Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:51, контрольная работа
Краткое описание
Архивы в Древнерусском государстве. Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию
.3 Архивное дело
в Русском централизованном государстве
В процессе становления Русского
централизованного государства шел и
процесс собирания документов и архивов
феодальных княжеств.
Ликвидируя политическую самостоятельность
феодальных княжеств (Ярославского, Тверского,
Ростовского, Суздальского, Рязанского
и других) и отвоевывая земли у Литвы (Смоленская
земля), московские князья увозили в Москву
и их документальное наследие. Князья
этих княжеств сопротивлялись увозу документов,
пытаясь уберечь их, передавали на хранение
в церкви и монастыри, митрополиту. Но
это не спасало документы от изъятия.
Изъятие же архивных документов
у Новгорода и Пскова велось более осторожно
и постепенно. В 1550 году Иван Грозный отобрал
у Новгорода в Московскую казну его «рядовые»
грамоты - договоры Новгорода с князьями.
Тогда же частичное изъятие документов
коснулось и монастырей: в 1550 году Иван
Грозный записал в Судебник требование
изъять у монастырей жалованные грамоты.
В период Ливонской войны (1558-1583
годы) - когда, с одной стороны, на Новгород
и Псков пало подозрение Москвы в «изменах»,
а с другой, возникла необходимость расширения
служилого землевладения за счет монастырского,
- во время карательной экспедиции 1570 года
на Новгород и Псков были захвачены «ризная
казна» в Св. Софии, казна архиепископа,
казны многих церквей и монастырей в Новгороде
и близ него.
В период существования централизованного
государства в руках московских князей
оказывается еще один важный комплекс
документов - документы так называемого
«татарского письма», документы периода
Золотой Орды. Это так называемые «дефтери»
(под этим названием они значились в московских
описях, так называли документы, писанные
на пергамене), «ярлыки» (называвшиеся
также «тарханными грамотами», от слова
«тархан» - владетель земель, получивший
от хана ярлык) и «пайцзы» («байсы»). В золотоордынских
диванах (канцеляриях) письменное делопроизводство
столь развито, что в нем выработались
трафаретные образцы официальных бумаг
(называемые на Западе формулами). Золотоордынским
документам придавалось большое значение
и после падения Орды. Так, православная
церковь в XVI веке использовала ханские
ярлыки для защиты своего землевладения.
Основной комплекс документов «татарского
письма» составляли документы, отложившиеся
в архивах Московского государства.
До нас дошло немало монастырских
описей XVI века: тогда монастыри особенно
тщательно учитывали и описывали, хранили
документы, как оружие в борьбе за свои
земли. В описях XVI века бытовали не только
перечни книг, но и перечни документов
- документы описывались каждый отдельно,
либо по группам. В некоторых описях описывались
внешние особенности отдельных документов:
например, указывалось, что грамота написана
на харатье - пергамене, - или на бумаге,
упоминалось наличие печати на документе,
выдача документа тому или иному лицу.
Часто архивные материалы назывались
по именам тех лиц, которые вели делопроизводство.
[4, 57-59].
Государева Казна, выполнявшая
роль общегосударственного административного
органа, постепенно становится фактически
государственной канцелярией, из которой
позже выделились органы отраслевого
управления - приказы.
В Казне хранились документы
великого князя.
В XVI в. происходит укрепление
государства, которое сформировалось
в форме монархии с сильной верховной
властью.
В этот период сильно возрос
объем документации. Вследствие развития
книгопечатания письменные материалы
отделились в XVI в. от библиотек. Центральные
и местные учреждения имели собственные
хранилища письменных источников. Были
выработаны определенные правила хранения
дел, составления справочников и выдачи
дел для использования. Однако хранилища
документов еще не стали структурными
частями учреждений. Письменные источники,
в т. ч. потерявшие практическое значение,
как правило, отлагались в канцелярии
вместе с текущим делопроизводством [7,
19].
Постепенно с увеличением и
усложнением функций государственного
управления возникла необходимость в
создании специальных учреждений, которые
руководили военными, иностранными, судебными
и прочими делами. Так, в середине XVI в.
возникают постоянно действующие приказы
со своими штатами, внутренней структурой
и специальным делопроизводством.
Из большого числа приказов,
создававшихся в разные годы, можно выделить
несколько основных групп, объединенных
по направлению деятельности:
·дворцовые приказы, заведовавшие
отдельными отраслями великокняжеского,
а затем (с 1547 г.) царского хозяйства (Казенный,
Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий);
·внешние сношения с иностранными
державами (Посольский приказ);
·финансовые, фискальные приказы
для сбора налогов и податей (Приказ Большого
прихода);
·судебные приказы, которые заведовали
судом на определенных территориях (Московский,
Владимирский, Дмитровский, Казанский).
Количество приказов постоянно
увеличивалось, что было связано с расширением
и усложнением функций централизованного
государства [2,12].
Наиболее значительные архивы
сложились в Поместном, Разрядном и Посольском
приказах.
С конца 90-х гг. XV в. документы
изымаются из государственной Казны и
передаются в отдельный государственный
архив, история деятельности которого
приходится в основном на период существования
Русского централизованного государства.
В основу этого архива, «Царский архив»,
также легли документы Московского Великокняжеского
архива [2, 11].
Во второй половине XVI века было
составлено несколько описей на этот архив,
но сохранилась лишь опись 70-х годов XVI
века. Эта опись во время польской интервенции
начала XVII века вместе с другими документами
была увезена в Польшу, где ее включили
в состав Литовской Метрики (архив Речи
Посполитой). Опись была возвращена в Россию
лишь в конце XVIII века, после третьего раздела
Польши [4,59].
В дошедшем до нас тексте описи
имеются сведения о 233 ящиках, ларях, коробьях,
в которых хранились документы и которые
были пронумерованы. Материалы этого архива
использовались государственным аппаратом.
В описи имеются пометы, в которых сказано,
какому лицу или учреждению выдавались
документы. Т. о. архив функционировал
обособленно от Казенного двора и от приказов
[2, 13-14].
Царский архив являлся комплектующим
архивом. Во второй половине XVI в. сюда
поступали в основном материалы Боярской
думы, личной канцелярии и Посольского
приказа.
В архиве были две группы документов:
материалы, изъятые из воссоединенных
русских земель и документы, отражающие
внутреннюю и внешнюю политику Русского
централизованного государства. Так же
в Царском архиве хранились материалы
справочного и подсобного характера: литовская
и польская летописи, каран, чертежи русских
земель и городов, одна из рукописей Ивана
Пересветова, личная переписка великих
князей и царей. В архиве находилась также
«печать большая» (очевидно, государственная
печать), трофейные печати и образцы иностранных
монет.
Наиболее бережно хранились
важные в политическом отношении источники.
Чтобы обеспечить их сохранность, материалы
помещались «в мешочек», «в сафьяновом
меху», а затем уже складывались в ящик.
Архивные дела располагались в них по
тематическому и видовому (грамоты, книги
и пр.) признакам.
Некоторые материалы описаны
каждый в отдельности, другие - под общим
заголовком, составленным, как правило,
по корреспондентскому признаку. Количество
документов в комплексе указывалось не
всегда [7, 19-20].
Анализ состава содержания
документов позволяет сделать вывод, что
это был не великокняжеский архив, а общий
архив Русского государства. В нем отлагались
материалы, имеющие в основном общегосударственное
значение. Что касается менее важных источников,
то они концентрировались в архивах поместного,
Казенного и других приказов.
Документы Царского архива
выдавались во временное пользование
(а иногда на постоянное хранение) правительственным
учреждениям: Польскому, Поместному приказам
и др. Архивные источники привлекались
для составления родословцев, посольских
и разрядных книг [7, 21].
Существенные изменения в XVI
в. произошли в организации церкви. В 1589
г. было учреждено патриаршество - высшая
власть в православной церкви. При патриархе
в XVI в. возник особый «двор» со своими
должностными лицами. Через этот аппарат
патриарх осуществлял общее руководство
церковными делами и имуществом церкви.
Документацию, сохранившуюся
в архивах церквей и монастырей условно
можно разделить на две группы: религиозная
и хозяйственная, составлявшая большую
часть.
В начале ХVII в. В результате
польско-литовской и шведской интервенций
церковным архивам был нанесен серьезный
урон. Поэтому судить об их былом составе
в наши дни можно лишь по сохранившимся
описям и копийным книгам (копии с наиболее
важных документов). Кроме того, в архивах
церквей и монастырей хранились документы
светских феодалов, подтверждавшие их
права на владение землей, крестьянами
и другим имуществом [2,13].
В результате деятельности
органов местного управления создавались
архивы местных учреждений. Судебник 1550
г. обязывал старост, сотских, десятских
вести «разметные книги», в которых фиксировались
имущественное положение и повинности
посадских людей. Эти книги составлялись
в двух экземплярах, из которых один направлялся
в центр, а второй хранился у старост и
целовальников. Для письменного оформления
дел при мирских органах имелись «земские
дьяки».
В архивах губных изб концентрировались
судебные дела, переписка с Разбойным
приказом и другими губными избами. Позднее,
когда в ведение губных изб перешли все
уголовные дела и полицейские функции,
состав их материалов расширился. Стали
отлагаться дела по надзору за общественным
порядком, здесь же составлялись кабальные
книги и другие документы.
