Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:04, курсовая работа
Цель исследования – изучение исторических источников – их классификации и характеристики, а также непосредственно источников по делопроизводству России в XIX веке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Классифицировать исторические источники в целом;
проанализировать характеристики исторических источников;
рассмотреть понятие документоведческих источников;
охарактеризовать систему делопроизводства в России в XIX веке;
рассказать о русских письмовниках - системе образцовых текстов;
На цель второго уровня – дать порядок производства дела, образцы и формы деловых бумаг - была ориентирована большая группа сборников, которые, по мнению исследователей, по своей направленности и содержанию выходят за рамки письмовника и являются одновременно руководствами по делопроизводству, а также включают сведения о содержании той деятельности, в процессе которой оно совершается. К этой группе относятся работы И.Моркова, С.Смирнова, С.Ушакова, А.Щедрина, Д.Долгова, Л.Камбека, А.Гарнака, А.Н.Долгова, Н.Мартынова и др. Эта группа представляет собой наиболее развитый, разработанный тип письмовника.
С точки зрения структуры выделяются три разновидности письмовника.
Первая - с алфавитным принципом расположения образцов по "азбучному порядку". Примерная схема их построения такова: общий очерк истории развития учреждений и законодательной регламентации их деятельности, образцы документов, расположенные по алфавиту, с кратким описанием функционального назначения данного вида или разновидности документа и извлечением из законодательных актов. Например, в работе И.Моркова последовательно даны образцы аттестатов, билетов для проживания, внутренних векселей, договор, доношениях, духовных завещаний, апелляционных жалоб, записей, закладных, крепостных заёмных писем, записок, купчих, наставлений и других документов.
Другая разновидность - это письмовники, образцы документов в которых систематизированы по разделам. Так, в сборнике В.Мартынова выделены: деловые письма, судопроизводственные бумаги, коммерческая корреспонденция, договоры и обязательства. В каждом разделе образцы сгруппированы по направлениям или видам деятельности учреждений (например, судопроизводственные бумаги, делятся на бумаги по гражданским и уголовным делам; гражданское судопроизводство, в свою очередь, представлено бумагами, издаваемыми в порядке исковом, охранительном, понудительном, упрощенном и исполнительном) или по видам документов. В разделе "Деловые письма" выделены официальные письма, прошения, другие бумаги официального характера, которые содержат прошения и жалобы, подаваемые на высочайшее имя, и другие прошения, рапорты, записки, заявления. В письмовниках этого типа комплексы документов выделяются по двум принципам: одни документы сгруппированы в единый массив по силу деятельности (судопроизводственные бумаги, коммерческая корреспонденция), другие – по типу взаимоотношений учреждений и лиц (деловые письма, договоры и обязательства). В строгом смысле это не является классификацией из-за отсутствия единых критериев, но и в таком виде эти представления существенно пополняют знания об истории развития документов (систем документации, классификации документов).
Третья разновидность письмовников представляет собой самую многочисленную и наиболее интересную группу. Образцы документов в них расположены в порядке, отражающем процесс делопроизводства или процесс производства дела. Ценность их заключается в том, что делопроизводство рассматривается как процесс, неразрывно связанный с тем или иным видом деятельности. Соответственно и образцы документов представлены в них не как некоторая совокупность, которую можно расположить в алфавитном порядке или по тематике, а в строго определенной последовательности, отражающей процесс производства дела по тому или иному виду деятельности. Кроме того, данный тип письмовников демонстрирует соединение требований закона с обобщением наиболее прогрессивной для того времени практики делопроизводства.
Анализ этого
типа сборников позволяет говорить
об определенной схеме, в соответствии
с которой в большинстве
1. Орган управления - присутственное место (его структура, компетенция, законы, на основании которых он действует);
2. Вопросы, решаемые органом управления (присутственным местом);
3. Порядок рассмотрения и решения дел;
4. Образцы документов.
В некоторых случаях в письмовниках в отдельную группу выделяются образцы, относящиеся к "обряду внутреннего порядка" присутственного места, это - формы реестров, книг, тетрадей для фиксации движения документов в учреждении. В совокупности они отражают, говоря современным языком, систему документирования документооборота.
Если говорить в целом, то данный тип сборников позволяет получить сведения о содержании и структуре документируемого вида деятельности, о системе документирования, о система документов, которые использовались в процессе производства дела, о системе документов, которые создавались в процессе производства дела, о системе документов, создаваемых в процессе исполнения решения по делу, о системе документооборота учреждения; о система документов, фиксировавших документооборот.
