Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:51, контрольная работа
Краткое описание
Архивы в Древнерусском государстве. Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию
В результате этих преобразований
архивы отделились от канцелярий и превратились
в самостоятельные структурные части
учреждений, что юридически было закреплено
в Генеральном регламенте 1720 г., по которому
предусматривалась обязательная сдача
учреждениями документов в архивы по истечении
определенного срока. Одновременно устанавливался
порядок сдачи дел в архивы и появились
специальные должности - архивариусы [6,
33-34].
Комплекс важных источников
сложился при Кабинете его императорского
величества (1704-1727 гг.). Сперва Кабинет
являлся личной канцелярией Петра I. В
архив поступала военная и финансовая
документация, материалы императора о
взаимоотношениях с высшими, центральными
и местными учреждениями. Здесь же находился
«Юрнал», в который ежедневно записывались
сведения придворного и военного характера
о деятельности Петра I.
Позднее cюда поступали документы
о важнейших событиях страны, проекты
указов, велась переписка с послами. В
этом хранилище откладывались челобитные,
доносы и жалобы на имя царя, переписка
о приглашении иностранцев на службу и
т.д. Поэтому при кабинете Петра I сложился
один из богатейших архивов, который постоянно
пополнялся. При архиве была создана первоклассная
библиотека.
Большое значение имеют фонды
сенатских архивов Москвы и Петербурга.
Указом 16 июля 1712 г. предписывалось «…собрать
помесячно дела» и «приговоры» правительствующего
Сената, «…учинить тем приговорам реестры
с объявлением каждого дела» и отдать
на хранение в архив. Так был создан Московский
сенатский архив.
В 1713 г. Сенат переводится в
Петербург, где создается его новая канцелярия.
В 1719 г. здесь утверждается должность архивариуса.
Но сам архив, как самостоятельная структурная
часть учреждения был создан лишь в 1763
г. Этот комплекс дел по сравнению с московским
хранилищем сразу же получил преимущество,
т.к. в нем отлагались более важные документы,
нежели в петербургском архиве [7, 34-35].
В 1721 г. был образован святейший
правительствующий Синод во главе со светским
лицом. Таким образом, произошло подчинение
церкви государству, ее превращение в
часть государственного аппарата [2, 16].
Сначала документальный массив
находился в ведении обер-секретаря канцелярии
Синода. В 1738 году он выделился в самостоятельную
структурную часть, которую возглавил
архивариус.
С 1717 г. стали создаваться коллегии.
Для некоторых из них стали разрабатываться
регламенты. В Военной коллегии установилась
должность архивариуса, в Камер-Коллегии
- инспектора Камер-архива [7, 36-37].
В начале XVIII века на местах
учреждаются архивы при новых местных
учреждениях - при губернских канцеляриях
(в губерниях), при провинциальных канцеляриях
(в провинциях), при земских комиссарах
(в уездах). Кроме того, на местах создаются
архивы провинциальных, городовых и надворных
судов. Архивы создаются и при ратушах
- органах городского самоуправления.
Созданная в начале века сеть местных
архивов существовала до 1770-х годов [4,
70].
В то же время стала возникать
сеть архивов судебных учреждений: провинциальных,
городовых и надворных судов. Кроме того,
в городах учреждались органы самоуправления
- ратуши, при которых создавались архивы.
Т. о., количество местных архивов
увеличилось. Была предпринята попытка
их концентрации. Сенат в 1728 г. разослал
наказ губернаторам, в котором предлагал
создать в каждой губернии два архива:
губернской канцелярии и городского самоуправления.
Но из-за отсутствия приспособленных помещений
и квалифицированных кадров этот проект
не был осуществлен. При каждом учреждении
возникал свой собственный архив [7, 40-41].
Под влиянием развития книгопечатания
и распространения определенных форматов
книг уже с середины XVII века в российское
делопроизводство входит практика ведения
дел на листах книг и тетрадей. В 1700 году
выходят два указа, значительно ограничившие
делопроизводство на столбцах. Однако
столбцовое делопроизводство отменялось
постепенно. Дело в том, что в учреждениях
сохранялся большой запас бумаги с двумя
гербовыми клеймами (при столбцовом делопроизводстве
большой лист разрезался на две части),
а не с четырьмя, который требовался для
ведения делопроизводства на листах, сшиваемых
в тетради и книги. Необходимо было определенное
время, чтобы исчерпать запасы этой бумаги.
Только в 1726 году вышел указ, подтвердивший
отмену столбцового делопроизводства.
Причем, вышел и целый ряд инструкций по
хранению старых документов в столбцах:
частично их оставляли в столбцах, но часть
столбцов разрезали на отдельные листы
и сшивали в книги и тетради. Ведение делопроизводства
на отдельных листах в книгах и тетрадях
позволяло перейти от хранения документов
в сундуках, коробах, ящиках - к хранению
их в шкафах [4, 70].
