Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:09, курсовая работа
Одной из важнейших задач современного управления является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в организации. Эта деятельность базируется на таких процессах, как получение информации и ее обработка: анализ, подготовка и принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Интенсивность этих процессов столь велика, а потери, связанные с несвоевременными и некачественными решениями столь существенны, что значение их организации становится первостепенным. При этом уровень знаний и умения руководителя в области организации документационного управления становится определяющим для всей организации и достигаемых ею результатов.
Введение 3
Глава I. Делопроизводство – как составная часть
управления организационной системой 5
1.1. Задачи и принципы современного делопроизводства 5
1.2. Служба делопроизводства в структуре организации 7
Глава II. Организационное обеспечение службы делопроизводства 12
2.1. Положение о службе делопроизводства, должностные
инструкции работников 12
2.2. Организационное обеспечение работы с документами 15
Глава III. Особенности российской модели делопроизводства 22
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29
Так, Табель унифицированных форм документов по личному составу (далее - Табель) составляется как Табель отдела кадров или иного подразделения с аналогичными функциями и задачами и включает в себя формы документов, создающихся преимущественно в этих подразделениях. Кроме форм документов, непосредственно относящихся к личному составу, в Табель включаются такие управленческие формы, как Положение об отделе, должностные инструкции и пр.
При отборе
формы унифицируются, т. е. приводятся
к единообразию путем проверки их
правовой обусловленности, законности
использования той или иной формы,
закрепления ее в правовом акте.
Произвольно созданные
Тем самым
разработка Табеля позволяет решить
задачу оптимизации состава
Табель позволяет также унифицировать и нормативно закрепить процедуры подготовки (или ее отдельные, наиболее важные этапы) кадровых документов в организации.
При подготовке
Табеля упорядочивается в целом
документационное обеспечение кадровой
службы; создается реальная возможность
классификации и кодирования
форм кадровых документов на основе Общероссийского
классификатора управленческой документации
(ОКУД) или локального классификатора,
повышения эффективности
Унификация
формы заключается в
Таким образом, Табель предназначен преимущественно для упорядочения документирования кадровой службы на строго правовой и функциональной основе.
Вместе
с тем Табель по назначению отличается
от таких делопроизводственных документов,
как Номенклатура дел и Перечень
документов с указанием сроков хранения,
традиционно применяемых в
Так, назначением Номенклатуры является нормативное закрепление заголовков заводимых дел, в которые будут подшиваться исполненные документы с целью обеспечения их сохранности, что позволяет производить эффективный разноцелевой поиск в делопроизводстве и архиве.
Перечень же предназначен лишь для установления сроков хранения документов; в нем никак не рассматриваются вопросы их подготовки, а только их практическая и историческая ценность.
Табель
разрабатывается под
Соответствующие
обязанности фиксируются в
Табель составляется в табличной форме. Графы Табеля устанавливаются в зависимости от реальных потребностей документирования деятельности кадровой службы. Целесообразно в качестве обязательных включать следующие графы: наименование формы, код формы, подразделение, готовящее проект документа, согласование, подписание, утверждение, проставление печати.
Дополнительно в Табель могут быть включены следующие графы: место регистрации документа, место контроля за исполнением, место хранения подлинника, адрес представления документа, срок хранения и др.
Отбор документных форм для включения в Табель и заполнение граф осуществляются непосредственно кадровой службой исходя из основных задач и функций управления кадрами.
Для выявления
названных задач и функций
используются: КЗоТ РФ, Общероссийский
классификатор управленческой документации
(ОКУД), Общероссийский классификатор
информации о населении (ОКИН), Общероссийский
классификатор профессий
Структура Табеля должна отражать наиболее удобную для дальнейшего использования систематизацию форм документов.
После завершения
работ по составлению Табеля он подлежит
согласованию с руководителями структурных
подразделений, сотрудники которых
будут работать в соответствии с
правилами, установленными Табелем. После
утверждения руководителем
Табель унифицированных форм документов организации утверждается руководителем организации и является нормативным документом, обязательным для исполнения. На основе Табеля составляется Альбом унифицированных форм и текстов документов, который также утверждается руководителем. Табель и Альбом ведутся службой документационного обеспечения управления (делопроизводства) синхронно.