В целом, из письмовников данного типа мы можем получать достаточно полные сведения о системе делопроизводства России конца ХУШ - начала XX в.
Анализ письмовников24 конца ХVIII в. - начало XX в показывает, что они представляют собой обширную и разнообразную по форме и содержанию совокупность источников по истории русского делопроизводства, в которых наряду с вопросами законодательной регламентации нашла широкое отражение в практика делопроизводства.
Количество изданных с конца ХVIII в. по начало XX в. сборников образцов, их структура и содержание позволяют считать, что они были достаточно мощным рычагом воздействия на практику делопроизводства, способствовали выработке и закреплению устойчивых навыков документирования, вводили единые формы документов с унифицированным текстом.
Сборники образцов представляют интерес не только как источники по истории делопроизводства, опыт их разработки и применения, актуален и в наши дни как одно из средств массового воздействия на практику документирования.
2.4 «Руководство к наглядному изучению
административного течения бумаг в России»
Яркое представление о бюрократических пордяках в российских государственных учреждениях XIX века дает «Руководство к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856 г.) приписываемое М.Н. Каткову.
К примеру, в «Руководстве» описано «течение бумаг» только в одной, самой низшей низшей инстанции – земском суде25.
«….1) Дежурный, приняв пакет и расписавшись в его получении, передает его 2) исправнику, который, распечатав и пометив бумагу, передает ее 3) секретарю, а тот, прочитав, передает 4) регистратору, который записывает ее в книгу и выставляет на ней нумер, а потом передает ее 5) столоначальнику, который записывает ее в настольный реестр и составляет по ней справку из законов и проект протокола. Здесь оканчивается ход входящих бумаг и начинается движение нового документа, так как столоначальник передает уже проект протокола 6) секретарю, который, просмотрев и проверив его, возвращает 7) столоначальнику, который передает для переписки 8) писарю; переписанный протокол писарь передает 9) столоначальнику, а этот, скрепив его своей подписью, подаёт 10) секретарю, который также скрепляет его и подает для подписи 11) исправнику и 12) непременному члену – одному или обоим; потом подписанный протокол возвращается к 13) секретарю, который отправляет его к 14) стряпчему, а от него протокол возвращается к 15) секретарю и 16) столоначальнику. Здесь начинается собственно исполнение по входящей бумаге, так как столоначальник, написав черновое исполнение, то есть предписание низшему или рапорт высшему лицу или месту, подает его для просмотра 18) столоначальнику, а этот отдает его для переписки 19) писарю; переписанный документ писарь передает для скрепы и подписи 20) столоначальнику, 21) секретарю, 22) исправнику и обратно к 23) секретарю, 24) столоначальнику, который, сделав отметку в своем настольном реестре, отдает бумагу под расписку 25) регистратору, а этот, записав бумагу в исходящий журнал и выставив на ней нумер, вручает ее с запиской в разносную книгу 26) дежурному, который и отдает ее рассыльному, а этот относит ее куда следует».
Если дело из земского
суда передавалось в губернское правление,
то в последнем над делом
В 1858 г. было опубликовано описание порядка прохождения документов в земском суде, губернском правлении, департаменте министерства и совете министра "Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России", которое дает яркое представление о бюрократическом характере исполнения документов в государственных учреждениях царской России. Так, в одном из местных учреждений (земском суде) документ в процессе исполнении проходил 26 инстанций, в губернском правлении над документом производилось 54 операции в департаменте министерства — 34, в совете министра — 45 операций.
Подводя итог второй главе, нужно сказать, что начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений. Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. "Общего учреждения министерств" - законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами.
Заключение
Цель данной курсовой работы была достигнута. Проанализировав основные источники по делопроизводству в XIX веке, можно сделать выводы, что они являются весьма интересными, важными историческими документами, характеризующими всю систему делопроизводства данной эпохи. Они отражают определенный этап развития российского делопроизводства, служат основой для теоретических работ современных исследователей. С помощью источников мы можем узнавать историю нашей страны. Роль и значение исторических документов велики.
В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные исторические источники, материальные (вещественные) памятники и этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.
В “письмовниках” регламентировались состав, форма и содержание документов.
Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. "Общего учреждения министерств" - законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами.
Яркое представление о бюрократических порядках в российских государственных учреждениях XIX века дает «Руководство к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856 г.) приписываемое М.Н. Каткову.
Таким образом, изученная тема является вспомогательным материалом для любого квалифицированного кадрового работника.
Список литературы
Информация о работе Источники по делопроизводству в России в 19 веке