Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:04, реферат
Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях, полученных в прошлом. Таким образом, задача развития общегосударственной системы сбора, обработки, хранения, эффективного поиска и передачи информации, основанной на использовании самых современных методов и средств (в первую очередь вычислительной техники), является чрезвычайно актуальной. Методы информатики успешно применяются для создания эффективных информационных систем и составляют основу для автоматизации научных исследований, проектирования, различных производственных процессов.
Введение
1. Сущность научной информации
2. Документальные источники информации. Основные понятия и определения
3. Типология научных документов с точки зрения информатики
3.1. Первичные источники информации
3.2. Вторичные источники научной информации
4. Аналитико-синтетическая переработка документов
5. О специфике информационного анализа и синтеза
6. Закономерности производства НТИ. Анализ источников информации.
7. Организация работы с научной литературой
Заключение
Задача
Список используемой литературы
Вариант 1
Тема: «Научная информация. Первичные и вторичные источники
информации. Поиск, переработка и анализ информации».
ПЛАН
Введение
1. Сущность научной информации
2. Документальные источники информации. Основные понятия и определения
3. Типология научных документов с точки зрения информатики
3.1. Первичные источники информации
3.2. Вторичные источники научной информации
4. Аналитико-синтетическая переработка документов
5. О специфике информационного анализа и синтеза
6. Закономерности производства НТИ. Анализ источников информации.
7. Организация работы с научной литературой
Заключение
Задача
Список используемой литературы
Введение
Темой контрольной работы является «Научная информация. Первичные и вторичные источники информации. Поиск, переработка и анализ информации».
Важное значение имеет
задача обеспечения научных
В настоящее время сформировалось понятие информатики как важной отрасли научного знания, включающей в себя несколько научных дисциплин, связанных с проблемой общения человека с ЭВМ, с созданием компьютерных систем.
Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой) информации, а также закономерности информационной коммуникации, называется информатикой.
Под «семантической» понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный для логического восприятия. Этим она отличается от вероятностной (шенноновской) информации, в которой определяющую роль играет ее знаковое представление, а смысл игнорируется.
Таким образом, информация - это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринявшим их человеком и не реализовано другим. Объектом машинной обработки являются данные, а не информация, поскольку никакая машина не в состоянии интерпретировать данные. Машина не обладает, как человек, необходимым запасом знаний о мире и не может мыслить.
Целью написания контрольной работы является изучение сущности научной информации, ее источников и анализа.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: рассмотрена сущность научной информации, первичные и вторичные источники научной информации, поиск и анализ данных. В работе также приведены рекомендации по организация работы с научной литературой.
При написании контрольной работы были использованы различные учебные и методические пособия, список которых приведен в конце работы.
1. Сущность научной информации
Информатика как научная дисциплина изучает предметы и явления, присущие лишь человеческому обществу. Это означает, что информатика является общественной, а не естественной или технической научной дисциплиной.
Если семантическая информация вообще - это потенциальное свойство данных, реализованное воспринявшим их человеком, то научная информация - это информация, отвечающая определенным критериям.
Определение «научный» в термине «научная информация» не означает, что она обязательно получена или используется только в сфере науки, а указывает на то, что она удовлетворяет общепринятым в данное время критериям научности.
Более четкое и полное определении научной информации может быть дано следующим образом: научная информация - это логическая информация, получаемая методами опытно-рационального познания объективного мира в любой сфере деятельности людей, не противоречащая господствующей системе научных представлений и используемая в общественно-исторической практике.
Научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления [4, 152].
Важно различать «информацию» от «данных».
Данные - это факты, идеи, сведения, представленные в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию. Информация - это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представлений в них фактов, идей, сообщений. Структурированная информация (т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему) составляет знания [3, 54].
Почти 40-летняя практика работы Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН свидетельствует о том, что научно-информационная деятельность возможна не только в области социальных наук (право, экономика, социология и др.), но и в области гуманитарных наук (литературоведение, культурология, философия, религиоведение и т.д.).
