Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить механизм регулирования торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является механизм регулирования торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; объектом – рынок интеллектуальной собственности РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие интеллектуальной собственности 5
1.1. Появление и развитие понятия «интеллектуальная собственность» 5
1.2. Объекты интеллектуальной собственности 11
2. Формы сделок с интеллектуальной собственностью 17
2.1. Общие положения 17
2.2. Договор уступки интеллектуальной собственности 17
3. Регулирование торговли интеллектуальной собственностью в РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
В определенной
степени положение исправляет то
обстоятельство, что Россия является
участницей Венской конвенции ООН
о договорах международной
При анализе
понятия внешней торговли интеллектуальной
собственностью следует также учитывать
особенности исключительного
Далее, публикация описания к патенту на изобретение с возможностью его легального тиражирования в тех государствах, где оно не запатентовано, делает бессмысленной такой элемент всякой внешнеторговой сделки товарами, как фактическое пересечение границы (ввоз/вывоз товара). Неудивительно, что в отношении объектов интеллектуальной собственности в рассматриваемом Законе отсутствуют понятия импорта и экспорта.
Сказанное
ранее в определенной степени
относится к определению
Следует
также отметить, что информация,
в том числе ноу-хау, являясь
нематериальным объектом, представляет
собой результат
Обратимся теперь непосредственно к анализу легального понятия внешней торговли информацией.
Во-первых,
под внешней торговлей
Во-вторых,
внешней торговлей информацией
считается внешняя торговля интеллектуальной
собственностью, если передача информации
осуществляется как передача прав на
объекты интеллектуальной собственности.
Известно, что все можно свети
к информационным ресурсам. В этом
плане не являются исключением объекты
интеллектуальной собственности, в
первую очередь изобретения, полезные
модели, промышленные образцы (например,
описание к патенту на изобретение).
Однако нельзя забывать о различиях
информации и интеллектуальной собственности
как самостоятельных объектов гражданских
прав и гражданского оборота. Кроме
того, информация, в большинстве
случаев ноу-хау, может передаваться
одновременно в рамках смешенного договора
с передачей исключительных прав
на объекты интеллектуальной собственности
или предоставления права на их использование.
Поэтому нет никакой
В-третьих,
внешняя торговля информацией может
выступать как внешняя торговля
услугами в других случаях, т.е. кроме
тех, которые указаны. Внешнеторговые
сделки по оказанию услуг (выполнению
работ) также могут сопровождаться
различными информационными ресурсами,
например, передачей технической
документации, ноу-хау в рамках договоров
по оказанию технического содействия
и строительству предприятий (например,
договоры о проведении изыскательских
и геологоразведочных работ, проектных
работ, монтажных работ, о строительных
работах, о техническом обслуживании
машин и оборудования) и договоров
в области научно-технического сотрудничества
(например, договоры о передаче результатов
научно-технических работ, о совместном
проведении конструкторских и научно-
К сожалению,
в комментируемом определении внешней
торговли информацией не указан самый
распространенный вид внешнеторговых
сделок в этой сфере — передача
права на ноу-хау. Как правило, такие
сделки во внешнеторговом обороте осуществляются
в рамках смешанных договоров, например
совместно с передачей
В главе 4 Закона раскрыты основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Так, в ст. 12 установлены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование;
- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью [10 ,c. 210].
В статье 13 определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Например, согласно п. 1 Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами устанавливает, в частности, запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях.
В главе 7 предусмотрено государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью.
Эта глава
состоит из единственной ст. 36 ( «Внешняя
торговля интеллектуальной собственностью»).
В п. 2 статьи декларируется, что в
соответствии с международными договорами
Российской Федерации и федеральными
законами могут вводиться меры, затрагивающие
внешнюю торговлю интеллектуальной
собственностью, если эти меры необходимы
для соблюдения общественной морали
или правопорядка, охраны жизни или
здоровья граждан, окружающей среды, жизни
или здоровья животных и растений,
выполнения международных обязательств
Российской Федерации, обеспечения
обороны страны и безопасности государства
и в других предусмотренных настоящим
Законом случаях. Одна из таких мер
предусмотрена п. 4 ст. 13 Патентного
закона, согласно которому в интересах
национальной безопасности Правительство
РФ имеет право разрешить
В главе 8 комментируемого Закона определены особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
В статье 37 речь идет о запретах и ограничениях внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях. Так, в соответствии с указами Президента РФ внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, в том числе мерами, отступающими от положений части 1 ст. 21 ( «Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях»), ст. 22 ( «Недискриминационное применение количественных ограничений»), ст. 29 ( «Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств»), ст. 30 ( «Платежи, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров»), ст. 31 ( «Свобода международного транзита») и ст. 34 ( «Национальный режим в отношении внешней торговли услугами») Закона.
Статья
38 посвящена ограничению внешней
торговли товарами, услугами и интеллектуальной
собственностью в целях защиты внешнего
финансового положения и
По поводу упомянутых полномочий Правительства в указанной области можно сказать следующее. Возможность введения запретов и ограничений международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью нормативными правовыми актами Правительства противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Этот вывод относится и к правомочию Правительства в отношении внешнеторговых бартерных сделок с товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, предусмотренному п. 2 ст. 40 Закона.
В статье
39 предусмотрено ограничение
Отечественное законодательство в данной области представлено Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), который вступил в силу, за некоторыми исключениями, по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования ( «Российская газета» от 17 декабря 2003 г.). В целом этот Закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает существенное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций. Что касается интеллектуальной собственности, то в нем закреплены следующие положения.
В соответствии с п. 1 ст. 9 операции между резидентами запрещены, за исключением, в частности, операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитетами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Глава 3 указанного Закона регламентирует вопросы, связанные с репатриацией резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательной продажей.
Глава 4
Закона о валютном регулировании
посвящена валютному контролю. Согласно
п. 4 ст. 23 агенты валютного контроля
в пределах своей компетенции
имеют право запрашивать и
получать от резидентов и нерезидентов
перечисленные в указанном
Статьей 40 комментируемого Закона предусмотрены ответные меры, ограничивающие внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, в случаях, если иностранное государство:
не выполняет
принятые им по международным договорам
обязательства в отношении
предпринимает
меры, которые нарушают экономические
интересы Российской Федерации, ее субъектов,
муниципальных образований или
российских лиц либо политические интересы
России, в том числе меры, которые
необоснованно закрывают
не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;
Информация о работе Регулирование торговли услугами и обьектами интеллектуальной собственности