Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа
Аналитическая работа в органах внутренних дел является связующим звеном между теорией и практикой управления правоохранительной деятельностью, одной из ступеней процесса познания, которые определяют ее качество и эффективность. Основным средством достижения задач, стоящих перед аналитической работой, являются методы, которые включают в себя многообразие путей и способов и отражают опыт этой деятельности в системе Министерства внутренних дел России.
Введение 3
1. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в ОВД 4
2. Роль факторов, влияющих на функционирование ОВД 8
3. Содержание и методы аналитической работы в ОВД 12
Заключение 21
Список используемой литературы 22
· экономическое развитие региона – характер и группировка предприятий по их промышленному потенциалу и численности рабочей силы, численность автотранспортных предприятий, пропускная способность автодорог, структура доходов и потребления населения, характеристика сферы торговли, бытового и коммунального обслуживания;
· социальная инфраструктура региона – количество и виды учебных заведений, обеспеченность медицинским обслуживанием, состояние функционирования культурно-зрелищных организаций и предприятий проведения досуга, количество спортивных сооружений, клубов и дискотек;
· техногенные особенности региона с точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, аварийности транспортных магистралей, эпидемий и эпизоотий.
2. Факторы, характеризующие
часть внешней среды,
· преступления;
· правонарушения;
· лица, совершившие преступления или правонарушения.
3. Факторы, характеризующие способность органа внутренних дел решать поставленные перед ним задачи. К ним относятся:
· штатная численность служб и подразделений;
· нагрузка на каждого сотрудника;
· качественная характеристика кадров, некомплект, реальная и потенциальная текучесть кадров;
· обеспеченность техникой и служебными помещениями;
· состояние мобилизационной готовности;
· организация руководства и взаимодействия.
На функционирование органа внутренних дел непосредственно влияет только часть перечисленных факторов. Однако на состояние и противодействие преступности на территории обслуживания оказывает воздействие вся совокупность факторов. Основанием для определения значимости тех или иных факторов и, следовательно, для их анализа и оценки может быть степень опасности и угрозы, создаваемые ими. Однако границы этого критерия достаточно подвижны, поскольку опасности и угрозы постоянно дополняются, а уже известные наполняются новым содержанием.
Аналитическая работа в органах внутренних дел является связующим звеном между теорией и практикой правоохранительной деятельности, поэтому она призвана выполнять три наиболее важные функции: познавательную, сигнализирующую и организационно-управленческую.
Познавательная функция обладает не только ведомственным, но и общенаучным значением. Анализ специфического и неповторимого в характеристике общественных явлений в целом и отдельных проявлений в частности позволяет расширить и углубить знания о процессах, происходящих на территории обслуживания органа внутренних дел, вовремя обнаружить новые тенденции позитивного или негативного характера. Преступность как объективная реальность является составной частью жизнедеятельности общества. Для внесения своевременных и адекватных корректив в социальные процессы необходимо познание, которому служит и анализ оперативной обстановки.
Сигнализирующая функция аналитической работы заключается в том, что в ходе ее проведения выявляются проблемные участки и нерешенные вопросы, уточняются и формулируются ситуации, требующие первоочередного решения. Эта деятельность должна обеспечивать предвидение развития основных тенденций преступности, результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Организационно-управленческая функция заключается в том, что анализ (в зависимости от уровня субъекта управления и целевой установки) может служить необходимой информационно-аналитической базой для принятия ответственных решений, связанных с выбором приоритетов деятельности, форм и методов работы по отдельным направлениям служб и подразделений, обеспечением эффективного функционирования органов внутренних дел в целом.
Основные виды анализа, осуществляемого в деятельности органов внутренних дел, классифицируются по различным основаниям: по объему изучаемых факторов, по продолжительности анализируемого периода, а также по используемым методам сбора и обработки информации. Наиболее распространенным видом аналитической работы в органах внутренних дел является комплексный анализ оперативной обстановки. Само понятие комплексного анализа обстановки является многофакторным, включающим в себя множество различных направлений деятельности и отношений. В ведомственных нормативно-методических документах в основном выделяются следующие виды анализа:
· Текущий анализ (за сутки, неделю, месяц) направлен на обеспечение потребностей оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные преступления и правонарушения, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств.
· Внеочередной анализ является разновидностью анализа за отчетный период. Проводится, как правило, по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случаях разработки комплексных организационных мер по вопросам взаимодействия для совещаний руководителей, заседаниях коллегий.
· Анализ за длительный период (более года) служит для выявления основных тенденций развития оперативной обстановки и предназначен в основном для разработки комплексных и целевых программ борьбы с преступностью.
· Анализ с нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) направлен на выявление отклонений основных тенденций состояния правопорядка, динамики и структуры преступности, организации оперативно-служебной деятельности от тренда (основной тенденции изменения).
· Проблемный анализ связан с изучением отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью. Обычно проблемный анализ ориентирован на поиск причин снижения эффективности работы по отдельным направлениям деятельности органа внутренних дел (раскрытие преступлений, предупреждение рецидивной преступности или преступности несовершеннолетних, увеличение темпов прироста отдельных видов или групп преступлений).
