Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:02, доклад
Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов образовательной деятельности. Эти документы регулируют и координируют образовательную деятельность, позволяют органу управления образованием обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.
Независимо от организационно-правовой формы образовательных учреждений, характера и содержания образовательной деятельности, ее структуры и других факторов руководство образовательного учреждения наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать распорядительные документы.
Перечни подписываются должностными лицами, составившими их. Конкретные разновидности перечней требуют утверждения.
Датой перечня является дата его составления, если он не имеет грифа утверждения, или дата утверждения, если он имеет этот реквизит.
Обязательными реквизитами перечня являются:
наименование образовательного учреждения,
наименование вида документа,
дата и регистрационный номер,
место составления,
заголовок к тексту,
подпись.
Организационно-правовые документы.
Организационно-правовые документы являются правовой основой деятельности образовательного учреждения и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.
Организационная деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах, содержащих правила, нормы, положения, определяющие статус учреждения, его компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности учреждения в целом, его подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом – вышестоящей организацией, руководителем данной организации, коллегиальным органом (например, общим собранием коллектива, советом попечителей и др.) или руководителем структурного подразделения – в зависимости от вида и разновидности документа. Утверждаться организационные документы могут непосредственно руководителем, распорядительным документом руководителя (приказом или распоряжением) или коллегиальным органом. Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.
С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых (исключение составляет штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно). По мере изменения характера деятельности учреждения и организации труда в организационно-правовые документы могут вноситься изменения, для чего руководитель издает распорядительный документ (приказ или распоряжение). В случае реорганизации деятельности разрабатываются и утверждаются новые организационно-правовые документы.
Порядок внесения изменений или их пересмотра зависит от вида организационно-правовых документов.
Разрабатывает организационно-правовые документы руководство учреждения или подразделения с привлечением юридической службы и квалифицированных специалистов, хорошо знающих работу учреждения.
Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.
В процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя учреждения или одним из заместителей, курирующим соответствующее направление деятельности учреждения.
К организационно-правовым документам относятся:
Информационно-справочные документы.
Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.
Документы этой системы играют служебную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам.
Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю учреждения, от подведомственной организации в вышестоящую.
В состав информационно-справочных документов входят:
.
Заключения составляются на проекты положений, постановлений, инструкций, на научные работы (отчеты, статьи, диссертации, дипломные проекты) и др.
Заключение должно иметь заголовок с указанием названия документа или вопроса, на который оно подготовлено, и текст, состоящий из двух частей. В первой части даются краткое изложение существа вопроса, анализ основных положений или предложений и общая оценка документа или вопроса. Во второй части должны излагаться конкретные замечания по существу рассматриваемого вопроса или документа. Данная часть текста заключения может состоять из нескольких пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами.
При отсутствии замечаний и предложений по рассматриваемому вопросу или документу в заключении указывается: "С проектом ... согласны" или "По проекту ... замечаний нет".
Сопроводительное письмо к заключению не прилагается.
Заключение может быть оформлено на общем бланке учреждения (если оно подписывается руководителем организации или его заместителями) или на стандартных листах бумаги (если заключение подписывается специалистом организации или группой специалистов учреждения). Если заключение составлено не на бланке, подпись составителя заверяется печатью учреждения.
Обязательными реквизитами заключения являются:
Инструкция – правовой акт, издаваемый или утверждаемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.
Инструкции издаются также для разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов (например, приказов).
Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разделяемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Текст инструкции должен начинаться с раздела "Общие положения", в котором излагаются цели и причины издания документа, область распространения, основания для разработки и другие сведения общего характера. В тексте инструкции используются слова "должен", "следует", "необходимо", "не допускается", "запрещается" и т.п.
Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются ее требования. Например: "Должностная инструкция по контролю…".
Инструкция подписывается руководителем структурного подразделения, разработавшим ее, и утверждается руководителем учреждения. В процессе подготовки инструкции визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юрисконсультом, заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, которого касается содержание инструкции.
Инструкции оформляются на общем бланке образовательного учреждения.
Обязательными реквизитами инструкции являются:
Должностная инструкция.
Должностная инструкция является документом, призванным содействовать правильному подбору и расстановке кадров, разделению и кооперации труда работников. В качестве инструмента для оценки результатов деятельности должностные инструкции используются при аттестации специалистов, должностных перемещениях, формировании резерва выдвижения на руководящие должности.
Должностные инструкции могут быть типовыми и конкретными. Типовые должностные инструкции разрабатываются для однотипных учреждений и структурных подразделений, и на их основе разрабатываются конкретные должностные инструкции.
Должностные инструкции разрабатываются на все должности, которые предусмотрены штатным расписанием, кроме должности руководителя подразделения, деятельность которого регламентирует положение о подразделении.
Должностные инструкции разрабатываются на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37).
При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работника, иметь четкие и краткие формулировки, быть гибкими и динамичными.
Текст должностной инструкции, как правило, состоит из следующих разделов:
Раздел "Общие положения" включает:
В разделе "Должностные обязанности" устанавливается конкретное содержание деятельности работника. В разделе указывают:
При перечислении обязанностей их следует разбить на группы: