Основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Какие существуют виды управления? Дайте характеристику управлению на основе информационных технологий, как одному из видов управления.
Виды управления - это описание разновидностей управления по некоторым признакам, влиянию внешней среды, функциональной специализации, позволяющее использовать это разнообразие для повышения потенциала и развития управления.

Вложенные файлы: 1 файл

UrGYuA_-_Osnovy_upravlenia_-_Variant_4_1.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная  юридическая академия»

 

Кафедра теории и практики управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Основы управления»

Вариант № 4

 

 

 

 

Выполнил: _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

1. Какие существуют  виды управления? Дайте характеристику  управлению на основе информационных  технологий, как одному из видов  управления.

Виды управления - это  описание разновидностей управления по некоторым признакам, влиянию внешней  среды, функциональной специализации, позволяющее использовать это разнообразие для повышения потенциала и развития управления.

Выделение видов управления необходимо для того, чтобы обозначить взаимосвязь определенного субъекта управления и определенного объекта управления, в том числе с точки зрения компетенций первого в отношении второго, а также особенностей объекта управления.

В этом плане Э. Петерсон и Э. Плоумен в свое время предложили рассматривать следующие виды управления: правительство; государственное управление как организацию органов власти и осуществление руководства над их служащими; военное управление; клубное управление; бизнес-управление; управление государственной собственностью как особое управление, учитывающее проблемы и суждения общества. К ним можно добавить управление по ценностям, управление рынком недвижимости; правоохранительное управление; управление прокурорско-надзорной деятельностью и др. Во всяком случае, анализ управления по видам позволяет разобраться в таких новых для российского общества конструкциях, как «муниципальное управление», «корпоративное управление», «управление логистическими процессами», «управление на основе аутсорсинга», «управление проектами», «бюджетное управление» и т.д.1

Разделение управления на виды может быть проведено по различным основаниям:

в зависимости от сфер общественной деятельности - управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление;

в зависимости от структуры общественных отношений - управление экономическим, политическим, социальным или духовным развитием общества;

в зависимости от объектов управления - хозяйственное управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью;

в зависимости от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений - управление государством, управление отраслями народного хозяйства, управление предприятиями, организациями;

по субъекту управления - государственное управление, местное самоуправление, управление собственностью, общественное управление, групповая (коллективная) саморегуляция, самоуправление (целесообразное поведение или действие одного человека).

Американские исследователи Э. Петерсон и Э. Плоумен предложили свою классификацию: правительственное управление, государственное управление, военное управление, ассоциативное (клубное) управление, бизнес-управление, управление государственной собственностью.

Рассматривая управление как элемент организованных систем различной природы, выделяют управление в неживой природе или технических системах, живой природе, управление биологическими системами и в человеческом обществе (воздействие на социальные процессы, коллективы).

Процессы управления в неживой природе (в технических схемах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук.

Процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук.

Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Применительно к конкретной организации виды управления приобретают четкие очертания: функциональное управление (планирование, прогнозирование, организация, учет, контроль), управление временем (оперативное, перспективное, текущее), управление ресурсами (материальные, финансовые, трудовые, сырьевые), управление логистикой (технологии производства, материально-техническое снабжение, маркетинг, сбыт), управление кадрами; управление делопроизводством.

Существует классификация, предлагающая рассматривать виды управления по степени участия человека в реализации управленческих воздействий: управление техническими, эргастическими и организационными системами.

Технические системы, программное обеспечение создаются человеком, но функционируют эти системы уже без его участия.

Определить степень влияния внешней среды в таких системах можно с помощью заданной вероятности влияния ее факторов или с помощью выстраиваемого механизма адаптации (самонастраивающиеся, обучаемые системы).

В эргастических (человеко-машинных) системах операторы наряду с машинами принимают необходимые решения и координируют, контролируют работу автоматизированных систем. Здесь важен учет психоэмоциональных и физиологических особенностей участников.

Организационные системы - это группы людей, общество в целом, где основой управления являются личностные контакты.

Особый интерес представляет фасетная классификация видов управления. Термин «фасет» на английском - faceted metadata, faceted classification (рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Примером фасетной системы классификации остается алгоритм регистрации преступных элементов, предложенный французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Он делил всех людей на три группы - по длине черепа, в каждой из трех групп три подгруппы -по ширине черепа. Далее - по размеру среднего пальца левой руки, размеру правого уха, росту, длине рук, высоте в сидячем положении, размеру стопы, длине локтевого сустава. Всего в этой системе 19 683 категории.

Классификация видов управления состоит из 22 фасет по следующим классообразующим признакам: степени сосредоточения власти; характеру взаимодействия системы управления с внешней средой; объекту управления; значимости возмущающих воздействий или последствий решения проблем; характеру причинно-следственных связей; способу воздействия на ситуацию; соотношение скорости управленческих решений и скорости появления новых воздействий внешней среды; уровню использования административных методов управления; отношению к использованию целей как инструмента управления; требуемой кратности управленческих воздействий; частоте появления проблемных ситуаций; характеру проблемной ситуации.