Несколько позднее создаются
земские избы. В архивы земских изб поступали
материалы по производству судебных дел
над посадским и черносошным населением
(за исключением дел, подлежащих компетенции
губных органов), а также дела по сбору
податей и пошлин, описанию городских
земель. Лавок, дворцов, мельниц и т.д. эта
документация помещалась в «земских ларцах»
вместе с денежными сборами и уставными
грамотами. Должностным лицам запрещалось
обращаться за документами по одиночке,
в связи с чем ларцы хранились за «всех
вобчими» печатями [7, 24-25]. Дела увязывали
в «связки» или «свертки» обычно по единству
содержания их документов. Однако нередко
в связки увязывали и «рознь» [4, 61].
В связи с ростом феодального
землевладения, раздачей принадлежавших
государству «черных» и царскому дворцу
«дворцовых» земель в поместное и вотчинное
владение важное значение приобретало
ведение соответствующей документации.
Поэтому в имениях светских и духовных
феодалов (особенно монастырей), а также
в государственных учреждениях, как центральных
(приказах), так и местных (приказных воеводских
и съезных избах), составлялись копийные
и записные книги актов.
В ХVI - ХVII вв. в правительственных
учреждениях сложилась система делопроизводства.
Приказной аппарат (канцелярия) состоял
из дьяков и подьячих, которые вели всю
приказную документацию. Существовала
«столбцовая» форма приказного делопроизводства,
выработался и особый стиль письма - скоропись.
Помимо столбцовой в приказах
использовались и другие формы документов
- тетради (несколько листов, сшитых в один
корешок), грамоты (отдельные наиболее
важные правительственные указы или частные
сделки).
Постепенно в работе приказов
произошло разделение в хранении подлинников
и копий документов.
Первоначально архивы в приказах
располагались в тесных, неприспособленных
помещениях - «казенках». Однако после
сильнейшего пожара в Москве в 1626 г., уничтожившего
большое количество деревянных построек,
в том числе и тех, где располагались приказы,
в Кремле было построено специальное каменное
здание, в котором и разместились уцелевшие
архивы приказов. В дальнейшем именно
сюда стали поступать на хранение документы
от московских приказов.
Характерной особенностью работы
архивов этого периода было то, что потерявшие
практическое значение документы, как
правило, хранились в канцелярии вместе
с текущим делопроизводством, т.е. хранилища
документов еще не стали самостоятельными
структурными подразделениями учреждений
[2, 14-15].
В данный период архивные материалы
еще являлись составной частью текущего
делопроизводства. Однако с течением времени
наиболее старые и в значительной степени
потерявшие свое практическое значение
- «казенки». Сюда же подлинные материалы
руководящего или справочного характера,
а снятые с них копии передавались в соответствующие
«столы» и «повытья».
Категорически запрещалось
выносить документы из учреждений.
Верховная власть осуществляла
контроль над хранением архивных документов.
Центральные учреждения обязаны были
представлять на рассмотрение высшей
власти описи своих архивов [7, 26. 27].
Можно сделать вывод, что в Русском
государстве до XVIII в. была довольно широкая
сеть архивов с самыми разнообразными
документами. Но люди уже осознали значимость
документальных источников, хранили их
от обветшания, что позволяет говорить
о развитости архивного дела в доимперский
период.
2. Архивная деятельность
в Российской империи
.1 Архивная деятельность
в XVIII в.
К исходу XVII в. система государственных
учреждений - приказов - изрядно устарела.
С первой четверти XVIII в. начинается
новый этап в развитии архивного дела.
Приказы были упразднены. Вместо
них были созданы коллегии, которые ведали
определенными участками государственного
управления и распространяли свою деятельность
на всю территорию страны [2,15].
Перестройка государственного
аппарата повлекла за собой и соответствующую
реорганизацию архивов и архивного дела
в стране. До этого времени архивы не являлись
самостоятельными учреждениями, поэтому
и реорганизация их шла параллельно преобразованиям
государственного аппарата и была нацелена
в основном на удобство использования
архивных документов в деятельности учреждений.
Реорганизация шла в основном
по двум направлениям. Во-первых, возникали
новые учреждения с западно-европейскими
организационными формами и делопроизводственными
приемами, воспроизводившие и соответственную
систему текущих архивов, куда сдавали
оконченное делопроизводство. Во-вторых,
- это касалось архивов упраздненных учреждений
и материалов действующих учреждений,
потерявших справочное значение, - устраивались
законченные архивы, называвшиеся также
историческими или государственными архивами
[4, 66].
В поисках лучших организационных
форм архивные фонды смешиваются, разъединяются,
перевозятся в другие города, старые фонды
сливаются с новыми и т.д.