурсной
программе «Дети-инвалиды»; участие
в праздниках детско-юношеских
библиотек; изучение индивидуально- |
В течение года. |
Социальный педагог, работники библиотеки, организатор досуга, учителя литературы. |
12. |
Защита и охрана прав детей:
|
Постоянно, в течение года. |
Социальный педагог, отделы социальной защиты, специалисты по охране прав детей, ОВД. |
13. |
Повышение профессиональной участие в семинарах социальных педагогов; учеба на курсах повышения квалификации; реализация программы самообразования по отдельным аспектам профессиональной деятельности; посещение мероприятий коллег в ОУ района. |
Постоянно, в течение года. |
Социальный педагог. |