На основе вышеназванных признаков выделяют следующие виды управления:

по степени сосредоточения власти: централизованное, частично централизованное, децентрализованное;

по характеру взаимодействия системы управления с внешней средой: в конфликтной и неконфликтной ситуациях;

в зависимости от объектов управления: внутреннее, внешнее;

по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем: стратегическое, тактическое (оперативное);

по характеру причинно-следственных связей: стохастическое (случайное), детерминированное (закономерное, взаимосвязанное, взаимообусловленное);

по способу воздействия на ситуацию: ресурсораспределительное, конфигурационное, маргинальное, смешанное;

по соотношению скорости управленческих решений и скорости появления новых воздействий внешней среды: постсобытийное и упреждающее;

по уровню использования административных методов управления: прямое, косвенное, смешанное;

по отношению к использованию целей как инструмента управления: программно-целевое (программа отклонения от цели), функциональное (цели не формируются, особое внимание уделяется выполнению функций, исходя из их назначения);

по требуемой кратности управленческих воздействий: многоэтапное, одноэтапное;

по частоте появления проблемных ситуаций: уникальное, повторяющееся;

в зависимости от характера ситуации: хорошо формализуемое, слабо формализуемое, неформализуемое.

В связи со стремительным развитием электронно-вычислительной техники, созданием сети Интернет и других передовых информационных технологий для характеристики современного периода развития мировой цивилизации широко применяется понятие «информационное общество». Известный американский философ Э. Тоффлер в своей книге «Метаморфозы власти» на многочисленных примерах доказывает, что в триаде источников власти - сила, деньги, знания - дополнительную власть дает информация.

Знания - это результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путем. Знания - это структурированные данные, или метаданные (данные о данных). Информация, как совокупность данных, сведений о соответствующих предметах, явлениях, процессах играет в управлении исключительную роль.

Для обеспечения систем управления в каждой из них формируются информационные ресурсы, различающиеся по объему, способам организации и предоставления информации в информационной сфере, под которой понимается область деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в государстве и обществе.

По существу, это управление на основе информационных технологий - системы методов, способов, средств сбора, передачи, обработки, накопления и предоставления информации.

В этих процессах наиболее заметна управленческая функция информации, проявляющаяся в системе управления в нескольких формах: как источник власти, фактор регулирования коммуникаций, продукт управленческого процесса.

Управление на основе информационных технологий как один из видов управления весьма востребовано и перспективно. Среди современных информационных технологий выделяют следующие базовые блоки:

  1. информационного и лингвистического обеспечения: информационные языки; классификаторы; автоматизированные информационно-поисковые системы; централизованные, локальные, распределенные базы данных; базы знаний; экспертные системы и др.;
  2. технического обеспечения и коммуникаций: персональные, корпоративные, суперкомпьютеры; локальные, корпоративные, региональные, глобальные вычислительные сети; телеобработка и цифровая обработка данных; телеконференции и др.;
  3. программного обеспечения: операционные системы; автоматизированные технологии и языки программирования; системы управления базами данных; электронные таблицы; системы обработки графической и звуковой информации; редакционно-издательские системы; прикладные программы и др. 2

Превращение информации в важнейший ресурс социально-экономического развития современной цивилизации, осознание информации как товара, средства управления личностью и обществом, инструмента власти обусловили повсеместное распространение термина «информационное общество». Это понятие имеет мощное смысловое значение: природные ресурсы, капитал, труд как основные факторы индустриального общества уступают место новым движущим силам общественного развития - информации и знаниям.

Информационное общество - это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитым информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации.

Цели выделения отдельных видов управления могут быть различными, но необходимость для этого возникает, по мнению исследователей, прежде всего в трех случаях.

Во-первых, для обозначения взаимосвязи определенного субъекта управления и конкретного объекта управления, в том числе в контексте компетенций первого в отношении второго, а также специфических особенностей объекта управления.

Во-вторых, для обозначения взаимосвязи с агентами, принимающими независимые управленческие решения в отношении того же объекта управления.

В-третьих, для организации, координации, совершенствования самих видов управления. Это характерно для государственного и муниципального, корпоративного, антикризисного, финансового управления, самоуправления и т.д.

Анализ видов управления позволяет понять причины появления и механизм функционирования его новых конструкций: бюджетное управление, управление сетевыми организациями, антикризисное управление и т. п.

Предложенные классификации не могут иметь законченный ряд, поскольку формирование взаимодействия между публичными органами власти и предпринимательскими организациями, органами, занимающимися развитием общественных благ и домашними хозяйствами, всегда представляет собой процесс динамичный.

Следует учесть, что в научной литературе выделяются два типа теории управления: теория социального управления и теория организации и управления. Первая представляет собой часть общих политико-философских и социально-философских мировоззренческих систем, трактующих закономерности и механизмы образования и функционирования общества в целом.

Вторая же носит конкретный характер и обеспечивает обоснование принципов, структур, целей, механизмов функционирования организаций и управляющей системы.

Информация о работе Основы управления