· Сравнительный анализ проводится для выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух или более органов внутренних дел. Этот вид анализа требует выбора критериев, которые обеспечивают сопоставление итогов деятельности на разных по своей специфике территориях обслуживания.
Любой вид анализа носит комплексный характер, поскольку анализируемый участок оперативно-служебной деятельности всегда рассматривается через призму состояния соответствующей внутриорганизационной работы. Ведомственные нормативно-методические документы также устанавливают предмет для аналитической работы в соответствии с уровнем управления в иерархии органов внутренних дел.
Предметом аналитической работы являются:
· оперативная информация, поступающая из подразделений аппарата и нижестоящих горрайлинорганов внутренних дел о преступлениях, чрезвычайных и других происшествиях, принимаемых мерах, используемых силах и средствах по ликвидации их последствий (периодичность – ежедневно);
· статистическая отчетность информационных центров о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность – ежемесячно и нарастающим итогом);
· материалы подразделений органа внутренних дел, характеризующие состояние преступности и борьбы с нею, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, эффективность использования сил и средств в решении правоохранительных задач;
· информация органов прокуратуры, юстиции, других правоохранительных органов, характеризующая состояние и перспективы развития криминальной ситуации (периодичность – по мере поступления);
· информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития регионов (периодичность – по мере поступления);
· законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность – по мере издания).
Предметом аналитической работы на уровне горрайлинорганов внутренних дел будет являться:
· информация о поступивших заявлениях и сообщениях о преступлениях, нарушениях общественного порядка, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, авариях, крушениях и других чрезвычайных происшествиях (периодичность – за сутки, неделю, месяц);
· обобщенные данные о состоянии
общественного порядка и общественной
безопасности, борьбы с преступностью
в целом по городу, району или иному административно-
· информация о наиболее значимых изменениях во внешней среде функционирования органа внутренних дел (периодичность – ежемесячно);
· сведения о результатах оперативно-служебной деятельности, использовании сил и средств (периодичность – за сутки, неделю, месяц);
· информация о рассмотрении обращений и писем граждан, соблюдении законности в оперативно-служебной деятельности (периодичность – ежеквартально);
· нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам охраны правопорядка (периодичность – по мере принятия).
Наука и практика управления не могут дать исчерпывающие рекомендации по организации и проведению аналитической работы, описать все проблемы, с которыми может столкнуться сотрудник, подготавливающий тот или иной аналитический документ. Однако существуют определенные основы знаний, с помощью которых можно строить аналитические конструкции. При этом необходимо помнить, что в каждый момент времени те или иные факторы могут иметь доминирующее или второстепенное значение для жизнедеятельности системы, способствовать ее нормальному функционированию или препятствовать ему. Кроме того, многие факторы взаимосвязаны и изменение одних приводит к изменению других. Поэтому корректный анализ среды представляет собой сложную научную проблему.
Методы аналитической работы в органах внутренних дел делятся на две группы: методы сбора информации и методы обработки информации.
К методам сбора информации относят:
Изучение документов. Данный метод включает в себя качественный анализ текстов нормативных актов, отчетных, аналитических и иных документов и материалов, содержащих информацию, зафиксированную в рукописном виде, а также на магнитных носителях, кино-, видео- и фотопленке;
Опрос. Он
осуществляется путем
Наблюдение.
Данный метод представляет
Эксперимент. Это активная форма сбора и анализа информации, позволяющая получать новое представление о процессе или явлении.
Методы обработки информации включают в себя статистические методы, позволяющие определить количественные параметры изучаемых социальных процессов и явлений. Для этого применяются выработанные в статистике принципы группировки и распределения статистических данных, определение абсолютных и относительных величин, преобразования динамических рядов, формирования репрезентативной выборки.
К методам обработки информации следует отнести: методы факторного, дисперсного и корреляционного анализа, линейного и динамического программирования, распознавания образов и другие. Эти методы в своей совокупности предполагают определенную теоретическую интерпретацию полученных количественных показателей для отражения качественных характеристик изучаемых явлений.
Проведение анализа всегда предполагает прогностическую оценку ситуации и среды функционирования органа внутренних дел. Знание основных тенденций изменения средовых факторов позволяет выбрать соответствующую стратегию организации оперативно-служебной деятельности и тактику применения ее методов. Выбор подвергающихся анализу факторов внутренней и внешней среды, а также прогнозирование ситуации определяется задачами разрабатываемого управленческого решения. В практических целях прогностический анализ чаще всего востребован в связи с разработкой планов организационных мероприятий в органах внутренних дел, полугодовая периодичность которых, установленная нормативными актами МВД России, соответствует среднесрочному прогнозу. В деятельности органов внутренних дел востребованы также краткосрочные прогнозы (на период до 3-х месяцев) и долгосрочные прогнозы (на период более года).
Точность прогноза зависит от прогнозируемого периода времени: чем дольше временной период, тем менее точен прогноз. Известный постулат аналитиков гласит: самый точный прогноз – это прогноз на ближайшую минуту. Помимо временного периода, точность прогноза зависит от решаемых задач (тяжелее прогнозировать тенденции комплексных процессов), а также от достоверности собранной информации и способов ее интерпретации (наиболее удобны для прогнозов статистические сводки с малыми интервалами наблюдения).
Информация о работе Понятие, задачи и принципы аналитической работы в ОВД