Оформление организационно-правовых документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

К организационно-правовым документам относятся:
устав организации, положение об организации;
положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах учреждения;
регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства;
штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (например, инструкция по документационному обеспечению);
должностные инструкции работникам, правила, памятки и др.

Содержание

Введение 3
1. Организационно-правовые документы 5
1.1 Оформление организационно-правовых документов 5
1.2 Характерные черты ОПД 7
2. Виды организационно-правовых документов 8
Список используемой литературы 18
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Вложенные файлы: 1 файл

Оформление организационно-правовых документов.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)

Устав –  это сложный и объемный документ. В нем излагаются правила, регулирующие деятельность организации, взаимоотношения  ее с другими организациями и  гражданами, права и обязанности  в определенной сфере деятельности.

Устав закрепляет организационно-правовую форму организации, ее название, адрес, органы управления, контроля, порядок распределения  прибыли, условия реорганизации  и ликвидации.

Устав разрабатывается  и утверждается учредителями (участниками) хозяйственных обществ, производственных кооперативов и других юридических  лиц. Если хозяйственное общество создается  одним лицом, то это лицо и утверждает устав. Устав производственного  кооператива утверждается общим  собранием его членов. Устав государственного и муниципального унитарного предприятия  утверждается уполномоченным на то государственным  органом или органом местного самоуправления. Устав казенного  предприятия утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с уставом организации разрабатывается  ее структура, определяется штатная  численность. В штатном расписании закрепляется должностной и численный  состав организации, указывается фонд зарплаты.

Образцом  устава акционерного общества (открытого, закрытого) может служить Устав, подготовленный на основе действующего российского законодательства с  учетом опыта работы акционерных  обществ, а именно, Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Устав оформляется  на общем бланке организации.

Отметка о  регистрации проставляется на титульном  листе устава. Она состоит из: наименования органа, осуществляющего  государственную регистрацию создаваемых  организаций; даты регистрации; государственного

 

 

 

 

 

 

 

регистрационного номера; подписи; печати регистрирующего органа.

Гриф утверждения  также вноситься на титульный  лист и заверяется печатью.

Устав государственной  организации утверждается вышестоящим  учреждением, а негосударственной  – его учредителями, общим собранием акционеров (Приложение В).

Структура текста и его содержание определяется разработчиками устава. В число его обязательных разделов включаются:

  1. Общие положения (определяются цели и задачи организации).
  2. Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).
  3. Регламент организации (форма и методы управления, права и обязанности должностных лиц).
  4. Финансово-материальная база (порядок распоряжения средствами и ценностями).
  5. Отчетная и ревизионная деятельность.

Порядок ликвидации организации.

Штатное расписание – организационно – правовой документ, устанавливающий количественный и  качественный состав сотрудников в  составе подразделений (при наличии  таковых) предприятия, а также размеры  их минимальной фиксированной месячной оплаты труда (оклада) в соответствии с занимаемыми должностями.

Правила внутреннего  трудового распорядка - документ, детально регламентирующий вопросы повседневной деятельности предприятия.

Должностные инструкции – документ, устанавливающий  для сотрудника (категории сотрудников) предприятия конкретные трудовые обязанности  в соответствии с занимаемой должностью.

 

Примеры оформления организационно-правовых документов

  • Учредительный договор

Учредительный договор - это договор, в котором  стороны (учредители) обязуются создать  юридическое лицо и определяют порядок  совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества  и участия в его деятельности. В договоре определены также условия  и порядок распределения между  участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Учредительный договор относится к учредительным  документам юридического лица. В учредительных  документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок  управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом  для юридических лиц соответствующего вида.

 

 

Пример расчета штатной  численности структурного подразделения  бухгалтерии по нормам за год /Участок-Учет основных средств/ приведен в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 Пример расчета штатной численности структурного подразделения бухгалтерии по нормам за год /Участок-Учет основных средств

№ п/п

Состав работы

Номер позиции

Норматив времени в мин.

Объем работ в ед. имерения

Формула

гр.4хгр.5


60

1

Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной описи  и сличительной ведомости по инвентаризации основных средств

3.1.1

3

6000

3х6000=1

60

2

Отражение движения основных средств  в оборотной ведомости по учету  движения основных средств. Анализ полученных результатов. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

3.1.2

25

6000

25*6000=1

60

3

Начисление амортизационных отчислений за месяц с учетом входа и выбытия  основных средств. Ведение журнала  ордера соответствующей формы.

3.1.3

15

2500

15х2500=1

60

4

Составление оборотной ведомости  по износу основных средств. Запись суммы  износа в мемориальном ордере в книге  «Журнал-Главная»

3.1.4

15

460

15х460=1

60


необходимые реквизиты и были озвучены все существенные условия.

