Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы современного документообразования в законодательстве РФ за 2002 – 2012 гг.
Для достижения сформулированной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу документооборота;
рассмотреть понятия и основные задачи документооборота;
изучить видовой состав правовых документов органов государственной власти Российской Федерации;
рассмотреть документирование законотворческого процесса;
проанализировать методологию подготовки нормативных документов органов исполнительной власти.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы организации документооборота
1.1. Нормативно-правовая база документооборота 4
1.2. Понятия и основные задачи документооборота 6
Глава 2. Анализ проблем документообразования в законодательстве РФ 8
2.1. Видовой состав правовых документов органов государственной власти Российской Федерации 8
2.2. Документирование законотворческого процесса 11
2.3. Методология подготовки нормативных документов органов исполнительной власти 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время для благоприятного функционирования любой организации, предприятия, учреждения, органа власти необходимым условием является создание четкой и упорядоченной правовой основы процесса документообразования. Правовое регулирование документообразования позволяет юридически грамотно вести управленческую деятельность, предупреждать ошибки, нередко допускаемые при создании документов. Важность исследуемого вопроса определяется, прежде всего, тем, что участники документооборота, с целью предотвращения возможных негативных последствий, должны правильно использовать предписания действующего законодательства, устанавливающего порядок создания документа и придания ему юридической силы.
Надо отметить, что правовое регулирование процесса документообразования в настоящее время носит несколько разрозненный характер. Вызвано это тем, что отсутствует единый правовой акт, который бы четко регулировал каждую стадию документообразования. Правовое регулирование сбора информации, создания документа и придания ему юридической силы, в настоящее время подпадает под правовое воздействие разных законодательных и нормативных правовых актов. Но, вместе с тем, нельзя не отметить значимость ряда правовых документов. Так, нельзя не отметить значимость Постановления Правительства о создании Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), в котором содержатся рекомендации по подготовке служебных документов, рациональной организации документооборота, регистрации документов и т.д. Разделы ЕГСД, в которых заложены основы организации работы с документами, актуальны и по сей день, так как принципы организации документооборота остаются неизменными, несмотря на существенные изменения, связанные с компьютеризацией делопроизводства.
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы современного документообразования в законодательстве РФ за 2002 – 2012 гг.
Для достижения сформулированной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Объект исследования – законодательство РФ за 2002-2012 гг.
Предмет исследования – процесс документообразования в законодательстве РФ.
Организация работы с документами затрагивается во многих нормативных правовых и методических документах. Поэтому в каждой организации должна быть нормативная правовая, методическая и справочная информация, относящаяся к работе с документами.
Роль и значение нормативно – правовой базы значительно увеличилась в последние годы. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд общегосударственных нормативно-правовых актов, регламентирующих общие правила подготовки, оформления и организации работы с документами. Нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления разрабатываются различными органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.
Первый, основополагающий закон нашей страны, - это Конституция Российской Федерации. С точки зрения документоведения ее значение состоит в том, что Конституция РФ устанавливает субординацию нормативных правовых актов. Статья 15 Конституции РФ указывает, что Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Другим главным источником является закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.
Нормативно-правовая база делопроизводства регулирует правила оформления документов и включает в себя:
- Конституцию РФ;
- международные договора;
- законодательные акты Российской Федерации в сфере информатизации и документации;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Председателя Правительства РФ;
- правовые акты федеральных органов исполнительной власти как общеотраслевого, так и ведомственного характера;
- правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
- правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
- государственные стандарты на документацию;
- унифицированные системы документации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- государственная система документационного обеспечения управления, основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ);
- нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;
- нормативные документы по организации архивного хранения документов;
- законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Все они должны учитываться при организации делопроизводства, прежде всего органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.
Документационное обеспечение управления - это деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций.
Предмет ДОУ – правильность оформления документов, отражающих весь спектр управленческой деятельности предприятия; надлежащая организация документооборота согласно требованиям ГОСТа.
Цель изучения дисциплины заключается в овладении основами правильного оформления документов и надлежащей организацией документооборота согласно требованиям ГОСТа.
Основные задачи ДОУ:
Проблема документационного
Организация работы с документами влияет на качество работы управления, от того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Все этапы организационной работы обычно документируются. Работа с документами требует специальных знаний и навыков. Документы многообразны и каждый документ - устав, протокол, приказ, справка и др., - имеет свои особенности и правила работы с ними.
