Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:50, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является документ и его функции.В русский язык слово «документ» пришло во времена Петра I и первоначально имело значение письменного свидетельства. Затем появляются термины «деловая бумага», «служебный документ», «акт» и подчеркивается значение документа в управлении. Понятие «документ» используется во всех сферах общественной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
1.ДОКУМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.................................................. 6
1.1Документ.Эволюция термина. Предмет документоведения................. 6
1.2Функции документов ................................................................................ 9
1.3Свойства докуметов ................................................................................ 11
1.4Структура документа, его составление и оформление........................ 12
2.УНИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ........................................................................ 17
2.1Унификация текста документа............................................................... 17
2.2Унифицированные системы документации.......................................... 22
3.СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ.......................... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 28
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА......
Процессы унификация оправданы и экономически, и юридически. Экономически оправданы, потому что тем самым облегчается процесс составления и обработки документа, становится возможной и машинная обработка, например, благодаря унификации по концу первой фразы делового письма можно определить его тему и степень важности. Юридически оправданы, потому что с помощью проверенных практикой формулировок смысл передается точно. В случае конфликта стороны могут использовать эти формулировки в качестве бесспорных аргументов.
Под унификацией понимается «приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию». По официальному определению унификация — это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. Исходя из этого, следует, что, во-первых, в процессе унификации должно проводиться рациональное сокращение элементов исходного множества объектов (например, форм или видов документов, их показателей и реквизитов). А во-вторых, унификация обязательно приводит к установлению оптимального (на какое-то достаточно продолжительное время) единообразия в любой области деятельности, в том числе и в документировании. Управленческие документы, используемые в самых разных сферах и органах управления, должны оформляться единообразно. Это позволяет включать документы в единую для страны систему делопроизводства, способствует их оперативной обработке и исполнению, сокращает затраты времени на работу с документами не только делопроизводственного персонала, но и всех работников управленческого аппарата — от руководителей до рядовых сотрудников.
Унификация текста производится по следующим основным направлениям: состав информации, структура текста, языковые средства представления информации.
Унификация состава информации заключается в определении необходимого содержания в каждой унифицированной форме на основе анализа ее назначения. Состав информации в служебных документах устанавливается следующим образом: из документов устраняется традиционно включаемая, но не используемая в настоящее время информация (например, графа «партийность» из личного листка), в документы вносится отсутствовавшая ранее информация, которая стала использоваться в связи с изменением социально-политической обстановки и внедрением новых информационных технологий (индивидуальный номер налогоплательщика).
Унификация структуры текста заключается в установлении типового набора составных частей документов и их очередности, из которых будут складываться унифицированные формы документов. Во всех случаях используется двухчастная структура текста: первая часть содержит обоснование, доказательство, ссылку на другие документы; вторая – существо вопроса, т.е. распорядительную часть приказа, просьбу, ответ по существу (например, унифицированный текст заявления о предоставлении внеочередного отпуска: В связи с неожиданно возникшими обстоятельствами прошу перенести очередной отпуск с октября на август текущего года).
Не менее важным аспектом унификации служебных документов является выделение постоянной части текста для закрепления ее в унифицированной форме. При подготовке бумажных вариантов унифицированных текстов возможны различные способ фиксации постоянной информации на бумаге: трафарет, анкета, таблица.
В трафарете постоянная информация представлена в виде связного текста с пробелами, которые заполняются переменной информацией (справка с места работы). При анкетной форме представления унифицированного текста постоянная информация излагается как наименование признаков, характеризующих человека. Табличная форма представления унифицированного текста используется при необходимости характеризовать несколько лиц или объектов, предметов по одинаковым параметрам: при составлении графика отпусков, описи дел по личному составу, штатного расписания.
Форма документа появляется как результат упорядочения той или иной деятельности, правовой проработки текста, которая должна обеспечить юридическую полноценность будущего документа, и унификации ее текстового выражения, необходимых виз, печатей, утверждений, подписей и др. [11, 345-347].
Все формы управленческой деятельности находят отражение в соответствующих документах, которые выступают способом и средством реализации возложенных на аппарат управления функций.
Деятельность учреждения оформляется совокупностью определенным образом взаимодействующих документов, соответствующих функциям управления и составляющих системы документации.
Система документации — это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению [4, С. 16].
Типовые управленческие функции
в каждом управленческом аппарате реализуются
на основе использования документов, относящихся к различным
системам документации. Соотношение документов
из различных систем в делопроизводстве
разных учреждений и организаций неодинаково,
так как зависит от конкретной деятельности
того или иного учреждения, его масштабности,
места в системе федерального управления
и ряда других причин. Но, независимо от
этого, в любой организации используются
документы, отражающие организационную,
распорядительную и исполнительскую деятельность.
Их совокупность составляет систему организационно-
Помимо общих для всех учреждений
и предприятий функциональных систем документации выделяют
также отраслевые системы, которые используются
при документировании соответствующих
видов деятельности и отражают их специфику.
