Организационное обеспечение службы делопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач современного управления является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в организации. Эта деятельность базируется на таких процессах, как получение информации и ее обработка: анализ, подготовка и принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Интенсивность этих процессов столь велика, а потери, связанные с несвоевременными и некачественными решениями столь существенны, что значение их организации становится первостепенным. При этом уровень знаний и умения руководителя в области организации документационного управления становится определяющим для всей организации и достигаемых ею результатов.

Содержание

Введение 3

Глава I. Делопроизводство – как составная часть

управления организационной системой 5

1.1. Задачи и принципы современного делопроизводства 5

1.2. Служба делопроизводства в структуре организации 7

Глава II. Организационное обеспечение службы делопроизводства 12

2.1. Положение о службе делопроизводства, должностные

инструкции работников 12

2.2. Организационное обеспечение работы с документами 15

Глава III. Особенности российской модели делопроизводства 22

Заключение 25

Список литературы 27

Приложение 29

Вложенные файлы: 1 файл

Современное делопроизводство предприятия основные принципы и составляющие.docx

— 51.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3

Глава I. Делопроизводство – как составная часть

              управления организационной системой     5

1.1. Задачи и принципы современного делопроизводства    5

1.2. Служба делопроизводства в структуре организации    7

Глава II. Организационное обеспечение службы делопроизводства         12

2.1. Положение о службе делопроизводства, должностные

        инструкции работников                 12

2.2. Организационное обеспечение работы с документами           15

Глава III. Особенности российской модели делопроизводства                        22

Заключение                  25

Список литературы                 27

Приложение                   29

 

Введение

 

Сегодня совершенствование управления производственно-хозяйственными системами, повышение уровня организации  и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено в учреждениях и на предприятиях делопроизводство. Порой руководителями служб делопроизводства становятся люди слабо подготовленные, от чего страдают все работники учреждений.

Одной из важнейших задач современного управления является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в организации. Эта деятельность базируется на таких процессах, как получение информации и ее обработка: анализ, подготовка и принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Интенсивность этих процессов столь велика, а потери, связанные с несвоевременными и некачественными решениями столь существенны, что значение их организации становится первостепенным. При этом уровень знаний и умения руководителя в области организации документационного управления становится определяющим для всей организации и достигаемых ею результатов.

В обществе постоянно создается и функционирует  огромное количество разнообразных  документов. От правильной организации работы с документами зависит эффективность работы учреждений, предприятий, фирм. С помощью управленческой документации осуществляется планирование, финансирование, распорядительная деятельность аппарата управления, ведется бухгалтерский учет и отчетность и т.п. Во время проведения ревизий проверяют именно документы, т.к. они служат основным доказательством фактов. Роль документов в различных областях деятельности человека трудно переоценить. Документы в сфере права и управления. Государственные органы на основе документов и с их помощью вырабатывают внутреннюю и внешнюю политику, управляют государством. Документы являются руководящими актами для нижестоящих органов, с их помощью контролируется соблюдение законности, а воля государственных органов доводится до сведения исполнителей. Именно документы (зафиксированная на материальном носителе информация, имеющая юридическую силу) служат основным доказательством того или иного факта при решении хозяйственных споров с партнерами в арбитражном суде или при рассмотрении трудовых конфликтов с работниками в суде.

В управленческой сфере документ является: 1) носителем  информации; 2) средством фиксации и передачи управленческих решений.

Роль  и место документов в экономике. Документы играют важную роль в организации хозяйственной жизни государства. Без документов, отражающих деятельность предприятий и учреждений, невозможно составить ни перспективный, ни текущий план, невозможно провести анализ хозяйственной деятельности. Внутри предприятий документирование хозяйственных процессов распространяется на все этапы его деятельности: снабжение, выпуск продукции, сбыт, оплату труда и др. С помощью документов осуществляется фиксация этих этапов, удостоверяется их правовая обоснованность.

Роль  документов в социальных процессах. Особое значение имеют документы  по личному составу, отражающие трудовую деятельность работника и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии. Важнейшая роль этих документов в жизни каждого человека зачастую недооценивается. Важно, чтобы кадровая документация велась в соответствии с требованиями КЗоТ.

 

Глава I. Делопроизводство – как составная часть управления организационной системой

    1. Задачи и принципы современного делопроизводства

 

 

Делопроизводство - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Делопроизводство  охватывает весь комплекс работ по созданию и оформлению документов, их исполнению и контролю сроков исполнения, по учету документов, формированию дел из исполненных документов, хранению и использованию текущих дел, подготовке их к сдаче в архив.

В настоящее  время термин «делопроизводство» чаще звучит как «документационное обеспечение  управления» (ДОУ).

Документационное  обеспечение управления выполняет  специальная служба, действующая  на правах самостоятельного структурного подразделения. Это может быть: управление делами, общий отдел, канцелярия или  секретариат.

В небольших  организациях, где объем обрабатываемых документов невелик и создание такой  службы нецелесообразно, всю работу по документационному обеспечению  управления выполняет секретарь  руководителя или специально выделенный для проведения этой работы сотрудник.

Делопроизводство  в организации – важнейшая обслуживающая функция управления, от рациональной организации которой зависят скорость и качество принятия управленческих решений, эффективность работы организации в целом.

Выбор организационной  формы делопроизводства зависит от решения руководства и самой службы. Регламентация выбранной формы работы с документами закрепляется в инструкции по делопроизводству.

 

 В современных условиях, когда работа с управленческой документацией  во многих учреждениях основывается на компьютерных технологиях, функции  службы делопроизводства не ограничиваются только организацией документооборота учреждения, учетом документов и контролем за их исполнением. Служба делопроизводства принимает непосредственное участие в постановке задач при разработке автоматизированных информационных систем для работы с документами, в обеспечении режима доступа к информации и защите информации, в совершенствовании работы с документами.

