Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 00:45, реферат
Создание в нашей стране правового государства с эффективно работающими институтами представительной, исполнительной, судебной властей, производства, науки и образования обуславливается не только всесторонним и полноценным юридическим обоснованием их деятельности, но и формированием рациональных, конкретных правил и процедур их функционирования, в том числе в области работы с документами.
Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве.
Введение…………………………………………………………….……..3
1. Основные этапы развития документоведения………………….……6
2. Структура документоведения………………………………………...10
3. Взаимосвязь документоведения с другими науками………………12
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………...28
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные этапы развития документоведения………………….……6
2. Структура документоведения…………
3. Взаимосвязь документоведения с другими науками………………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Создание в нашей стране
правового государства с
Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве.
Все большее значение в современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации. Переход на принципиально новые способы организации информации и доступа к ней, обуславливают актуальность курса “Документоведение”.
Существуют разные определения понятия “документоведение”, однако ни одно из них не стало общепринятым. Впрочем, как и понятие “документ”. И это закономерно, поскольку “документоведение” – термин многоаспектный, структурно-разветвленный, касающийся различных сторон документа и документно-коммуникационной деятельности – явлений не менее сложных и многоплановых.
Можно сказать, что документоведение – это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.
Документоведение исследует
документ как источник информации и
средство социальной коммуникации. Это
комплексная наука о документе
и документно-коммуникационной деятельности,
изучающая в историческом, современном
и прогностическом планах процессы
создания, распространения и
Формирование документоведения как научной дисциплины предполагает определение основных ее составляющих: объекта, предмета, структуры, методов, понятийного аппарата – в их единстве и целостности, т.е. как системной научной дисциплины.
Объект науки отвечает на вопрос: что изучает наука. Объектом документоведения как науки является комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени. Документ создается в ходе документно-коммуникационной деятельности, поэтому объектом науки являются все виды этой деятельности – создание, производство, хранение, распространение и использование документов, создание систем документации.
Предмет науки должен ответить на вопрос: каким именно образом, зачем, с какой целью и для чего именно изучают объект, а через него и объективную реальность. Предмет науки определяет содержание научного знания об объекте – документе и документно-коммуникационной деятельности. Предметом документоведения является создание научного знания о документе в единстве его информационной и материальной составляющих, о закономерностях создания и функционирования документов в обществе.
Документоведение изучает
документ как предмет на теоретическом,
историческом и методическом (практическом)
уровнях. Оно исследует документ
как систему, его свойства, параметры,
структуру, функции, методы и способы
документирования, классификацию и
типологизацию документов. В поле
его внимания находятся общие
закономерности создания, распространения,
хранения и использования документов.
Причем предметом изучения может
служить документ в целом либо
его отдельные аспекты, специфические
черты документно-
Документоведение изучает документ в его историческом развитии, закономерности его образования, способы создания, принципы организации систем документации и документирования. Таким образом, документоведение наиболее полно изучает все функции, как общие, так и частные, присущие документам. Однако документоведение не ограничивается лишь пассивным изучением документа. Выявляя закономерности документообразования, документоведение начинает активно влиять на сам процесс документирования, внося в него научные основы, проводя унификацию и стандартизацию документов и систем документации, относя определенные группы видов документов к функциональным и отраслевым системам, внутри них к отдельным операциям.
Целью настоящей работы является углубленное изучение документа и систем документации в их историческом развитии, теоретических и практических проблем создания документированной информации учреждений любой организационно-правовой формы.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Основные этапы развития
Документоведение относится к разряду молодых наук, оно еще окончательно не сформировалась как научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе. Эта наука возникла не сразу, она прошла в своем развитии несколько этапов.
Исторически первой в этом
ряду стоит документационная наука,
возникшая в конце XIX в. и получившая
международное признание в
Основоположником
Со временем в процессе дифференциации в качестве самостоятельных научных дисциплин выделились теория классификации документов, теория документных потоков, теория индексирования и реферирования.