Создание новых губернских
учреждений, предусмотренных екатерининскими
реформами, растянулось на несколько лет.
Ликвидированные в их результате учреждения
должны были сдать оконченные дела в Санкт-Петербургский
государственный архив старых дел, имевший
самостоятельное положение: архив находился
в ведении Сената.
По такой же схеме происходила
концентрация «решенных дел» в Москве
- они были сосредоточены в Московском
государственном архиве старых дел.
В конце ХVIII в., в годы правления
Павла I, В результате восстановления деятельности
части упраздненных коллегий часть документов
была вновь рассредоточена по учреждениям.
Таким образом, попытка концентрации архивных
документов упраздненных учреждений оказалась
непродолжительной по времени и локальной
по масштабу - в двух государственных архивах,
Московском и Петербургском [2, 17].
В XVIII в. возникают исторические
архивы. Они хранили в основном документацию,
потерявшую практическое значение.
Московский архив стал первым
историческим архивом. Среди ученых нет
однозначного мнения о том, когда он получил
статус исторического архива. Исследователи
называют три даты: 1720 г., когда асессору
А.Д. Почайнову была поручена разработка
и описание дипломатических дел, хранившихся
в Петербурге и Москве; 1724 г., когда Московский
архив Коллегии иностранных дел (КИД) получил
штаты (6 сотрудников), печать и собственного
руководителя - асессора П. Курбатова;
1781 г., когда Московская контора КИД была
упразднена и архив стал полностью самостоятельным,
подчиняясь непосредственно КИД.
Следует отметить, что до 1724
г. у Московского архива КИД не было собственного
руководителя, и в 1720-1724 гг. в петербургском
и московском архивах был один архивариус
- А.Д. Почайнов. С 1724 г. московский архив
КИД имел все атрибуты самостоятельного
учреждения и подчинялся непосредственно
Коллегии иностранных дел (до 1759 г.) Подчиненность
же МАКИД Московской конторе КИД носила
временный характер и захватывала незначительный
промежуток времени, всего в 22 года (с 1759
по 1781 гг.).
В документах МАКИД освещалась
внешняя политика Русского государства
XV-XVII вв., особо важные события внутри страны,
а также история царской фамилии.
Подавляющее большинство подобных
материалов поступило в МАКИД и лишь небольшая
их часть (в основном за последние годы)
была передана в Петербургский архив КИД,
поскольку они были необходимы для текущей
работы коллегии. В Петербургский архив
КИД поступали трактаты вскоре после их
подписания. Дела Петербургского архива,
потерявшие в значительной мере свое практическое
значение, перевозились в Москву. Этим
было положено начало дифференциации
старых и текущих дел [6, 16-17].
Штат архива постоянно увеличивался,
т.к. здесь хранились документы на многих
языках, и нужны были квалифицированные
сотрудники. К концу XVIII в. в архиве насчитывалось
около 80 штатных сотрудников (вместе с
охраной и обслуживающим персоналом),
из них 24 переводчика. Так же в конце XVIII
в. для сотрудников стали устраиваться
экзамены «в знании иностранных языков
и науках» (истории, географии, статистике);
уровень знаний учитывался при продвижении
по службе [7, 41-42].
Во второй половине XVIII в. произошли
существенные изменения в составе и организации
архивов. В 1763 г. в связи с реформой Сената
ликвидировалась его Московская контора,
а ее документы слились с фондом Разрядного
приказа и составили самостоятельный
Разрядно-Сенатский архив. Одновременно
в Петербурге функционировал при Сенате
свой архив как архив действующего учреждения.
Архив стал крупным хранилищем источников
по внутренней истории России XVI-XVIII вв.,
сосредоточившим около 500 тыс. дел.
Реорганизация Сената и местных
учреждений в 60-70 гг. XVIII в. привела к затуханию
деятельности коллегий и их ликвидации
(кроме коллегии иностранных дел, военной
и морской). Большое количество документов
коллегий, их контор и канцелярий были
переданы в Петербургский и Московский
государственные архивы старых дел, учрежденные
в 1780 и 1782 гг. Архивы получили свои штаты
и самостоятельное вневедомственное положение,
подчиняясь непосредственно Сенату [7,
44-46].
Указом от января 1786 г. «Об упразднении
Вотчинной коллегии и наименовании архива
ея Государственным» образовался Поместно-Вотчинный
архив. Его основу составили комплекс
документов центральных поместно-вотчинных
учреждений XVI-XVIII вв. Новый архив после
упразднения должен был стать самостоятельным
учреждением. Однако коллегия ликвидировалась
не полностью. Для решения неоконченных
дел и сдачи их в архив временно был оставлен
Вотчинный департамент, который затем
превратился в постоянное учреждение
и подчинил себе архив. Он имел коллегиальное
управление - присутствие.
