Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 11:12, контрольная работа
Тема «система профессиональной подготовки кадров в России» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Исторически в России сложились две самостоятельные педагогические системы, обеспечивающие промышленность и сельское хозяйство рабочими кадрами – начальное профессиональное образование и ускоренная профессиональная подготовка
Введение………………………………………………………………………………3
Система профессиональной подготовки кадров в России…………………………5
Заключение…………………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………………11
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Машиностроительный институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Тема «Система подготовки рабочих кадров в России»
Выполнил
студент гр. НТ-112сТО _______________________ Шихова З.В.
Руководитель
доцент, канд. пед. наук
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Система профессиональной подготовки кадров в России…………………………5
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема «система профессиональной подготовки кадров в России» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Исторически в России
Профессиональная подготовка (статья
21 Закона «Об образовании») имеет
целью ускоренное приобретение
обучающимися определенной
Начальное профессиональное образование
(статья 22 Закона «Об образовании») имеет
целью подготовку работников квалифицированного
труда (рабочих, служащих) по всем основным
направлениям общественно-полезной деятельности
на базе основного общего образования.
Сроки обучения при этом определены от
1-го года до 4-х лет. В одном из документов,
разработанных к стандарту начального
профессионального образования – «Квалификационный
структуре профессионального образования
Российской Федерации», профессиональная
подготовка занимает первую ступень квалификации,
а среди 5-и уровней профессионального
образования – первый уровень – «ускоренная
профессиональная подготовка». Ко второму
и третьему уровням относится начальное
профессиональное образование.
И так, мы имеем две самостоятельные
педагогических системы, основная
и общая цель которых – обучени
В то же время в стране существует вертикаль:
центр – регионы, определяющая государственную
политику в области начального профессионального
образования, а такая же некогда существовавшая
вертикаль в области ускоренной профессиональной
подготовки, рассыпалась в начале 90-х годов,
хотя в стране и поныне насчитываются
тысячи учебных учреждений работающих
в этой системы.
К ним относятся: учебно-курсовые
и учебно-производственные
Многие профессиональные училища, колледжи,
лицеи и другие учебные учреждения набирают
группы для профессиональной подготовки
рабочих.
Система ускоренной профессиональной
подготовки требует, во-первых, коренного
изменения отношения к ней со стороны
Министерства образования Российской
Федерации, во-вторых, исходя из характерных
особенностей этой педагогической системы
необходима разработка присущих только
ей:
1. Нормативных документов;
2. Учебно-программной документации;
3. Методических материалов;
4. Средства обучения.
По особо сложным профессиям сборники учебных планов и программ, разрабатывает Институт развития профессионального образования (ИРПО), Министерства образования Российской Федерации. Учебные планы и программы разрабатываются в ИРПО на федеральном уровне, т.к. включают
в себя те общие вопросы, которые необходимы рабочему данной профессии, в какой бы отрасли промышленности он не работал.
Для системы обучения так
же главным являются сроки
обучения и присваиваемый
Присваиваемый начальный разряд при профессиональной
подготовке, как правило, ниже, чем присваиваемый
начальный разряд при окончании учебного
учреждения, относящегося к системе начального
профессионального образования. Анализ
квалификационных характеристик 1-х и
2-х разрядов многих профессий, которые
приведены в общероссийском классификаторе
показал, что рабочие получившие эти разряды
не смогут трудоустроиться в сегодняшних
условиях работы производств из-за очень
простых требований к условиям труда (что
должен знать и что должен уметь рабочий).
Практика показала, многие учебные учреждения,
разрабатывая учебные программы совмещают
две квалификационные характеристики
и в этом случае присваивают квалификационный
разряд на 1, а то и на 2 балла выше, в зависимости
от изучаемого оборудования и технологических
процессов. Как дополнение этой системы
является ее непрерывность – обучение
происходит в течение всей трудовой деятельности
рабочего.
Система профессиональной подготовки кадров в России.
Мнемосхема
В систему профессионального образования входит
сеть профессиональных учреждений, осуществляющих
образовательный процесс и реализующих
Обязательный минимум содержания каждой
основной профессиональной образовательной программы
(по конкретной профессии, специальности)
устанавливается соответствующим государственны
Подготовка кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества на производстве и в процессе курсовой подготовки.
Система профессиональной подготовки кадров в России
Кратко раскроем каждый из этих компонентов.
