Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:50, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является документ и его функции.В русский язык слово «документ» пришло во времена Петра I и первоначально имело значение письменного свидетельства. Затем появляются термины «деловая бумага», «служебный документ», «акт» и подчеркивается значение документа в управлении. Понятие «документ» используется во всех сферах общественной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
1.ДОКУМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.................................................. 6
1.1Документ.Эволюция термина. Предмет документоведения................. 6
1.2Функции документов ................................................................................ 9
1.3Свойства докуметов ................................................................................ 11
1.4Структура документа, его составление и оформление........................ 12
2.УНИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ........................................................................ 17
2.1Унификация текста документа............................................................... 17
2.2Унифицированные системы документации.......................................... 22
3.СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ.......................... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 28
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА......
Основные свойства вытекают из функций и определяются ГОСТ 16487-83:
1) содержание формулируется
в заголовке документов, должен
соответствовать требованиям
2) форма документов - установленная
совокупность реквизитов, расположенных
в определенной
3) авторство;
4) наименование - обозначение документа, выраженное на естественном языке;
5) датирование. На документе: дата создания, подписания, согласования, регистрации и т.д.;
6) юридическая сила или
удостоверение удостоверяется
7) оригинальность. Оригинал
документа - документ, выполненный на
любом материале и нужный для
изготовления по нему
8) подлинность. Виды фальсификации документов: фальсификация текста, состава бланка, состава удостоверения;
9) копийность. Копия - документ, воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки. Выписка из документа - копия документа, воспроизводящая его часть и заверенная в установленном порядке. Дубликат документа - повторный экземпляр документа, имеющий юридическую силу подлинника.
Система документоведения – совокупность документов, связанных по признаку происхождения, назначения, вида предприятия. Вся управленческая документация делится на следующие виды:
1) распорядительные;
2) организационно-правовая;
3) плановая;
4) информационно-справочная и справочно-аналитическая;
5) отчетная;
6) документация по обеспечению кадрами (или по личному составу);
7) финансовая документация;
8) документация по материально-
9) договорная;
10) документация по
11) документация, отражающая
основную деятельность
Система распорядительной документации:
Основное назначение – регулирование деятельности общества в целом и отдельных предприятий, обеспечивающих реализацию поставленных задач. Это документы, идущие сверху вниз. Распорядительные документы обеспечивают управление по вертикали. С точки зрения сферы действия распорядительные документы делятся на следующие группы:
1) акты, затрагивающие права,
свободы, законные интересы граждан;
акты регулирующие отношения
органов федеральной
2) правовые акты, действующие на уровне субъектов федерации;
3) правовые акты, действующие в пределах отрасли;
4) правовые акты, действующие
в рамках отдельных
Юридическим основанием для разработки распорядительных документов может быть необходимость исполнения принятых законом нормативных актов. С точки зрения принятия решений распорядительные документы делятся:
1) издаваемые в условиях коллегиальности;
2) документы, издаваемые
в условиях единоличного
В 1-м случае издаются постановления и решения, во 2-м – приказы, указания, распоряжения.
Стадии издания распорядительных документов при коллегиальном принятии решений:
1) подготовка заседания коллегиального органа;
2) внесение материалов на рассмотрение;
3) обсуждение материалов на заседании:
а) знакомство председателя;
б) знакомство членов коллегии;
4) принятие решения;
5) оформление протоколов заседания;
6) издание распорядительного документа, доведение решения до исполнителей.
Процедура издания распорядительного документа в условиях единоличного принятия решений:
1) инициирование решений;
2) сбор и анализ информации по вопросу;
3) подготовка проекта распорядительного документа;
4) согласование проекта документа;
5) внесение проекта
6) подпись;
7) доведение до исполнителей.
Составление и оформление.
1. Постановление – вид документа, принятого коллегиально. Это правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной и исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представителями и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами и установления стабильных норм и правил. Основания для разработки постановления: законы РФ, постановления Совета Федерации и Государственной Думы.
Текст постановления состоит из двух частей:
1) вступительная или констатирующая;
2) распорядительная.