Табель и Альбом составляются и ведутся в письменной (бумажной) и электронной форме.
Альбом форм документов организации. Наряду с Табелем форм документов, любая организация должна иметь Альбом форм документов, который является сборником эталонов форм документов, включенных в Табель.
Унифицированные формы документов располагаются в Альбоме в порядке, предусмотренном Табелем.
Альбом согласовывается и утверждается аналогично Табелю. Подписывает его также руководитель службы ДОУ. Как правило, Альбом создается в виде подлинника, на бумаге, а также в электронном виде.
Глава III. Особенности российской модели делопроизводства
В России,
в общегосударственном
В чем
же особенности «российской
В отличие
от западных методов работы с документами,
в российской практике документ ставится
на контроль в момент его поступления
в орган власти. Внутренние или
исходящие документы попадают в
поле зрения контроля сразу после
«рождения» — то есть утверждения.
При этом отслеживается связь
документов — в случае если один
документ появился в результате выполнения
решения, принятого по другому документу.
Все это позволяет
Максимальная централизация контроля за документооборотом предполагает, что документ должен быть сначала доложен руководству, а лишь затем, обрастая резолюциями в соответствии со служебной иерархией, он спускается к непосредственным исполнителям.
Другой важной особенностью «российской модели» является наличие единых и детально регламентированных правил работы с управленческими документами в организациях независимо от их сферы деятельности. Вся деятельность делопроизводственных служб - экспедиций, канцелярий, групп контроля - регламентирована вплоть до правил заполнения регистрационных журналов, картотек и отчетных форм.
В условиях
существования в органах власти
такого детального регламента документооборота
внедрение без адаптации
Традиционное
делопроизводство предполагает ведение
множества журналов и/или картотек,
обслуживающих бумажный документооборот.
И именно ведение этих картотек является
первоочередным объектом автоматизации
делопроизводства. В то же время
ничто не мешает включить в автоматизированную
систему возможность связи
С другой
стороны, использование компьютерной
сети создает условия для
Российская модель документооборота не просто вполне совместима с современными подходами к процессам управления, но и существенно превосходит западные модели построения документооборота. Ведь в российской модели утеря документов может произойти только из-за прямого нарушения инструкций делопроизводства.
Делопроизводство в России в основном до сих пор имеет строго вертикальное направление. На Западе же оно стремится к горизонтальному: документ должен сразу попадать к исполнителю, минуя руководство.
Другой уникальной особенностью российского делопроизводства со времен Петра Великого является отслеживание работы с документами в регистрационном журнале, куда заносятся сведения о перемещениях документов, резолюции начальства, отчеты исполнителей и т. д. Лишь с появлением пишущих машинок альтернативой журналу стала картотека с регистрационными карточками. Но суть дела это не изменило.
В отечественном документообороте существует четкое разделение труда: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных карточек, то есть делопроизводство отделено от работы с самими документами.
И еще один довод в пользу отечественных систем: российские системы автоматизации делопроизводства учитывают российские ГОСТы. Как показывает опыт, чтобы сравнение различных систем документооборота имело практическую пользу, оно должно включать не один десяток параметров сравнения.
Заключение
Управление современным предприятием - сложный многокомпонентный процесс, эффективность которого в значительной степени зависит от культуры делопроизводства на предприятии, умения персонала грамотно составлять и обрабатывать управленческие документы, фиксировать в них управленческие решения и осуществлять контроль за их исполнением.
Выполняя курсовую работу я ставила перед собой цель, рассказать о службе документационного обеспечения управления, описать ее структуру и функции, изучить основные нормативные документы, регламентирующие деятельность этой службы. Я старалась раскрыть эту тему в полном объеме, исходя из поставленных задач.
Я пришла к выводу, что эффективность деятельности службы делопроизводства зависит от квалификации работников делопроизводства, степени оснащенности службы и условий труда. Правильное составление и оформление документов в соответствии с новыми нормативами – важнейшая обязанность работников делопроизводственных служб.
Информация
фиксируется в документах, которые
придают ей организационную форму
и перемещают во времени и пространстве.
Документы и документная
Информация о работе Организационное обеспечение службы делопроизводства