Многие положения философии (например, утверждение Шопенгауэра о том, что в основе мироздания лежит иррациональная воля) невозможно не подтвердить, ни опровергнуть. Но это не мешает рассматривать и творчество Шопенгауэра, и литературу о нем как совокупность текстов, в которых заключается определенная научная информация в области философии.
2. Документальные источники
В научно-информационной деятельности (НИД) важнейшим источником научной информации и средством ее передачи в пространстве и времени служит научный документ.
Документом признается любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенное собрание. В этом широком смысле к документам относятся не только надписи, рукописи и печатные издания, но и произведения искусства, нумизматические памятники, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера.
Научным документом считается материальный объект, содержащий закрепленную научную информацию, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве и используемый в общественной практике.
По форме научные документы различают [3, 84]:
- текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);
- графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы и т.п.);
- аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.
В зависимости от способа представления информации различают документы: текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), графические (чертежи, схемы, диаграммы), аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы), машиночитаемые (например, образующие базу данных, на микрофотоносителях) и др. Кроме того, документы подразделяются на первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов) и вторичные (содержащие результаты аналитико-синтетической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них).
Классификация произведений печати. Согласно ГОСТ 7.60-90 Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения», изданием называется «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения».
Стандарт предусматривает
8 признаков классификации
Библиографическое описание (БО) документа - это часть библиографической записи представляющее собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией
Библиографическая запись (БЗ) - это элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его составные части и содержание в целях библиографического поиска.
Аннотацией (от лат. annotatio - примечание) называется связный текст, кратко характеризующий документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
3. Типология научных документов с точки зрения информатики
3.1. Первичные источники информации
В информатике на первый план выдвигается деление документов на первичные и вторичные.
Считается, что в первичных документах отражаются непосредственные результаты
познания, а во вторичных - результаты аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах. Однако исторически сложившаяся система научных документов такова, что многие из них содержат одновременно и результаты научных исследований и переработку прежних сведений, содержавшихся в ранее опубликованных документах. Примером могут служить и статьи в научных журналах, и монографии, и учебники, и особенно - справочная литература. Тем не менее, деление это удобно, так как позволяет характеризовать различные потоки документов в информационной деятельности. Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов, а вторичными те документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах [], 78].
С учетом сделанных оговорок к первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников), журналы, газеты и сериальные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы, а ко вторичным - справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.
До последнего времени важным считалось деление научных документов на опубликованные и непубликуемые. Еще несколько десятилетий назад идеи и факты признавались введенными в оборот только после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию документов, в которых они содержались.
Для информационной деятельности
это разграничение менее
опережающей сведения, появляющиеся в публикациях, а, во-вторых, новые средства репродуцирования делают это разграничение очень условным. Такие научные документы, считающиеся обычно непубликуемыми, как отчеты, диссертации, переводы, часто распространяются в сотнях и даже тысячах экземпляров.
Книга как пример первичного документа. Книгой называется книжное издание объемом свыше 48 страниц. Под книжным изданием, в свою очередь, понимается «издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете».
Научная книга - важнейшее средство обобщения научной информации. В книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры. Книга служит незаменимым средством образования, обучения и воспитания. По некоторым данным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25 % всех выпускаемых книг.
Для научно-информационной деятельности можно выделить следующие наиболее важные виды книг [2, 16]:
- монографии;
- сборники;
- материалы научных конференций;
- справочники;
- учебники и руководства;
- официальные издания.
Роль книги как источника научной информации несколько ослабляется тем фактором, что ее написание и издание требует длительного времени. Это можно отнести к недостаткам книг. Основное время при подготовке книг к изданию уходит на рецензирование рукописей и ожидание очереди перед редактированием. Практика книжных издательств показывает, что рукописи, сданные авторами в текущем году, включаются в план редакционной подготовки лишь на следующий год. Для книг по социальным и гуманитарным наукам характерно более медленное устаревание содержащейся в них информации по сравнению с книгами по естествознанию и технике.
К первичным
документам и изданиям, помимо книг,
относятся периодические и