Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:26, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем доступа к архивным документам.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу использования архивных документов;
2. Осветить проблемы доступа к архивным документам.
1. Введение …………………………………………………………………3
2. Глава 1. Нормативно – правовая база использования архивных документов…………………………………………………………….....6
3. 1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»……………...6
4. 1.2. Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем……………………………………………….10
5. Глава 2. Проблемы доступа к архивным документам……………...13
6. 2.1. Основные ситуации усложненного доступа к архивам………..13
7. 2.2. Ограничение доступа к архивным документам………………. 15
8. 2.3. О доступе к документам архива…………………………………20
9. Заключение …………………………………………………………….25
10. Список использованной литературы………………………………...27
Второе принципиальное отличие
архива от библиотеки - в генезисе и
структуре хранимой информации. Работа
в архиве в качестве пользователя,
фигурально говоря, не для «человека
с улицы» (из этого не следует, что
архивисты против доступа к документам
любого гражданина). Но пользователь должен
быть подготовлен к этой работе,
которая требует не только «охотничьего
чутья и недюжинной интуиции» (А.Койтен),
но прежде всего хорошей подготовки
в области истории
Хочется всячески поддержать
высказывания участников спецвыпуска
по поводу абсурдности, бессмысленности,
позорности засекречивания ранее рассекреченных
или несекретных документов. Убежден,
что наносимый этим урон престижу
государства намного
Проблемы доступности, секретности
архивов обсуждаются нашим
Другая проблема - личная и семейная тайна, тайна частной жизни. Хочется поддержать мысли, высказанные по этому поводу М.Чудаковой, Т.Горяевой, Н.Петровым. Критика по этому поводу Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» справедлива. Установленное 75-летнее ограничение допуска к документам, содержащим частную тайну, основано лишь на удобной для архивистов позиции - хранить личные и подобные им дела 75 лет. В законе не учтено положение Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1112) о том, что «не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности… право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина; …не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага». Предусмотренные ст. 23 Конституции Российской Федерации права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки - являются именно такими неимущественными правами, принадлежащими живому человеку. Поэтому, строго говоря, срок их охраны в 75 лет исходит лишь из средней продолжительности человеческой жизни и не должен применяться к документам, содержащим сведения о лицах, умерших ранее этого срока. Раздающиеся в последнее время предложения еще больше увеличить этот срок ни на чем не основаны. Это не только затруднит исследование конкретной человеческой истории, но будет способствовать гибели ценных исторических источников. Кроме того, по нашему глубокому убеждению, государственный (и другой) архив обязан охранять от преждевременного использования лишь ту документацию, содержащую тайну частной жизни, которая носит официальный характер и имеет общепризнанное правовое значение (личные и судебные дела: медицинские карты, налоговые декларации, нотариальные и другие подобные им документы), но отнюдь не любое упоминание лица в данном аспекте в служебной и частной переписке и других неправовых документах. В противном случае работник читального зала архива превращается в цензора и вынужден читать от корки до корки все запрошенные пользователями дела. Это уже сейчас приводит к неоправданному произволу в выдаче или невыдаче документов.
Наконец, хочется заявить
о своем решительном несогласии
с некоторыми не соответствующими действительности
высказываниями. Так, нельзя говорить
«об ограничении или закрытии
доступа граждан в архивы» - это
не равносильно ограничению
Заключение
Архив предоставляет для пользования всем юридическим и физическим лицам открытые документы Архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним.
Архив обеспечивает в установленном порядке доступ пользователей к секретным, частично секретным и конфиденциальным документам, базам и банкам данных с учетом ограничений, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Архив дает пользователю соответствующие разъяснения или выдает копии части дела, документа, не содержащие указанных сведений, а также предупреждает пользователя о его ответственности за сохранение государственной тайны, конфиденциальных сведений, содержащихся в документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ознакомление с секретными документами
в установленном порядке
Частично рассекреченные дела выдаются пользователям в порядке, установленном для секретных дел.
Архив ограничивает доступ пользователей
к документам, содержащим информацию
о фактах, событиях и обстоятельствах
частной жизни конкретного
Таким образом, доступ к архивной документной информации и поныне является важнейшей проблемой современности, без ее разрешения невозможно взаимодействие Росархива с представителями исторической науки и общественности, а также она является одним из условий полноценной демократизации общества.
Список использованной литературы:
1 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
2 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
3 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
4 Кодекс РФ об административных правонарушениях.
5 http://www.archivexpert.ru
6 http://www.archivexpert.ru
7 Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 195.
8 Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне".
9 Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 197.
10 Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 199.
11 Эрнст В. Архивация: архив как хранилище памяти и его инструментализация при национал-социализме // НЛО… С. 135-154 (автор - философ, искусствовед, профессор теории средств массовой коммуникации Университета им. Гумбольдта, Берлин).
12 Елпатьевский А.В. О рассекречивании архивных фондов // Отечественные архивы. 1992. № 5. С. 15-20; Он же. Засекречивание архивных документов - часть истории архивного дела // Вестник архивиста. 1994. № 4. С. 79-81.
13 Емельянова И. Какой Бог хранит русские архивы? // НЛО… С. 646.