2. СТРУКТУРА
- Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности по представлению главного бухгалтера и по согласованию с дирекцией (отделом) по персоналу.
- Работа бухгалтерии может быть структурирована по нижеприведенной схеме.
2.3. Положения
о подразделениях бухгалтерии
утверждаются главным бухгалтером,
а распределение обязанностей
между сотрудниками подразделений
производится руководителями отделов(секторов).
При отсутствии отделов распределение
обязанностей между сотрудниками бухгалтерии
производится главным бухгалтером.
3. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
- Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности.
- Организация финансовой деятельности с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе деятельности и получения максимальной прибыли с минимальными затратами.
- Обеспечение своевременности расчетов по договорным обязательствам, налоговых платежей, других расчетов с кредиторами и поставщиками.
- Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
- Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
- Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.
- Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение порядка проведения инвентаризаций.
- Контроль за проведением хозяйственных операций.
- Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
- Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.
- Формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.
- Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
- Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
- Своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций предприятия.
- Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
- Своевременное и правильное оформление первичных и отчетных документом внутрикорпоративных форм документов.
- Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг) совместно или во взаимодействии с финансово-экономической службой предприятия.
- Обеспечение расчетов по заработной плате.
- Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в государственный и местный бюджеты, страховых взносов и других необходимых платежей.
- Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.
- Отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия
- Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявлении внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.
- Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений налогового законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих хозяйственную деятельность предприятия.
- Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы (при отсутствии на предприятии юридических служб (юридического отдела, юрисконсульта)).
- Взаимодействие в рамках корпоративной финансовой политики с банками по вопросам размещения свободных денежных средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных ценных бумаг, контроль за проведением учебных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.
- Обеспечение строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетом бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
- Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
- Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расход; средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
- Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) подразделениях предприятия (проведение документальных ревизий, если в и[ структуру входят подразделения, отвечающие за бухгалтерский учет и отчетность).
- Контроль главным бухгалтером:
- Соблюдения установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей.
- Правильности расходования фонда заработной платы, установления должных окладов, строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины.
3.31.3. Соблюдения
установленных правил проведения инвентаризаций
денежных средств, товарно-материальных
ценностей, основных фондов, расчетов
и платежных обязательств.
- Взыскания в установленные сроки дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдения платежной дисциплины.
- Законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
- Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств. (Развернутые перечни документов согласованные с финансовой дирекцией, которые визируются главным бухгалтером, могут оформляться в виде приложений к Положению о бухгалтерии).
- Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премировании.
- Взаимодействие в рамках корпоративной финансовой политики с кредитными учреждениями по вопросам предоставления кредитных ресурсов.
- Подготовка и передача отдельных материалов для составления бизнес-планов по запросам других подразделений.
- Подготовка необходимых материалов для проведения взаимозачетов.
- Составление и представление в налоговые органы установленной документации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- Рассмотрение обращений и писем граждан и юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию бухгалтерии, организация проверок, подготовка соответствующих предложений.
- Участие в проведении совещаний-семинаров с работниками коммерческих и финансово-экономических подразделений.
- Участие в пределах своей компетенции в рассмотрении вопросов, связанных с учреждением новых предприятий, реорганизацией и ликвидацией структурных подразделений группы компаний.
4. ПРАВА
4.1. Бухгалтерия
имеет право:
- Требовать от всех подразделений предприятия соблюдения порядка оформления операций и представления необходимых документов и сведений.
- Требовать от руководителей структурных подразделений предприятия и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств предприятия, обеспечение сохранности собственности предприятия, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета и контроль - в частности:
- пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм;
- улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления;
- проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выработки продукции и движения деталей и полуфабрикатов, организации количественного учета использования сырья и материалов в цехах, на производственных участках.
- Проверять в структурных подразделениях предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.
- Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.
- Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения директора предприятия и начальника юридического отдела.
- Вести переписку по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии и не требующим согласования с руководителем предприятия.
- Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии, во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.
- По согласованию с директором предприятия или заместителем директора предприятия привлекать экспертов и специалистов в области бухгалтерского учета для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
4.2. Главный бухгалтер
также вправе:
- В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписок, использования средств не по назначению и других нарушений и злоупотреблений) докладывать о них директору предприятия для принятия мер.
- Вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников бухгалтерии, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.
- Давать согласие или отказывать в нем по вопросам назначения, увольнения и перемещения работников бухгалтерии.
4.3. Требования
бухгалтерии в части порядка оформления
операций и представления в бухгалтерию
необходимых документов и сведений являются
обязательными для всех подразделений
предприятия.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций бухгалтерии несет главный бухгалтер.
- На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность в случае:
- Неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности.
- Принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.
- Нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
- Несвоевременного проведения в структурных подразделениях предприятия проверок и документальных ревизий.
- Составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии.
- Других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.
- Использования сотрудниками бухгалтерии информации в неслужебных целях.
- Несоблюдения сотрудниками бухгалтерии внутреннего распорядка.
- Несоблюдения сотрудниками бухгалтерии техники безопасности.
5.3. Главный бухгалтер
несет наравне с директором предприятия
ответственность:
- За нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.
- За нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.
5.4. Ответственность
сотрудников бухгалтерии устанавливается
должностными инструкциями.
Руководитель
структурного
Подразделения
_______________ (Петрухина Е.В.)
подпись
М.П.
СОГЛАСОВАНО
Должностное
лицо, с которым согласовывается
Положение
_____________________
(Ефимова З.Н.)
подпись
01.04.2002 г.
Должностная инструкция курьера
ОАО
«Акмай»
660132, Красноярск
Ул. Кирова, д.13/а
Тел. (83912)371070
Факс: (83912)371070
e-mail: akmai@tatais.ru
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
01.04.2002
г. № 3
г. Красноярск
«Бухгалтер»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Бухгалтер относится к категории
специалистов.
1.2. Бухгалтер назначается на должность
и освобождается от нее приказом генерального
директора компании по представлению
главного бухгалтера.
1.3. Бухгалтер непосредственно подчиняется
главному бухгалтеру.
1.4. На время отсутствия бухгалтера его
права и обязанности переходят к другому
должностному лицу, о чем объявляется
в приказе по организации.
1.6. На должность бухгалтера назначается
лицо, отвечающее следующим требованиям:
образование — высшее или среднее специальное,
стаж аналогичной работы от года, знание
компьютерных программ по ведению бухгалтерского
учета.
1.7. Бухгалтер должен знать:
- законодательные акты, постановления,
распоряжения, приказы, другие руководящие,
методические и нормативные материалы
по организации бухгалтерского учета
имущества, обязательств и хозяйственных
операций и составлению отчетности;
- формы и методы бухгалтерского учета
на предприятии;
- план и корреспонденцию счетов;
- организацию документооборота по участкам
бухгалтерского учета;
- порядок документального оформления
и отражения на счетах бухгалтерского
учета операций, связанных с движением
основных средств, товарно-материальных
ценностей и денежных средств.
1.8. Бухгалтер руководствуется в своей
деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего
трудового распорядка, другими нормативными
актами компании;
- Положением о бухгалтерии организации;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
БУХГАЛТЕРА
Бухгалтер выполняет следующие
должностные обязанности:
2.1. Выполняет работу по ведению бухгалтерского
учета имущества, обязательств и хозяйственных
операций (учет основных средств, товарно-материальных
ценностей, затрат на производство, реализации
продукции, результатов хозяйственно-финансовой
деятельности; расчеты с поставщиками
и заказчиками, за предоставленные услуги
и т.п.).
2.2. Участвует в разработке и осуществлении
мероприятий, направленных на соблюдение
финансовой дисциплины и рациональное
использование ресурсов.
2.3. Осуществляет прием и контроль первичной
документации по соответствующим участкам
бухгалтерского учета и подготавливает
их к счетной обработке.
2.4. Отражает на счетах бухгалтерского
учета операции, связанные с движением
основных средств, товарно-материальных
ценностей и денежных средств.
2.5. Составляет отчетные калькуляции себестоимости
продукции (работ, услуг), выявляет источники
образования потерь и непроизводительных
расходов, подготавливает предложения
по их предупреждению.
2.6. Производит начисление и перечисление
налогов и сборов в федеральный, региональный
и местный бюджеты, страховых взносов
в государственные внебюджетные социальные
фонды, платежей в банковские учреждения,
средств на финансирование капитальных
вложений, заработной платы рабочих и
служащих, других выплат и платежей, а
также отчисление средств на материальное
стимулирование работников предприятия.
2.7. Участвует в проведении экономического
анализа хозяйственно-финансовой деятельности
организации по данным бухгалтерского
учета и отчетности в целях выявления
внутрихозяйственных резервов, осуществления
режима экономии и мероприятий по совершенствованию
документооборота.
2.8. Участвует в проведении инвентаризации
денежных средств, товарно-материальных
ценностей, расчетов и платежных обязательств.
2.9. Подготавливает данные по соответствующим
участкам бухгалтерского учета для составления
отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских
документов, оформляет их в соответствии
с установленным порядком для передачи
в архив.
2.10. Выполняет работы по формированию,
ведению и хранению базы данных бухгалтерской
информации, вносит изменения в справочную
и нормативную информацию, используемую
при обработке данных.
2.11. Выполняет отдельные служебные поручения
своего непосредственного руководителя.