История документационной науки оказалась короткой. В середине XX в. (50-60-е годы) процессы коммуникации начинают рассматриваться не только в ракурсе одного из их средств – документа, но и более широко – как информационные. Понятие “документ” уступает место понятию “информация”, поскольку первое является производным от второго. Первоначальные представления о предмете документационной науки были модернизированы и приобрели информационное и кибернетическое содержание.
С начала 1960-х годов начинают
развиваться научные
В это время документоведение
развивается как научное
В конце 1960-х годов с развитием информатики (А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский) переосмысливаются в значительной мере достижения документационной науки, существование последней в виде автономной научной дисциплины фактически прекращается. В 1973 г. предпринимаются редкие попытки (Г.Г. Воробьев, К.Н. Рудельсон) обобщить теоретические сведения о документе, разработать его концептуальные основы с помощью информационного анализа. Часть вопросов, связанных с классификацией документов, созданием информационных моделей документа, исследованием документных информационных потоков, вошли в соответствующие разделы библиотеко-, библиографо-, архивоведения и информатики.
Вплоть до середины 1980-х
годов обобщающими науками о
документе считались
Ко второй половине 1980-х годов осознается тот факт, что именно обобщающее понятие документа наиболее адекватно отражает предмет профессиональной деятельности сотрудников библиотек, органов информации, архивов, музеев, книжных магазинов и т.д. Этому способствовало внедрение в профессиональную деятельность компьютерной техники и машиночитаемых носителей информации.
Дальнейшее развитие общедокументальных
подходов связано с именами Д.Ю.
Теплова, А.В. Соколова, Ю.Н. Столярова,
О.П. Коршунова, в работах которых
понятие “документ” выступает как
самостоятельная лексическая
В начале 1990-х годов ощущается необходимость в создании науки о документе либо комплекса научных документоведческих дисциплин. Для обобщающего названия науки о документе начинает использоваться ряд названий: информационно-коммуникационная наука (А.В. Соколов), документационно-информационная наука (Г.Н. Швецова-Водка) и т.д. Ядро такого комплекса наук о документе составляют библиотеко-, библиографо-, книго-, архиво-, музееведение и информатика. Общим для них является исследование документа как объекта, созданного специально для передачи информации.
Каждая из этих областей знания
имеет свои специальные задачи, формы
и методы работы с документами, однако
теория и история документа являются
общими для них. К общетеоретической
проблематике относится, прежде всего,
функциональный анализ документов, изучение
их особенностей как материальных объектов
с зафиксированной в них
2. Структура документоведения
Как и любая научная
дисциплина, документоведение имеет
структуру, которая пока находится
в стадии формирования. Структурно
документоведение делится на две
подсистемы: общее и особенное
документоведение Содержанием общего
документоведения являются общетеоретические,
исторические и организационно-методические
проблемы науки о документе и
документно-коммуникационной деятельности,
т.е. ее сущность, объект, предмет и
структура, терминология, концепции, установление
соотношения с другими науками,
закономерности и принципы развития
и функционирования документа в
системе документных
Теория документа (документология)
– ядро документоведения. Она изучает
общетеоретическую
История раскрывает закономерности становления и развития документа как источника информации и средства коммуникации в условиях смены конкретной обстановки на определенном этапе развития социальной коммуникации, изменения его содержания и формы в соответствии с документными потребностями общества в тот или иной период времени.
В разделе документной
деятельности изучается история
и общая методика создания и функционирования
документа в системе
Особенное документоведение изучает особенности, характерные для отдельных типов и видов документов (книги, патенты, ноты, карты, кинофильмы, оптические диски и т.д.), отдельные процессы документно-коммуникационной деятельности (документирование, документоиздание, документораспространение, документохранение, документопользование). В качестве особенного может выступать любой признак, заслуживающий теоретического рассмотрения.