Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:05, реферат
Архивы и сохраняемые ими архивные документы - неотъемлемая и важнейшая часть культурной памяти общества, культурного наследия человечества. Архивные документы - бесценное хранилище информации о прошлом - для настоящего и будущего: они хранят ответы на многие вопросы историков и современников - даже на те, что еще не были им заданы исследователями.
Иногда при группировке единиц хранения могут применяться и другие признаки: они могут быть сгруппированы по признаку оригинальности и копийности, по языку документов, по формату документов, особенностям их оформления. Но чаще всего эти признаки применяются при классификации документов архивных коллекций. В процессе классификации единиц хранения внутри фондов составляются схемы классификации и указатели, облегчающие поиск документов.
Экспертиза ценности документов. Документы неравноценны как источники: одни несут ценную информацию о политической, научной, экономической, культурной жизни общества и человека, другие важны лишь для тех учреждений, которые их создали. Ежегодно в учреждениях, предприятиях и организациях страны образуется до 100 миллиардов документов (примерно 1 миллиард единиц хранения). Если бы все они поступали на хранение, архивы чрезвычайно быстро захлебнулись бы этим потоком документов. Не несущие ценной информации документы подлежат уничтожению. Но что необходимо уничтожить, а что сохранить? На этот вопрос дает ответ экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение. Документы подвергаются источниковедческой оценке, после чего в ее результате комплектуются государственные архивы.
В России начали широко проводить экспертизу ценности документов в первой половине XIX века в связи с переполнением исторических ведомственных архивов и архивов учреждений. Но при тогдашней “экспертизе” подход был узковедомственный, каждое ведомство исходило из своих интересов, и мело свои “Правила хранения и уничтожения решенных дел”. И работа по “разборке решенных дел” и “уничтожению ненужных бумаг” проводилась не регулярно, а по мере накопления документов.
Экспертиза ценности документов решает три задачи. Первая задача (часто ее называют основной, главной) заключается в определении того, какие документы несут ценную информацию, в отборе документов для передачи в государственные архивы. Изучаются документальные фонды, определяются две группы документов: имеющих научную ценность, и имеющих справочное значение. В ходе сравнительного анализа документов научного значения осуществляется отбор их в госархивы. Вторая задача - определить срок хранения документов. В ходе изучения документов справочного значения их распределяют на группы долговременного, временного и кратковременного хранения. Третья задача включает установление степени сохранности документов и в случае частичной их утраты - восполнение недостающих или утраченных материалов.
Ценность документов определяется на основании ряда признаков - критериев ценности документов. Среди этих критериев: 1. степень значимости содержания документов; 2. значение фондообразователя; 3. значение времени и места возникновения документов; 4. автографичность; 5. подлинность и копийность документов; 6. дублетность документов; 7. поглощенность содержания документов; 8. степень сохранности документов фонда; 9. физическое состояние документов; 10. палеографические, языковые, художественные и другие особенности документов; 11. юридическая сила документов; 12. объем фонда. Наиболее важными, широко применяемыми критериями ценности документов, называемыми также основными критериями, являются: значение содержания документов, значение фондообразователя, повторяемость информации, время и место возникновения документов.
Содержание документов - это основной критерий их ценности. Содержание документа очень многообразно. Ценность содержания будет зависеть от значимости события, зафиксированного в документе, полноты освещения, новизны, уникальности информации. Критерий значимости содержания документов позволяет распределять документы на категории постоянного и временного хранения и установить (для документов временного хранения) сроки их хранения. Документы учреждений делятся на несколько групп. К первой группе можно отнести документы, определяющие целевое назначение учреждения и раскрывающие его деятельность, материалы, связанные с вопросами руководства, финансирования, планирования. Это основные материалы. Они отбираются на постоянное хранение. Вторая группа документов - вспомогательные материалы, отражающие повседневную оперативную деятельность - бухгалтерскую отчетность, учет, бытовые и административно-хозяйственную деятельность и так далее. Эти документы имеют временный, справочный характер, хранятся временно. Третья группа документов учреждений - документы по личному составу. Документы по личному составу определяются современным архивным законодательством, как комплекс документов, создающихся в процессе документирования служебной, трудовой или иных социальных правоотношений граждан и юридических лиц. В составе этой группы есть документы основные и вспомогательные. Значимость этих документов определяется не содержанием, а положением или значением лица, к которому они относятся. Эти материалы хранятся до нескольких десятилетий, а иногда остаются на постоянное хранение. В последние годы в связи с упразднением и реорганизацией многих учреждений и ведомств, в целях социальной защиты интересов граждан, работавших в этих учреждениях и ведомствах, создают целые архивы документов по личному составу. В частности, такой архив создан в Республике Татарстан.
