Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:41, реферат
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального образования
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Сервиса и Экономики (Старорусский Филиал)
Реферат
По предмету:«ДОУ»
На тему:«История развития делопроизводства в России»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Специальность 080507 «Менеджмент»
Проверила:
Необходимость создания документов
возникла одновременно с появлением письменности.
Более того, считают, что именно потребность
в создании различных документов (соглашений,
договоров и т.п.) и повлекла за собой появление
письменности как способа изложения информации
не только личного, но и государственного
значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский
плебс требовал введения четких «писанных»
законов. Создание зафиксированных на
бумаге законов и правил было также главным
требованием средневековых восстаний.
Когда же появились законы от делопроизводителя
требовалось абсолютная точность формулировок
и безукоризненное знание формы изложения,
иначе документ терял силу.
С развитием письменности документы
стали способом общения и передачи информации.
*Понятие и слово «делопроизводство»
возникли в центральных учреждениях Московского
государства – приказах – несколько столетий
назад (ХV – ХVI в.в.). Тогда под делопроизводством
понимали письменное оформление, рассмотрение
и решение вопросов («дел») в приказе. Каждое
дело начиналось подачей в приказ челобитной
(в ХVIII – ХIХ и начале ХХ в.- прошение). К ней
присоединялись различные справки, следственные
документы, решение приказа и другие материалы.
Все составляли «дело» по данному «производству»,
иначе – его «делопроизводство». Совокупность
дел также называли делопроизводством.
* Столбцовое (приказное) делопроизводство. На
раннем этапе развития Древнерусского
государства и в период феодальной государственных
учреждений еще не существовало. Становлению
учреждений и системы делопроизводства
в них предшествовал период возникновения
и развития документирования, т.е. документационного
оформления явлений частной и общественной
жизни людей. Управленческие функции выполняли
чаще всего отдельные должностные лица
или органы, осуществляющие свою деятельность
либо вообще без сотрудников, либо с очень
ограниченным штатом чиновников. В этих
условиях единая система делопроизводства
еще не в полной мере была востребована
самой системой управления.
В конце ХV в. появляются первые приказы – центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы – органы государственного управления на местах. Оформление приказов позволило централизовать управление страной.
*В деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного аппарата число приказов росло. Ко времени преобразований, проведенных Петром I, их было более 50.
*Представляет интерес и структура самого органа государственной власти – приказа:
Порядок составления документа
в приказе был следующий: по указанию дьяка
проект документа – «черное письмо» –
составлял подьячий «средней руки», дьяк
«черным» его, т.е. исправлял, а молодший
подьячий «белил», т.е. писал начисто. Беловик
сверяли с черновиком, «старый» подьячий
«справлял» переписанный документ, удостоверял
своей подписью соответствие его исправному
черновику. «Справленные» документы подписывали
дьяки. Подпись растягивали во всю ширину
документа с целью охраны от подлогов.
Приказы по праву можно было назвать колыбелью
бюрократизма: зачастую документы проходили
множество инстанций, подолгу задерживаясь
без необходимости у отдельных исполнителей,
прежде чем попадали по назначению.
*В аппарате приказного делопроизводства
процветали взяточничество, чинопочитание.
Не были развиты также делопроизводственные
операции, такие как регистрация документов,
хранение, контроль за исполнением. И все
же именно на этом историческом этапе
складывается первая система работы с
документами, закладываются основные
приемы и методы создания, оформления
и обработки их.
Таким образом, в этот период
управление не составляло стройной системы
и строилось на системе «поручений» - какой-либо
круг дел передавался в ведение определенного
лица по степени близости и доверия к нему
великого князя.
Коллежское делопроизводство. Отсутствие в приказном делопроизводстве установленного законом единообразного порядка, точных форм письменных документов, конкретных сроков их исполнения, громадное число учреждений, запутанность их взаимоотношений между собой и в управлении территориями побудили Правительство искать новые формы государственного устройства.
*Взамен устаревшей системы приказов в 1717 – 1718 г.г. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Окончательно структуру коллегий определил Генеральный регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 г. В этом документе подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения коллегии. В том числе имеется глава о структуре и функциях канцелярии, а также глава о секретарском чине. К секретарю предъявлялись высокие и строгие требования. Таким образом, Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря. 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности на Руси.
*Кроме секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы, конеисты, писцы, фискомы. В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и даже режим работы конторских служителей.
В период коллежского делопроизводства
были заложены основы организации учета
и хранения документов, тогда же впервые
появилось название «архив». В Генеральном
регламенте предписано было иметь два
архива – общий для всех коллегий в специальном
ведении коллегии иностранных дел и финансовый.
Развивая отдельные делопроизводственные
операции по работе с документами, коллежское
делопроизводство оставило без изменений
его бюрократическую сущность.
Таким образом, XVIII в. в развитии делопроизводства
характеризовался усилением законодательной
регламентации всех сторон деятельности
канцелярии и учреждения в целом, формированием
и закреплением общих административных
начал деятельности учреждений, и прежде
всего, бюрократического начала.