Это, например, системы документации по
здравоохранению, образованию (общему
и специальному), нотариальные, судебные
и др. Организационно-
В условиях научно-технической революции произошло резкое увеличение объемов информации, вызванное активизацией общественной жизни, ростом числа организаций, фирм, увеличением номенклатуры промышленных изделий и усложнением процесса их изготовления, расширением экономического и культурного сотрудничества. В связи с этим возникла необходимость упорядочения потоков информации, установления необходимого и достаточного количества видов документов, исполняющих роль информационного обеспечения функций управления. Ручная обработка не позволяла вовремя и качественно переработать растущие потоки информации. Появилась потребность в механизации, а затем и автоматизации обработки документной информации. Однако практическое внедрение и применение средств автоматизации, эффективность их использования находятся в прямой зависимости от степени упорядоченности документации, для обработки которой они предназначены.
Основным направлением совершенствования документации является унификация и стандартизация.
Унификация и стандартизация рассматриваются как процессы установления единого подхода при создании и оформлении документов. Однако между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. Стандартизация документов - высшая степень их унификации, доведение ее результатов до уровня обязательной правовой формы. Требования стандарта имеют обязательный характер в пределах сферы его распространения. Поэтому унификация обычно проводится как предварительный этап стандартизации, но может быть и самостоятельным видом деятельности. Результатом работы по унификации и стандартизации документов могут быть стандарты как на отдельные документы (например, на отчет о научно-исследовательской работе) или отдельные виды продукции (например, форматы бумаги), так и на унифицированные системы документации.
Унифицированная система документации (УСД) — система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности [9, С. 15].
Непосредственные разработчики
конкретных форм документов и систем документации
— министерства (ведомства), осуществляющие
координацию той или иной отрасли деятельности.
Ими же утверждаются унифицированные
формы документов, Так, министерство финансов отвечает
за бухгалтерские документы, министерство
здравоохранения РФ - за медицинские, Государственный
комитет РФ по статистике — за формы первичной
учетной и статистической документации,
Росархив РФ — за систему организационно-
Общегосударственные унифицированные формы документов разрабатываются с учетом возможности их компьютерной обработки. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от их подчиненности и формы собственности [17, С. 19].
Вывод: В настоящее время унификации текста документа уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся, как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.
С давних времен люди пытались передавать свои знания и опыт из поколения в поколение. Сначала, в первобытном обществе; с помощью нечленораздельных звуков, мимики и жестов. Затем появились наскальные изображения, чуть позднее, с появлением речи, накоплением знаний и опыта, возникает необходимость фиксации информации. И появляются берестяные письма, одни из первых носителей информации. На следующих этапах это уже написание на бумаге талмудов, дневников, книг…
А в наше время можно выделить конкретную отрасль управленческой деятельности, занимающуюся фиксированием и обработкой информации (документированием). Это очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большого внимания и напряжения.
Однако научно-технический прогресс не стоит на месте и с его развитием процесс документирования автоматизировался. Сначала с возникновением механических и электрических пишущих машин, а позднее ЭВМ и, в частности, компьютера.
В нашей стране развитие науки, техники и освоение достижений этих отраслей, к сожалению, намного отстает от западного, где компьютер занимал важное место в жизни человека еще в начале 80- х годов. Но, наконец, эта волна компьютеризации дошла и до нас.
Понятно, что компьютер сразу не стал универсальным решением всех проблем. Но постепенно и сами машины, и программы совершенствовались. И вот компания Microsoft создает пакет программ Windows 3.1, а затем и еще более и более совершенные системы, последними из которых стали Windows Vista и Office 2003, обладающий всеми необходимыми функциями для создания, редактирования и обработки документов. Также стоит отметить программы 1C, пользующиеся большой популярностью в последнее время.
Передача информации охватывает все уровни социальной системы и различных ее подсистем. Она может быть интерактивной, т.е. вестись в диалоговом режиме; может осуществляться в каком-либо одном направлении: сверху-вниз или снизу-вверх. Соответственно возникают и различные категории документов:
-двустороннего действия (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.);
-многостороннего действия, рассчитанные на информирование всего общества (например, Всеобщая декларация прав человека);
-документы, ориентированные сверху вниз – от законодателя к исполнителю, от руководителя к подчиненному (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.);
-документы, ориентированные снизу вверх – от исполнителя и подчиненного к руководителю (жалобы, донесения, докладные записки, рапорты и т.д.)
возникновение и широкое
С наибольшей пользой, на мой взгляд, достижения компьютерной техники сказались на делопроизводстве, решение задач которого значительно упростилось, а скорость работы заметно повысилась.
Также для документоведения имеет большое значение смешанный документооборот. Он предполагает, что компьютеры, объединенные в локальную сеть служат для подготовки, передачи и хранению документов.
И мне кажется особенно
актуальным изучение
Сегодня в начале XXI века, компьютеры будут имеют огромное значение в жизни общества и можно сказать играют глобальную роль для всего человечества.
Вывод: использование машинных носителей для хранения документации не только экономит место, но и позволяет быстро найти необходимые документы. Возможно, в скором времени бумажные документы перестанут иметь повсеместное хождение, и их место займут электронные документы. Хотя следует заметить, что для полного вытеснения бумажных документов необходимо решить ряд вопросов, связанных с признанием юридической силы электронного документа, а также обеспечить безопасность электронных коммуникаций.