Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:48, доклад
Кадровая служба – это совокупность специализированных структур, подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Дискуссия о судьбах и перспективах развития службы управления персоналом возникла на страницах ведущих бизнес-изданий уже довольно давно, но тема не только не была исчерпана, но и обрела сегодня особо актуальное звучание. Для российского бизнеса это особенно важный вопрос, потому что функции службы кадров советских времен ничего общего с задачами сегодняшней экономики не имели, а стереотип отношения в значительной степени у людей остался.
Как уже отмечалось, состав служб
управления персоналом определяется уровнем
сложности и комплексности
Исходя из анализа опыта зарубежных организаций, а также опыта некоторых российской организаций, можно сказать, что на сегодняшний день в кадровых службах (департаментах, управлениях и т.д.) существуют следующие должности, занимаемые специалистами в области управления человеческими ресурсами.
Руководитель (hr) службы по управлению персоналом, который отвечает за решение всех кадровых вопросов организации. В настоящее время руководитель hr-службы (директор по персоналу) является одной из ключевых фигур в топ-менеджменте компании и наряду с другими руководитеями принимает решения в области ее стратегического развития, а также текущей работы.
Менеджер по персоналу (hr-менеджер): решает все вопросы управления персоналом от кадрового делопроизводства до социальных льгот. Однако, на практике выделяют следующие специализации hr-менеджеров:
Менеджер по компенсации. К обязанностям этого специалиста относится расчет ставок заработной платы в зависимости от трудового вклада для каждого сотрудника, а также анализ уровня заработной платы по отрасли в целом и участие в финансовом планировании организации.
Менеджер по социальным льготам. Повышать уровень заинтересованности и мотивированности персонала позволяет такой эффективный инструмент, как пакет социальных льгот (социальный пакет). Учитывая многообразие льгот, которые могут быть включены в социальный пакет (различные виды страхования, включая, медицинское и страхование жизни для сотрудников и членов их смей, оплата питания в течение рабочего дня, транспортные расходы, оплата досуга сотрудников и т.д.), расходы на него могут значительно превысить финансовые возможности организации. В обязанности менеджера по социальным льготам входит разработка оптимального пакета в соответствии с потребностями и возможностями организации, а также ее сотрудников, и эффективное управление им.
Рекрутер (специалист по найму). Одной из ключевых функций кадрового менеджмента является подбор подходящих специалистов на вакантные должности. Рекру- теры отвечают за обеспечение привлечения кандидатов на вакантные должности и отбор наиболее подходящей кандидатуры. Рекрутеры должны хорошо знать компанию, на которую они работают и должны уметь объяснить соискателям на должность политику компании, условия работы в должности, а также уметь ответить на вопросы соискателей относительно требований вакантной должности. Кроме того, рекрутеры должны владеть широким набором методов привлечения и оценки кандидатов на вакантную должность.
Специалист по обучению. В круг его обязанностей входит: адаптация новых сотрудников на рабочем месте (ознакомление с организацией и непосредственно с работой), а также разработка и проведение учебных мероприятий по обучению сотрудников. Целью таких мероприятий может являться: приобретение новых навыков, необходимых для работы (например, с новым оборудованием, программным обеспечением); подготовка персонала, занимающего более низкие должности к работе на руководящих должностях; развитие у менеджеров среднего и высшего звена навыков межличностного общения.
Специалист по трудоустройству уволенного персонала. Такие специалисты работают с теми служащими, которых увольняют из организации. В зарубежной практике компании часто заботятся о трудоустройстве своих бывших сотрудников. Специалист по трудоустройству помогает определить направление поисков новой работы, найти вакансию и подготовить резюме.
Специалист по кадровому делопроизводству. К обязанностям таких сотрудников полностью относится функция оформления трудовых отношений (ведение трудовых книжек сотрудников, подготовка кадровых приказов, ведение первичной отчетной документации, оформление больничных листов и т.д.) В связи с регулярным изменением современной российской законодательной базы специалист в области кадрового делопроизводства должен периодически повышать свою квалификацию в этой области.