Любой договор  условно можно разделить на части:

  • преамбула (или вводная часть);
  • условия договора:
  • существенные условия договора;
  • обычные условия договора;
  • случайные условия договора;
  • адреса, банковские и иные реквизиты сторон
  • подписи сторон (скрепленные печатями для юридических лиц и предпринимателей, имеющих печать) (Приложение Б).

 

  • Положение о структурном подразделении

Это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность  структурных подразделений (Приложение Г).

Представительства и филиалы являются обособленными  подразделениями юридического лица, расположенными вне места его  нахождения. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Положения о  подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения  разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения  индивидуальные разрабатываются на его основе.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении. Текст положения о подразделении  может включать следующие разделы:

1. Общие положения. 

2. Основные  задачи.

3. Функции. 

4. Права и  обязанности.

5. Ответственность. 

6. Взаимоотношения.

Положения о  структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а  также руководителями других структурных  подразделений, с которыми данное подразделение  взаимодействует в работе.

Положения о  подразделениях подписываются руководителем  подразделения и утверждаются руководителем  организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с  утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его  применением.

 

 

Положение о  подразделении оформляется на общем  бланке организации.

Обязательными реквизитами положения о структурном  подразделении являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место  составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Регламент, структура, штатная численность и штатное  расписание

Регламент – правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа.         

Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет:

- статус  коллегиального или совещательного  органа;

- порядок  планирования работы;

- порядок  подготовки материалов для рассмотрения  на заседании; 

- внесение  материалов на рассмотрение;

- порядок  рассмотрения материалов и принятия  решений на заседании; 

- ведение  протокола заседания; 

- оформление  решений коллегиального или совещательного  органа;

- порядок  доведения решений до исполнителей;

- материально-техническое  обеспечение заседаний. 

Регламент оформляется  на общем бланке организации. Обязательными  реквизитами регламента являются: наименование организации, наименование коллегиального или совещательного органа, вид документа, дата документа, номер документа, место  составления, гриф утверждения, текст, подпись. Регламенты утверждаются руководителем  организации или руководителем  коллегиального или совещательного органа. В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании  членами коллегиального или совещательного органа. Регламенты согласовываются  с заинтересованными подразделениями  и юридической службой.

Структура и  штатная численность – это документ, в котором закрепляется состав подразделений (отделов, служб) и штатная численность каждого структурного подразделения и всей организации в целом (Приложение Д).

Документ  оформляется на общем бланке организации  с указанием вида документа, подписывается  руководителем кадровой службы, визируется главным бухгалтером, заместителями  руководителя организации и утверждается руководителем организации с  проставлением печати. Текст документа  составляется в форме таблицы, графы  которой соответствуют графам 1, 2 и 4 штатного расписания (Таблица 2.2) Обычно этот документ утверждается на целый год, но если в течение года в него необходимо внести изменения, то они проводятся приказом по основной деятельности.

Штатное расписание – правовой акт, закрепляющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указанием должностных окладов (в государственных учреждениях – с указанием разряда по Единой тарифной сетке).

Таблица 2.2 Структура и штатная численность

Код подразделения

Название подразделения

Штатная численность

01

Руководство

3

02

Служба персонала

2

03

Бухгалтерия

5

04

Служба эксплуатации

8

     
 

Всего

67


 

Штатное расписание имеет унифицированную форму  и оформляется на общем бланке либо на стандартных листах бумаги формата А-4 альбомной ориентации с нанесением реквизитов общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к  тексту, подпись, гриф утверждения. В  заголовке к тексту указывается  год, на который составлено штатное  расписание.

Текст штатного расписания составляется в табличной  форме. Указываются коды и наименования структурных подразделений и  должностей, количество единиц по штату, должностной оклад, надбавки по видам  и месячный фонд зарплаты. Ответственность  за подготовку штатного расписания лежит  на отделе кадров (службе персонала). Проект штатного расписания визируется руководителями подразделений, юридической службой, заместителями руководителя организации. Штатное расписание подписывают  руководитель кадровой службы и главный  бухгалтер, утверждает руководитель организации  с проставлением гербовой печати (или печати организации). Внесение изменений и дополнений производится приказом руководителя организации  или уполномоченного им лица.

 

  • Должностная инструкция

Должностная инструкция – правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового  положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной  работы (Приложение Д).

Правовое  положение работника организации  регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц. Унифицированная структура текста данного документа, согласно ГСДОУ, включает следующие разделы:

Информация о работе Оформление организационно-правовых документов