Исполнительное делопроизводство (министерское)
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой
государственного управления и делопроизводства,
которая затронула главным образом верхний
уровень управления - высшие и центральные
учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы
центральных и местных учреждений.
* Новая система управления
— министерская, основанная на принципе
единоначалия, зародилась в недрах старой
коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие
права, чем ранее. Создание министерств
с единолично управляющими министрами
было необходимо для более гибкой и оперативной
системы управления. Коллегиальный принцип
принятия решений не был исключен вовсе
из новой системы: сначала коллегии ввели
в состав вновь созданных министерств;
позже при министрах создали советы, имевшие
статус коллегиального совещательного
органа. Тем не менее, отношение к министрам
как к единоличным исполнителям воли царя
и определило делопроизводство министерств
как исполнительное.
* Первыми министерствами, созданными
манифестом от 8 сентября 1802 г., были: военно-морских сил,
иностранных дел, внутренних дел, коммерции,
финансов, народного просвещения, юстиции
и на правах министерства - Государственное
казначейство. Каждому министру предписывалось
создать канцелярию и иметь товарища (помощника).
*Одновременно с министерствами
в 1802 г. учрежден Комитет министров
— высшее административное учреждение,
действовавшее на коллегиальных началах
и рассматривавшее дела, выходящие за
рамки компетенции отдельного министра
и требующие совместного согласованного
решения. Несколько позже - 1 января 1810 г. создан Государственный
совет — высшее законосовещательное учреждение.
Одновременно с этим проведена реформа
Сената, который становится высшей судебной
инстанцией, выполняя также функцию надзора
за правительственным аппаратом.
Окончательно единоличное министерское
начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего учреждения министерств»
- законодательного акта, определившего
всю систему министерского устройства,
включая их делопроизводство и систему
взаимоотношений с другими учреждениями
и лицами. В соответствии с этим актом
увеличилось число министерств и произошли
некоторые изменения в перераспределении
дел между ними. Министры назначались
самим императором и были ответственны
только перед ним.
Весь процесс делопроизводства стал подразделяться на следующие этапы:
Таким образом, были выделены основные этапы работы с документами: организация приема документов, направление на исполнение и исполнение, регистрация документов и контроль за их исполнением, отправка документов.
*Законами устанавливались определенные правила составления всех разновидностей документов. В документе выделялись: заглавие, содержание, или «расположение обстоятельств дела», подпись, скрепа, особенные пометки, бланковые и конвертные надписи. Каждая часть должна была быть соответствующим образом оформлена.
В XIX в. документы стали изготавливаться на бланках. Бланком назывался лист, в левом углу которого делались «бланковые надписи»: наименование ведомства, учреждения, структурной части учреждения, от которой исходил документ, дата отправления документа, номер его по журналу исходящих документов, заголовок к документу. Бланки вначале были рукописными, а вскоре их сменили типографские бланки и штампы с бланковыми надписями.
В исполнительном делопроизводстве особым этапом объявлялась ревизия дел, т.е. проверка исполнения документов.
В исполнительном делопроизводстве устанавливается более четкая организация хранения документов. Основным признаком группировки документов в дела оставался предметно- вопросный; корреспондентский и географический признаки применялись при формировании дел с перепиской. По номинальному и авторскому признакам группировались внутренние документы.
Делопроизводство в России в XX в. Современные российские технологии документационного обеспечения управления развивались постепенно, уходя корнями в традиции предшествующих периодов.
После октябрьского переворота 1917 г. для работы в учреждениях были привлечены профессиональные революционеры, рабочие, солдаты и прочие не имеющие специального образования кадры. Уровень документационного обеспечения управления понизился, а любая власть объективно нуждается в укреплении и упорядочении своего положения. Она не может стабильно существовать в условиях беспорядочного управления с неподготовленными сотрудниками аппарата управления. Необходимо было упорядочить процессы документирования.
Для этого стали использовать опыт работы предшественников, ведь рядом с новыми руководителями на своих рабочих местах оставались и многие царские чиновники. Так, при создании «Положения о письмоводстве и делопроизводстве» за основу был принят аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911 г. Изменения в проекте были незначительными: исключение устаревших канцелярских шаблонов при составлении текстов документов, рекомендации по уменьшению форматов бумаги в целях ее экономии и т.п., но работа не была доведена до конца.
*Для улучшения качества оформления документов 2 марта 1918 г. было принято постановление «О форме бланков государственных учреждений». В нем перечислялись обязательные реквизиты бланков документов, много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. 8 декабря 1918 г. было издано постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».
Интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись также в Государственном институте техники управления (1926 г.). Изучение вопросов проходило по следующим основным направлениям:
*Предлагаемая новая система делопроизводства основывалась на общих принципах, во многом актуально звучащих и сегодня:
В 1931 г. был издан проект «Общих правил документации и документооборота». В нем был аккумулирован передовой практический опыт, накопленный к тому времени различными ведомствами и организациями, обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых.
В 1963 г. архивная служба выпустила «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет были руководящим материалом (единственным), способствовали упорядочению деятельности служб документации и архивов.
Информация о работе История развития делопроизводства в Росии