Важным
критерием при определении
Другой важный критерий ценности документов - значение события, в связи с которым созданы документы, времени и места образования документов. Чем значительнее событие прошлого, тем осторожнее должна проводиться экспертиза. Даже документы, содержащие малозначащие сведения, могут поступать на постоянное хранение, если созданы в связи со значимыми событиями. Важно обращать внимание и на время образования документов. Так, например, документы за ранние периоды отечественной истории требуют особенно бережного отношения, так как их сохранилось сравнительно немного, да и создавалось в процессе делопроизводства того времени сравнительно немного документов. С целью защиты таких документов даже вводились так называемые запретные даты, ограничившие сферу деятельности экспертов: документы, созданные ранее запретных дат, экспертизе не подвергались, а сохранялись в любом случае. В 1919 году была введена первая запретная дата - 25 июня 1811 года, то есть дата издания нового Положения о министерствах. В 1925 году ввели новую запретную дату - 1825 год (так как многие документы погибли в Отечественную войну 1812 года). В 1957 году было рекомендовано не выделять к уничтожению материалы, отложившиеся до начала XIX века. Позже запретной датой стало время буржуазных реформ второй половины XIX века. Сегодня запретные даты более не используются. При изучении ценности документов учитывается и место их образования: внимательно следует подходить к экспертизе ценности документов, созданных, например, в регионах, в которых происходили важные события отечественной истории.
К числу важных критериев ценности документов следует относить критерий значимости автора документа, автографичности. Историческое значение автора - учреждения или лица, - определяет ценность документов. Если учреждение или лицо представляют значительный интерес для истории, то даже самые незначительные по содержанию документы могут быть взяты на постоянное хранение. Особую ценность представляют рукописи, документы за подписью авторов, с авторскими правками, пометами и резолюциями.
К критериям ценности документов относятся также критерии повторяемости информации. Одним из них является подлинность или копийность документов. Подлинник - это документ, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, то есть документ, написанный на бланке, имеющий печать, штамп и подпись руководителя учреждения или структурной части учреждения, от которых он исходит. Копия - это точное воспроизведение подлинника, заверенное уполномоченным на то лицом. В архивных фондах при наличии подлинника копии могут быть уничтожены, но если документ имеет большое научное значение или широко используется, то рекомендуется оставить несколько экземпляров копий. Если подлинник отсутствует, то копии сохраняются в любом случае. Если в тексте подлинника и копии есть существенные расхождения, то сохраняется и подлинник, и копия. Авторизованная копия приобретает силу подлинника.
К
критериям повторяемости
Критерий повторяемости
Еще
один критерий ценности документов - степень
сохранности документов архивного
фонда. Если архивный фонд сохранился
не полностью и отсутствуют
Физическое состояние документов тоже является критерием ценности документов. Если документы имеют внешние повреждения, то прежде всего решают, заслуживают ли они восстановления. Плохое состояние документов, не представляющих большой научной ценности, может стать основанием для их уничтожения. Ценные документы, напротив, восстанавливаются, реставрируются, фотокопируются, микрофильмируются.
При
экспертизе документов имеет значение
также такой критерий, как их палеографические,
языковые, художественные и другие
особенности. Значение имеет необычный
или редко встречающийся
Еще один критерий ценности документов - их юридическая сила. Юридическая сила документов - это свойства, сообщаемые документам правовыми нормами и проявляющиеся в их форме, составе реквизитов, в границах и объектах их действия. Этот критерий прежде всего определяет требование, чтобы все официальные документы, принятые на государственное хранение, были правильно оформлены и удостоверены. Кроме того, он применяется к документам социально-правового характера (договоры, акты, соглашения и так далее), которые возникают в процессе заключения различных сделок. Эти документы имеют, как правило, временное справочное значение. У них есть определенные сроки исковой давности (большие сроки исковой давности - у коммерческой переписки и документов, кроме того, они могут иметь и историческое значение и в этом случае остаются на постоянное хранение). Срок исковой давности исчисляется не с момента создания документа, а с того срока, которым обусловлен платеж по документу.
Наконец, к критериям ценности документов относится и объем фонда. В некоторых учреждениях-фондообразователях образуется сравнительно небольшое количество документов. К экспертизе ценности документов таких учреждений следует подходить очень бережно.
Критерии ценности документов не могут быть неизменными. Они меняются, одни критерии приобретают большее значение, другие - меньшее.
Экспертиза ценности проводится специальными экспертными и экспертно-проверочными комиссиями, действующими на постоянной основе и укомплектованными компетентными специалистами.
Экспертиза ценности документов включает три этапа: на первом этапе производится оценка документов в процессе делопроизводства, то есть в процессе создания документов. Происходит это ежегодно в конце года. Документы постоянного и долговременного хранения передаются в архивы учреждений (ведомственные архивы). Документы справочного характера, кратковременного хранения уничтожаются по истечении срока хранения в структурных подразделениях учреждения. На втором этапе происходит оценка документов в архиве учреждения. Единицы хранения просматриваются полистно, если в единице хранения содержатся документы различной ценности, то срок хранения единицы хранения устанавливают по наиболее ценным документам. Если к уничтожению выделены массовые документы справочного характера, то оставляют их образцы. На этом этапе материалы уже готовят для передачи на государственное хранение. Государственные архивы составляют для ведомственных архивов перечни дел, принимаемых на государственное хранение. Третий этап экспертизы - окончательный отбор документов на постоянное хранение в государственные архивы. Здесь также на помощь приходят перечни документов - систематизированные списки документов учреждений, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов, прием которых на государственное хранение обязателен. Это основное справочное пособие при проведении экспертизы ценности документов на этом этапе.