Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:26, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем доступа к архивным документам.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу использования архивных документов;
2. Осветить проблемы доступа к архивным документам.
1. Введение …………………………………………………………………3
2. Глава 1. Нормативно – правовая база использования архивных документов…………………………………………………………….....6
3. 1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»……………...6
4. 1.2. Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем……………………………………………….10
5. Глава 2. Проблемы доступа к архивным документам……………...13
6. 2.1. Основные ситуации усложненного доступа к архивам………..13
7. 2.2. Ограничение доступа к архивным документам………………. 15
8. 2.3. О доступе к документам архива…………………………………20
9. Заключение …………………………………………………………….25
10. Список использованной литературы………………………………...27
Очевидно, что совершенно
необходимо изменение ответственности
за такие правонарушения на более
суровую, поскольку ценность многих
утраченных документов и стоимость
реставрации сохранившихся
В Советском Союзе были
созданы первые кино- и фоноархивы,
благодаря которым мы сегодня
можем увидеть и услышать давно
минувшее. К сожалению, сейчас ситуация
с пополнением этих архивов изменилась
в худшую строну: даже государственные
теле- и радиовещательные компании
не считают нужным отправлять обязательный
экземпляр своей
Наши архивы во многом уникальны. Для многих зарубежных партнеров огромный интерес представляет покупка у России сырой архивной информации - копий, микрокопий, электронных копий документов и т.д. Этот вопрос представляет собой предмет ожесточенных споров, хотя несомненно, что Россия не должна идти на масштабные проекты, связанные с продажей такой информации. Сегодня наша страна вышла из полосы кризиса начала-середины 90-х годов прошлого века. И поэтому курс, который был взят когда-то на такую форму международного сотрудничества в архивном деле, уже не является оправданным5.
Глава 2. Проблемы доступа к архивным документам
— Хрупкость носителей: вмешательство архивиста способно нарушить целостность документов. Обычно это относится к повреждённым или частично повреждённым историческим архивам, а также архивам, хранящимся в особых условиях. К примеру, археологи знают, что при несоблюдении очень строгих мер безопасности, неаккуратные раскопки могут повредить очень большое количество источников. Даже при соприкосновении в воздухом ряд документов могут мгновенно прийти в негодность из-за резкого окисления и изменения химического состава. Как правило, все подобные ситуации решаются применением той или иной специальной технологии либо методики доступа.
— Языковые сложности. Исторические или иные архивные документы могут быть сформированы на языках, недоступных архивистам. Проблема актуальна только в историческом плане, так как современные архивные работы возможны на любых языках.
— Сложности криптографии. Явно присутствующая на носителе информация может быть зашифрована, что представляет сложность при проведении архивных работ. Если ключи к шифру утеряны, то данные могут быть получены только через очень большой срок, зачастую нецелесообразный при проведении архивных работ.
— Стеганография: сокрытие самого факта передачи информации. К примеру, широко известен факт, что в древних английских песнях передавались точные технологические описания различных процессов обработки оружейной стали для ковки наиболее прочных клинков.
— Формат хранения данных. Архивные
работы зачастую предполагают использование
промежуточных устройств для
получения доступа к
Отдельно стоит отметить разного рода запреты, вводимые владельцами документов: от полного вето на исследования до сокрытия части документов от исследования по соображениям коммерческой, государственной или личной тайны.
Доступ к документам Архивного фонда РФ, являющегося частью национального и культурного достояния, регламентирован федеральным законодательством, в частности Федеральным законом «О государственной тайне», который возлагает ответственность за соблюдение государственной тайны, а также охрану прав и интересов граждан, конфиденциальная информация о которых имеется в архивных документах, на архивиста7.
«Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством».
Из Федерального закона «О государственной тайне»8
Государственная тайна —
это защищаемые государством сведения
в области военной, внешнеполитической,
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
В соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и по их засекречиванию, должны иметь программу работы по рассекречиванию и порядок пересмотра каждые 5 лет засекреченных документов на предмет возможности открытия доступа.
В любом случае отказ архива в предоставлении архивных документов пользователям должен содержать веские причины, срок действия ограничений и дату принятия решения об отказе. По требованию исследователя отказ выдается в письменной форме.