Стоит отметить, что некоторые перечисленные
выше специалисты в области
Помимо перечисленных выше профессиональных знаний в различных областях кадрового менеджмента, а также в области трудового законодательства, к hr-менеджерам различных специализаций также предъявляется ряд требований к качествам, которыми они должны обладать в современных условиях. К ним относится:
Необходимо заметить, что идеальной точки зрения на роль менеджера по персоналу быть не может — каждая организация по-своему уникальна и то, какое место займет в ней hr-менеджер будет зависеть от специфики ее деятельности, а также от его личности.
Еще раз стоит подчеркнуть, что структура и состав служб управления персоналом определяются спецификой деятельности организации и кругом кадровых вопросов, решаемых в этой организации.
Основное назначение кадровой
документации – придать большую прозрачность
трудовым отношениям. Вся система кадровой
документации устанавливает определенные
правила, при соблюдении которых сотрудникам
гарантирована стабильность, а администрации
проще управлять персоналом. Максимально
точная регламентация круга прав и обязанностей
с помощью кадровых документов отвечает
интересам обеих сторон трудовых отношений. Документация по личному составуСоздается в процессе выполнения
кадровой службой своих обязанностей
по документированию работы с персоналом.
Документация по личному составу
всегда «привязана» к конкретному
работнику и отражает специфику
его должности (профессии), условий
приема на работу, результатов труда
и т. п. |
Распорядительные
документы
Документы подтверждающие трудовую деятельность
Инфрмационно-расчетные
документы
Внутренняя
служебная переписка
Журнал (книги)
учета и регистрации
Приказы по личному составу :
- о приеме на работу
- об увольнении
- о переводе
- о направлении в
командировку
-о предоставлении отпуска
-о поощрении
-о наложении дисциплинарного взыскания
Приказы по основной деятельности
- трудовые книжки
- трудовые договора и изменения к ним
- копии приказов по личному составу
- личные карточки работников
- личные дела работников
- табель учета рабочего времени
- заявление работника
- служебные записки
- объяснительные
- представления
- регистрация трудовых договоров
- регистрация приказов о приеме, переводе
и увольнения работников
- регистрация приказов о предоставлении
отпуска
- регистрация приказов о командировках
работников
- регистрация командировочных удостоверений
- регистрация служебных заданий
- регистрация локальных нормативных актов
- книга учета движения трудовых книжек
и вкладышей к ним
- регистрация приказов о поощрениях и
наложении дисциплинарных взысканий
- выдача справок по личному составу
- учета больничных листов
К этому виду внутренних
документов относятся приказы и
распоряжения руководителя. С их помощью
руководитель организации осуществляет
полномочия по управлению организацией,
предусмотренные уставом этой организации.
Распоряжения первого должностного лица
компании делятся на две самостоятельные
группы.
Первая группа — приказы по основной деятельности
организации (по производственным вопросам,
об утверждении в организации штатного
расписания, инструкции по кадровому делопроизводству,
порядка проведения аттестации).
Вторая — приказы по личному составу (о
приеме на работу, об увольнении, о переводе
на другую работу, о предоставлении отпусков,
о поощрениях и дисциплинарных взысканиях).
Документы, входящие в первую группу, охватывают
деятельность организации в целом, к работе
кадровой службы они относятся только
косвенно.
Во вторую группу входят документы, непосредственно
связанные с трудовой деятельностью сотрудников.
Многие из этих документов ведутся по
типовой форме, утвержденной Госкомстатом
России.
К таким документам
относятся:
- трудовая книжка,
- трудовой договор,
- справка о трудовой деятельности,
- копии приказов о приеме на работу и увольнении.
Назначение этих документов заключается
в том, чтобы максимально точно отразить
имеющийся у работника трудовой стаж.
Дело в том, что стаж (общий трудовой или
страховой) имеет значение как для будущего
пенсионного обеспечения сотрудника,
так и для назначения ему пособия по временной
нетрудоспособности в период работы.
На основании копий приказов других работодателей
в трудовую книжку работника вносятся
записи о совместительстве, а также оформляется
дубликат трудовой книжки.