К информации помимо достоверности и точности предъявляют два жестких требования:
1. Она должна быть своевременной.
2. Она должна быть достаточной
для принятия наилучшего
У нас в стране 27.07.2006 г. принят ФЗ РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В законе отражены определения “информация” и “документ”.
Документ имеет два свойства
- информативное и эксплуатационное.
Информативное свойство документа - это
его способность передавать информацию.
Сюда относят актуальность, достоверность,
доступность информации и др. К эксплуатационным
свойствам документа относятся долговечность,
прочность документа, способность противостоять
различным воздействиям. Эксплуатационные
свойства определяют сохранность документа,
которая зависит от материального носителя
и средств письма.
Анализ Конституции РФ свидетельствует
о том, что в ней при установлении
системы органов
Самым распространенным видом правового документа в РФ является постановление. Одновременно возникает проблема по формализации качественных характеристик для данного вида, поскольку он принимается различными субъектами правотворчества и может являться как нормативным, так и ненормативным документом.
Наибольшие противоречия в применяемых видах документов отмечаются в исполнительной ветви власти из-за отсутствия качественных характеристик отдельных видов документов и их дифференциации между субъектами правотворчества. Кроме того, такие виды документов как положения, правила и инструкции, несмотря на их отнесение к категории нормативных актов, не воспринимаются в качестве самостоятельных, поскольку утверждаются постановлениями и оформляются в форме приложений к ним.
Анализ нормативных актов РФ федерального уровня показывает, что данная категория в ряде случаев представлена обобщенной формулировкой «…и иные нормативные правовые акты». Аналогичное замечание относится и к обозначению субъекта правотворчества, завуалированного под словосочетанием «органы исполнительной власти». Все это делает подвижной и неустойчивой систему нормативных документов федерального уровня, как по применяемым видам, так и по участникам правотворческого процесса, что, в конечном итоге, не способствует ее унификации.
Таким образом, подтверждается необходимость разработки федерального закона о системе нормативных правовых актов Российской Федерации, в котором, наряду с установлением четких границ в отношении субъектов правотворчества, уполномоченных на издание таких документов, следует упорядочить видовой состав нормативных документов и их иерархию. При этом и с позиции правоведения и с позиции документоведения целесообразно определенные виды документов вывести из тени «приложений» и придать им соответствующий статус.
Нормы федерального законодательства лишь фрагментарно подходят к установлению видов правовых документов и критериев их нормативности. Так, например, законодательством РФ принимаемые виды документов определены относительно высшего должностного лица (указ (постановление) и распоряжение), но отсутствуют в отношении высшего исполнительного органа субъекта РФ. При этом определяются основные вопросы компетенции, но отсутствует их четкое разграничение между названными субъектами правотворчества, поскольку высшее должностное лицо одновременно является и руководителем высшего исполнительного органа. В результате возникает коллизия: в каких случаях, и в каких пределах общественные отношения должны регламентироваться высшим исполнительным органом, а в каких в качестве регулятора целесообразнее выступать высшему должностному лицу? В данной ситуации, когда сферы приложения полномочий размыты, выбор формы издаваемых документов во многом обусловлен степенью активности и личной авторитетности каждого из названных субъектов управленческой деятельности.
С целью определения наиболее оптимальной модели для выработки рекомендаций и предложений по определению видов документов, отражающих правотворческую деятельность органов государственной власти и высшего должностного лица субъектов Федерации, проводится анализ законов о нормативных правовых актах субъектов Федерации. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости упорядочения видов документов, отражающих правотворческую деятельность субъектов Федерации, так как, несмотря на ряд общих подходов, они имеют и принципиальные различия.
Особое значение для нормативных
документов имеет процедура подписания,
которая не только придает документу
юридическую силу, но и служит основанием
для его опубликования и
Таким образом, необходимо добиваться соответствия используемой терминологии при обозначении реквизитов нормативных актов общегосударственным нормативам.
Законодательный (законотворческий) процесс выступает составной частью правотворческого процесса, отличительной чертой которого является строго регламентированный порядок, состоящий из определенных стадий (этапов) (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). Подобный документоведческий подход обусловлен практикой реализации законотворческого процесса, свидетельствующей о существенных пробелах в документировании основных этапов, что может привести к отсутствию необходимой информации для принятия итогового решения, вызвать сомнение в полноте реализации и, следовательно, легитимности как самих процедур, так и всего законотворческого процесса в целом.