Архивист должен объяснить порядок получения доступа к частично рассекреченным и секретным документам. Неправомерный отказ в доступе может быть обжалован исследователем в суде. Вместе с тем архивы должны предупреждать пользователей об ответственности за сохранение государственной тайны и даже потребовать письменные гарантии сохранения полученной информации от разглашения. Ознакомление с секретными бумагами осуществляется в специальном читальном зале под контролем сотрудника архива, допущенного к работе с документами, содержащими гриф «совершенно секретно». Ознакомимся с категориями документов, доступ к которым ограничен. Если документы хранятся в ведомственном архиве органа управления, государственного учреждения или предприятия, порядок доступа к ним определяется правилами ведомства по согласованию с Росархивом.
Ограничен доступ к документам, содержащим конфиденциальную информацию. Такой информацией являются9:
(Из Указа Президента
РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении
Перечня сведений
Конфиденциальную информацию содержат также следующие документы: о частной жизни граждан, о состоянии здоровья, семейных и интимных отношениях, имущественном положении, а также о жилище. Ведь в соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени. Такие сведения могут находиться в личных делах, документах кадровых служб, медицинской документации, судебно-следственных делах. Срок засекречивания этих сведений приближается к длительности человеческой жизни и равняется 75 годам. Ранее этого срока доступ к документам, содержащим подобную информацию, можно получить, имея письменное разрешение человека, конфиденциальная информация о котором содержится в деле или находится у его прямых наследников. Если в деле содержится информация о нескольких лицах (например, в судебно-следственном деле), необходимо письменное согласие всех этих лиц.
С другой стороны, архив обязан предоставить самому гражданину, персональные данные о котором имеются в документах, как эти документы, так и их копии (бесплатно). Например, в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. архив обязан дать возможность бывшим узникам ГУЛАГа (Главное управление исправительно-трудовых лагерей) или их родственникам ознакомиться с материалами прекращенных уголовных, фильтрационно-проверочных и административных дел, а также выдать по их требованию копиидокументов.
Ограничен доступ к документам общественных и религиозных объединений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо авторским правом, либо с коммерческой тайной10.
Под коммерческой тайной понимается
информация, имеющая действительную
или потенциальную коммерческую
ценность в силу неизвестности ее
третьим лицам. Статьи 139 и 727 Гражданского
кодекса РФ предусматривают, что
сведения, содержащие коммерческую тайну
(ноу-хау, технические задания и
др.), не могут быть сообщены третьей
стороне без согласия собственника
информации. Однако при этом следует
помнить, что фирма или организация,
обладающая информацией, вправе охранять
ее конфиденциальность только в том
случае, если к ней нет доступа
на законном основании. Срок действия
ограничений и порядок
Исследователь несет ответственность за обнародование (публикацию) и разглашение сведений, содержащих государственную тайну. Кроме того, лицо, сведения о личной жизни которого были обнародованы, может подать в суд за нанесенный ему моральный ущерб, причем как на архив, выдавший документы, так и на исследователя, предавшего их гласности.
Сам факт специального выпуска
«НЛО», посвященного проблемам архивов
и библиотек современной
Архивы и библиотеки, во многом похожие по своим задачам (и те, и другие, прежде всего, работают с закрепленной во времени и пространстве информацией), отличаются, прежде всего, по своей общественной роли. Об этом хорошо сказано в статье Т.М. Горяевой, то же говорит и В.Эрнст11. В этой связи вспоминается разговор в Лондоне во время моей первой зарубежной командировки с одним английским архивистом, который сказал: «Историки думают, что архивы созданы для них, но мы-то с вами знаем, что это не так». Действительно, архивы создавались и многие века функционировали не для историков, а, прежде всего, с целью сохранения документов в правовых целях, и лишь последние два с половиной века стали обслуживать интересы истории и других, в основном гуманитарных, наук. Роль современных государственных и корпоративных архивов, определенным образом влияющих в интересах как государства, так и граждан на документирование и организацию документов, отчетливо осознавалась в развитых странах уже с начала ХIX в., но оказалась забытой в России в ходе последней административной реформы. Ясно также, что память, хранимая архивами, необходима не только для исторической науки, но и для государства и обеспечения других, не всегда духовных, интересов организаций и граждан.
Нежелание видеть это отличие
приводит к необоснованному стремлению
некоторых авторов «НЛО»