В первой даются цели или мотивы издания. Заканчиваются ключевым словом «ПОСТАНОВЛЯЕТ:». Вступительная часть может содержать ссылки на законы и ранее изданные постановления. Если постановление не нуждается в обосновании, то оно начинается с «ПОСТАНОВЛЯЕТ:».
Вторая часть обычно оформляется в виде пунктов. В каждом пункте указывается конкретное поручение, кому оно дается и срок выполнения. Постановление может содержать графики, расчеты. Постановление должно содержать следующие реквизиты: герб РФ, наименование органа, издающего постановление, название вида документа, дата, номер, место издания, заголовок к тексту, подпись руководителя органа.
2. Решение – правовой акт, принимаемый коллегиально и совещательными органами учреждения в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Оформляется как постановление. Ключевое слово: «РЕШИЛ:».
3. Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующего на основе единоличного принятия решений в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. В деятельности организации различают приказы:
1) по организационным вопросам.
Издаются при создании, реорганизации, ликвидации, утверждения структуры и штатов;
2) по основной деятельности.
Регламентируют порядок финансирования учреждения, материально техническое снабжение, научно-техническую политику и соц. вопросы;
3) по личному составу.
Регулируют прием, перемещение, увольнение работников, взыскания, поощрения, отпуска.
Приказы оформляются на специальном бланке или общем бланке организации с указанием «ПРИКАЗ». Приказ имеет заголовок, формулируется четко, кратко, по схеме «о чем».
Состоит из двух частей, вступительной и распорядительной. Первая обосновывает действия. Ключевое слово «ПРИКАЗЫВАЮ:» Вступительная часть может отсутствовать, если приписывающая часть не нуждается в обосновании. Распорядительная часть - в повелительной форме от первого лица.
Реквизиты: наименование вышестоящей организации, название вида документа, дата и номер, место издания, заголовок, подпись.
4. Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично президентом РФ, а также единолично руководителем коллегиального органа управления в целях разрешения оперативных вопросов.
Особенность: имеет ограниченный срок действия, касается узкого круга лица. Оформляется как приказ, но без ключевого слова.
5. Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации или его замом. Преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнением приказов, инструкций, данных вышестоящей организацией. Оформляется как приказ с ключевым словом «ОБЯЗЫВАЮ: « или «ПРЕДЛАГАЮ:».
Вывод: Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Общим для всех видов и типов служебных бумаг является требование четкого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами.
В ходе развития общества установилась неразрывная связь между понятиями «документ» и «юридическая сила документа».
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определение понятия «документ»:
Документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [16, С. 2].
Это же определение дано и в государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть и понятие «реквизит».
Каждый документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д.). ГОСТ закрепляет следующее определение:
Реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа [4, С. 13].
Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами. Но в любом случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом.
Как носители информации документы выступают в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодействие их структурных частей и отдельных сотрудников. Они являются основанием для принятия управленческих решений, служат доказательством их исполнения и источником для обобщений и анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.
Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная деятельность — изданием различных распорядительных документов; планирование — посредством подготовки различных планов; учет — в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль — путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Поэтому документы можно классифицировать в соответствии с их назначением как средства:
- регламентации деятельности (уставы, положения, регламенты, правила, инструкции и др.);
- распорядительной деятельности (приказы, указания, постановления, решения, распоряжения и др.);
- накопления и обобщения информации (отчеты, акты, доклады и др.);
- передачи информации (письма, телеграммы, телефонограммы и др.).
Документ возник прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу. Значение латинского слова «документ» (documentum) — доказательство, свидетельство. В настоящее время бесспорность документа также определяется понятием «юридическая сила документа». Под юридической силой документа понимается и авторитарность документа, основанного на законодательстве.
Для управленческой деятельности юридическая сила документов чрезвычайно важна, так как означает, что документы могут служить подлинным доказательством заключенной в них информации. Юридическая сила официального документа предполагает его обязательность для тех, кому он адресован, или для круга участников управленческих действий (органов управления, их структурных подразделений, общественных организаций, должностных лиц и граждан), которые руководствуются документом и основывают на нем свою деятельность или воздерживаются от нее.
Юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления [9, С. 10].
Юридическая сила документа определяется и содержанием, и формой документа. Именно это обстоятельство вызвало к жизни процессы унификации, которые имеют многовековую историю.