Таким образом, служба делопроизводства решает три  основных комплекса задач:

  1. обеспечение документирования управленческой деятельности;
  2. организация работы с документами в учреждении;
  3. совершенствование форм и методов работы с документами.

Задачи, стоящие  перед службой делопроизводства, определяют ее функции.

  1. Задачи обеспечения документирования управленческой деятельности могут быть решены с помощью выполнения следующих функций: разработка и проектирование бланков, обеспечения их изготовления; обеспечение изготовления документов, копирования и тиражирования;

контроль  качества подготовки и оформления документов, соблюдение установленной процедуры  согласования и и удостоверение документов.

  1. Задачи организации работы с документами в учреждении решаются выполнением следующих функций:
  • установление единого порядка прохождения документов (документооборота учреждения);
  • экспедиционная обработка входящих и исходящих документов;
  • регистрация и учет поступающих, отправляемых и внутренних документов;
  • контроль за исполнением документов;
  • систематизация документов, обеспечение их хранение и использование; организация работы с обращениями граждан.

Обеспечение защиты информации.

Задачи  совершенствования форм и методов  работы с документами включают в  себя выполнение следующих функций:

  • разработку и переработку нормативных, инструктивных, методических документов и доведение их до сведения работников организации;
  • методическое руководство и контроль за соблюдением установленных правил работы с документами в структурных подразделениях организации;
  • повышение квалификации работников организации и их консультирование по вопросам работы с документами;
  • упорядочение документации организации, проведение работ по унификации документов, разработка Табеля и Альбома форм документов, применяемых в деятельности организации;
  • разработку и внедрение новых форм и методов работы с документами, совершенствование документооборота организации, повышение исполнительной дисциплины;
  • постановку задач разработки и совершенствования автоматизированных информационных систем и баз данных для работы с документами.

 

    1. Служба делопроизводства в структуре организации:

состав, задачи и функции

 

На сегодняшний  день различают четыре основных организационных  структуры службы делопроизводства:

1. Управление делами.

2. Канцелярия.

3. Общий отдел. 

  4. Секретарь.

Управление  делами создаётся в министерствах  и ведомствах как структура, в  которой выполняется работа с  документами, и как орган контроля и координации делопроизводства в центральном аппарате отрасли. Являясь, по сути, структурным подразделением организации, управление делами, в свою очередь, подразделяется на следующие  структурные типовые подразделения:

1. Секретариат  – это структурное подразделение,  создаваемое для обслуживания  руководства организации. 

В его состав входят:

  • приемная;
  • секретариат руководителя и секретариаты заместителей руководителя;
  • секретариат коллегии;
  • протокольное бюро;

В функции  секретариата входит:

  • предварительное рассмотрение и подготовка к докладу руководителю поступающих на его имя документов;
  • подготовка по указанию руководителя проектов отдельных документов и их согласование с функциональными структурными подразделениями организации;
  • организация и документационное обслуживание совещаний, проводимых руководителем, документирование деятельности коллегиальных органов управления.

2. Отдел рационализации  делопроизводства – это центр  совершенствования делопроизводства, методический центр.

К его  функциям относятся:

  • разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию технологии делопроизводства;
  • разработка нормативно-методического обеспечения делопроизводства (положений, инструкций, правил, регламентов, табеля унифицированных форм и др.);
  • разработка классификационных справочников (номенклатура дел, классификаторы, перечни документов со сроками хранения).

3. Канцелярия, которая, в свою очередь, подразделяется  на:

  • экспедицию;
  • бюро переписки;
  • бюро учета и регистрации документов;
  • компьютерный центр обработки и размножения текстов документов.

4. Отдел писем

5. Центральный  архив

6. Инспекция

Канцелярия, как и другая организационная  структура службы ДОУ, создается  на предприятиях, в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях, высших учебных заведениях. В структуре  канцелярии обычно работают следующие  подразделения (отделы, секторы, группы):

    1. Экспедиция – специализированный участок, осуществляющий прием и отправку по почте и курьерской связи документации и корреспонденции.
    2. Подразделение по учету и регистрации документов, в задачи которого входит регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, контроль соответствия принятым правилам оформления документов, формирование и ведение справочно-информационного массива.
    3. Группа контроля (бюро, инспекция, отдел) осуществляет контроль за сроками исполнения устных распоряжений руководителя, анализ исполнительской дисциплины, информирование руководства о ходе выполнения документов и поручений.
    4. Группа писем (обращений граждан) занимается приемом и учетом предложений, заявлений и жалоб граждан.

Ее функции  следующие:

  • подготовка обращений к рассмотрению руководством;
  • контроль за сроками подготовки ответных документов в структурных подразделениях организации;
  • извещение заявителей о результатах рассмотрения их обращений;
  • организация приема граждан по личным вопросам руководством организации.
    1. Группа подготовки документов осуществляет перепечатку документов с черновиков, считку и правку текстов документов, учет выполняемой работы.
    2. Копировально-множительное бюро, как правило, имеет место в тех организациях, деятельность которых связана с рассылкой большого количества нормативной или распорядительной документации. Задачи бюро сводятся к копированию документов, тиражированию текстов документов, подготовке рекламной продукции, буклетов, брошюр.
    3. Архив организации – осуществляет прием от структурных подразделений отработанных и подготовленных к хранению дел, оказание им методической помощи, ведет учет и хранение документов, контроль за соблюдением правил формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях, готовит дела к передаче на государственное хранение.

Информация о работе Организационное обеспечение службы делопроизводства