Деятельность Поместно-Вотчинного
архива регламентировалась специально
выработанными инструкциями. В частности
предписывалось, чтобы сотрудники являлись
на службу «в порядочной одежде, обуви
и прическе волос, работали бы прилежно
и с челобитчиками обходились вежливо».
Особое внимание обращалось на то, «чтоб
вотчинных дел… никто отнюдь выносить
не мог, а… за кем сие примечено будет,
таковых брать под стражу» [7, 49].
По Манифесту 1765 г. началось
межевание земель. Нуждаясь в поддержке
дворянства, Екатерина II, проводя генеральное
межевание земель, закрепляет за ним не
только те земли, на которые оно имело
юридические права, но и земли, самочинно
захваченные [2, 18].
Для проведения межевания при
Сенате была учреждена Межевая экспедиция,
преобразованная в 1765 г. в Межевой департамент,
а в губерниях - межевые канцелярии или
конторы. Указом этой экспедиции в 1768 г.
предписывалось «после окончания межевания
каждой губернии» всю документацию «содержать
в обособливо» учреждающемся при московской
межевой губернской канцелярии межевом
архиве. В нем сконцентрировались планы,
карты, атласы, межевые книги, экономические
примечания (объяснительные записки к
картографическим материалам); поверочные
планы, чертежи, судебные решения и другие
ценнейшие документы [2, 18; 7, 50].
В конце века - в 1797 году, - в Зимнем
дворце было создано собственное Его Императорского
Величества Депо карт, в которое передали
более 20 000 карт, планов, атласов из упраздненного
департамента Генерального штаба. Создание
Депо карт положило начало концентрации
военной документации [4, 78].
2.2 Архивная деятельность
в XIX в.
В начале XIX в. правительство
Александра I было вынуждено приступить
к модернизации страны. В этой связи был
проведен ряд реформ государственного
управления.
В 1802 году в России создаются
министерства и Комитет министров, а при
них складываются комплексы документов
и формируются архивы. Создание министерств
положило начало множественности и дробности
ведомственных архивов. При министерствах
создавались департаменты, при каждом
из них - свой архив. Таким образом, в каждом
министерстве существовало по нескольку
архивов, полностью зависевших от канцелярий
министров и от директоров департаментов,
что пагубно отражалось на состоянии архивов.
Такая же дробность и множественность,
узкая ведомственность характеризовала
и архивы в провинции [4, 81].
Центральными были архивы:
·Комитета министров, в который
поступали материалы по надзору за государственным
аппаратом, о борьбе с общественно-политическим
движением, выступлениями крестьян, студенческими
волнениями, запрещениями некоторых книг
и т.д. Кроме того в архиве комитета министров
концентрировались документы ряда комитетов,
в которых освещались положение и быт
присовединенных народов, развитие торговли,
строительство железных дорог, заводов,
фабрик, налоговая политика власти;
·Государственного Совета -
органа, который рассматривал проекты
законов, сметы и штаты ведомств учреждений,
решал административные и судебные дела,
превышающие компетенцию других органов
власти. В Архиве Государственного Совета
отлагались законопроекты, именные указы,
мемории, доклады, сметы и пр. Так же здесь
концентрировались фонды различных учреждений:
Комитета охранения общей безопасности,
Главного коимтета об устройстве сельского
состояния и ряда других;
·Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии, которая приобрела
характер высшего общегосударственного
учреждения во время Отечественной войны
1812 г. В архиве этого органа власти отлагались
письма и донесения русских военачальников,
журналы Главной квартиры, материалы о
формировании пленных и т.д. Затем в архив
стали поступать проекты указов, мемории
и мнения Государственного Совета, отчеты
сенаторов о производимых ревизиях, доклады
и письма министров, послов, губернаторов;
·Архивы различных министерств
(Внутренних дел, Иностранных дел, Народного
просвещения, Архив Синода, Министерства
юстиции, Министерства финансов, Архив
Военного и Морского министерств) [8, 16;
7, 67, 70].
В начале XIX в. в Военном министерстве
были созданы два исторических архива:
Военно-топографическое депо (позже получил
название Военно-ученый архив) и Московское
отделение инспекторского департамента
(позже назывался архив Главного штаба).
Вместо Государственного архива Коллегии
иностранных дел в июне 1834 г. был создан
Государственный архив Министерства иностранных
дел. Важнейшее событие произошло в 1852
г., когда был создан Московский архив
Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии
именно этот архив стал своеобразным методическим
центром, определявшим работу архивов
[2, 19].
В январе 1826 г. были созданы
I и II отделения Собственной е.и.в. канцелярии.
В архиве I отделения, которое унаследовало
функции от канцелярии предшествующего
периода, наряду с уже хранящимися, хранились
ведомости о ценах на продукты, проекты
и мнения государственных деятелей, фонды
сановников и пр.
Архив II отделения, которое
занималось кодификацией законов, хранил
документы по истории законодательства
за период с середины XVII в.