Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 20:31, реферат
Унификация - один из обязательных свойств официально-деловой письменной речи, в той или иной степени характеризуют все типы деловых бумаг. Суть унификации служебных документов сводится к сокращению видов документов, приведению к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению.
Стандартизация официальных бумаг заключается в установлении в государственном масштабе оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов. Эти правила принимаются в установленном порядке для всеобщего и многократного применения в делопроизводстве. Результаты разработки при этом оформляются в виде межгосударственных (ГОСТ), государственных (ГОСТ Р), отраслевых (ОСТ) стандартов, а также стандартов предприятий и учреждений (СТП).
Содержание
Главное правило переписки — лица, участвующие в ней, должны быть вежливы и пунктуальны, заставлять корреспондента ждать недопустимо. За рубежом принято, что ответ на любое письмо должен быть дан в течение недели; у нас в стране ситуация несколько отличается, однако с точки зрения этикета нельзя заставлять партнера ждать слишком долго. Если обстоятельства складываются так, что ответ в установленный срок дать нельзя, рекомендуется с извинениями сообщить об этом адресату, указав объективные причины задержки ответа и примерный срок окончательного решения. В служебной переписке не используют категоричный тон, иронические или тем более грубые выражения. То, что можно смягчить в личном общении интонацией или легкой улыбкой, в письме будет воспринято в буквальном смысле; поэтому этикет делового письма требует, чтобы выражения, которые могут показаться кому-то резкими, смягчались использованием глаголов в сослагательном наклонении (например: «Нам бы не хотелось распространять информацию о наших клиентах без их ведома») или вводными конструкциями (например: «К сожалению, наша организация не располагает сейчас необходимыми материалами…»). Этикет способствует тому, что, как бы в данный момент ни складывались отношения с партнером по служебной переписке, надежда на возможность сотрудничества в будущем тем не менее должна сохраниться. Больше всего затруднений вызывает обычно вопрос, как правильно с точки зрения этикета обратиться к адресату. Самым распространенным и нейтральным является использование в письме обращения к адресату по имени-отчеству с добавлением прилагательного «уважаемый», причем обращение размещается посередине листа двумя-тремя межстрочными интервалами ниже реквизита «Адресат», например:
Уважаемый Иван Иванович!
Если автор письма не знает имени-отчества
адресата, а располагает лишь сведениями
о его фамилии, допускается использовать
в обращении выражение «Уважаемый коллега (Иванов)!»
или «Уважаемый господин Петров!»;
несколько устаревшим является обращение
«Уважаемый товарищ Сидоров!».
Прилагательное «Уважаемый» прекрасно
сочетается также с наименованием звания,
должности или социального положения,
например: «Уважаемый господин предприниматель!»,
«Уважаемый господин директор!».
Если письмо адресовано известному деятелю
культуры, науки или искусства, вместо
слова «уважаемый» лучше использовать
его синонимы «многоуважаемый» или «глубокоуважаемый»
в сочетании с именем-отчеством адресата,
например: «Глубокоуважаемый Юрий Владимирович!»
К судье принято обращаться «Ваша честь»
(хотя Гражданский процессуальный кодекс
РФ рекомендует обращение «Уважаемый
суд»), к лицам духовного звания — «Преосвященнейший
владыко!». Обращение «Дорогой (дорогая)»
в официальной переписке также допускается
только в сочетании с именем-отчеством
и подразумевает наличие длительных и
особенно доверительных отношений с адресатом.
Особое внимание надо уделить правильному
написанию наименования должности, фамилии,
имени и отчества в адресе и приветствии.
Прежде чем писать письмо, нужно сформулировать
цель его составления и тщательно подойти
к выбору фактов и аргументов. Письмо должно
быть написано в дружеском тоне, располагающем
к сотрудничеству. Каждая фраза должна
соответствовать достижению желаемого
эффекта.
Однако самыми важными в письме являются первый и последний абзацы. Первый абзац письма должен содержать краткое изложение существа дела, но написать его надо так, чтобы первые фразы не настраивали адресата против автора письма, а, напротив, учитывали точку зрения адресата, его желания, интересы и потребности. В заключительной фразе письма рекомендуют выразить надежду на плодотворное сотрудничество. Перед подписью обычно пишут «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями». Из переписки на иностранных языках в русскую корреспонденцию перекочевало выражение «Искренне Ваш(а)». Этикет требует, чтобы ответ на письмо, автором которого является руководитель организации, подписывало должностное лицо равного ему ранга, т. е. тоже руководитель организации. Однако если инициативное письмо было подписано заместителем руководителя, то ответ может быть подписан как заместителем, так и самим руководителем.
В письменной речи, в отличие от устной, необходимость использования этикетных средств остается неизменной. В значительной степени оно определяется жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, о котором уже шла речь.
Деловые письма-приглашения и поздравления включают много этикетных фраз. Вместо этикетной рамки (слов приветствия и прощания) в деловых письмах используются обращения: Уважаемый Николай Иванович! Уважаемый г-н Бобылев! В конце письма перед подписью помещают заключительную формулу вежливости: Искренне Ваш!, С уважением; С искренним почтением!; С наилучшими пожеланиями!; Заранее благодарны за ответ! и т.п.
За этими заключительными репликами вежливости следует самоименование должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самоименование включаются указание на занимаемую должность и название организации, если письмо направляется не на бланке учреждения, в противном случае — только должность.
Начальник Главного
Управления образования
______(Подпись) Е.Я.Коган
Директор Воскресенского
ПАТП ______ (Подпись)
В.В.Сиволобов
И.о. начальника Главного
Управления образования
Самарской области _____ (Подпись)
В.А.Прудникова
Или
Генеральный директор _________ (Подпись)
С.А.Прохоров
Главный бухгалтер ______ (Подпись) М.И.Притула
Если письмо направляется от имени Ученого совета какого-либо научного заведения, самоименование представляет собой указание на ту роль, которую то или иное лицо выполняет в данном органе:
Председатель Ученого совета института
_____ (Подпись) П.Н. Сергеев
Секретарь Ученого совета _______ (Подпись)
Л. Д. Сухов
Информация о работе Правила оформления документов. Речевой этикет в документе