Начальная профессиональная подготовка на производстве осуществляется по тем профессиям и специальностям, потребность в которых не удовлетворяется за счет выпускников профессиональных училищ и по которым подготовка рабочих вообще не проводится. Срок такой подготовки, как правило, не превышает шести месяцев.
Ученичество бывает индивидуальным или бригадным (групповым). Обучение на производстве осуществляется под руководством инструктора или наставника. После окончания обучения ученики сдают квалификационные испытания и выполняют профпробы.
Стандарт образования (анг. - standard - норма, образец, мерило) - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Основными объектами стандартизации в образовании является его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся.
Существует также курсовая форма подготовки кадров, которая
осуществляется в учебно-курсовых комбинатах
и центрах. Эта форма целесообразна в тех случаях,
когда нужны более глубокие специальные знания
и проводить теоретические
Курсовая форма обучения используется также для переподготовки кадров в соответствии со сложившимся рынком труда. Окончившим курсы выдаются соответствующие свидетельства.
Основной формой начальной профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров являются профессиональные училища. Срок обучения в ПУ на базе основной школы - 3 года, на базе полного среднего образования - 1 год. Дидактическая система обучения в ПУ включает в себя три компонента: общеобразовательная подготовка, общепрофессиональная (профильная) подготовка, специальная подготовка. Проводятся теоретические и практические занятия, производственное обучение и производственная практика. Обучение в ПУ, как правило, ведется по 3-5 профессиям.
Выпускникам ПУ выдается диплом о присвоении профессии и аттестат о среднем образовании (обучающимся на базе 9-ти классов).
Инновационным типом начальной профессиональной
подготовки кадров повышенного уровня
является профессиональный лицей. Профессиональный лицей - государственное образовательное учреждение
начального и среднего профессионального образования,
основная форма планомерной подготовки
специалистов с повышенным уровнем квалификации.
Лицеи имеют четко выраженную специализацию.
Они могут иметь узкоспециальную и
Лицей имеет до трех ступеней образования. На первых двух ступенях осуществляется профессиональная подготовка с элементами политехнического и специального образования. Сроки обучения: на базе основной школы - 3 года, на базе полной средней школы - 1 год. На третей ступени осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального образования со сроком обучения от 1 до 2-х лет.
В условиях рынка труда лицей имеет право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для предприятий различных форм собственности на коммерческой основе.
Важнейшим звеном в системе непрерывного профессионального образования являются средние специальные учебные заведения (ссузы), которые готовят специалистов средней квалификации для различных отраслей экономики.
В настоящее время этот уровень образования имеют 22% населения России, в экономике и социальной сфере занято около 20 миллионов выпускников ссузов. Специалистов средней квалификации готовят техникумы (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и др.), училища (педагогические, медицинские, музыкальные, культуры и искусства, мореходные, речные, военные и др.), специальные школы (спортивные, милиции и др.). При 130 вузах созданы отделения (факультеты) среднего профессионального образования.
Инновационным средним специальным учебным заведением
является профессиональный колледж, который осуществляет среднее профессиональное образование и
ведет переподготовку и повышение квалификации
специалистов. Разработаны и внедрены
государственные
Сроки обучения в ссузах на базе основного общего образования 3-5 лет, на базе полного среднего образования 2-3 года. Повышенный уровень образования предполагает увеличение срока обучения по сравнению с базовым на один год. Обучающиеся в ссузах называются студентами, выпускники получают диплом специалиста средней квалификации и аттестат о среднем образовании (обучающиеся на базе 9 классов).
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подписан Президентом РФ 27 августа 1996 г. В нем законодательно закреплены нормативно-правовые основы высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения. В соответствии с законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) в Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений: институт, академия, университет.
Институт осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности (инженерной, педагогической, юридической, экономической и др.). Академия, кроме этой задачи, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки и выполняет функциональные и прикладные исследования по широкому спектру наук (математика, химия, педагогика, медицина, юриспруденция, психология и т.д.).
В РФ установлены следующие ступени высшего
«бакалавр» (срок обучения не менее 4-х лет, выдается диплом бакалавра);
«дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5-ти лет, выдается диплом специалиста с высшим профессиональным образованием);
«магистр» (срок обучения не менее 6-ти лет, выдается диплом магистра).
Лицам, не завершившим обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедшим промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании.
Формы обучения в вузе: очная, очно-заочная
(вечерняя), заочная, экстернат. Допускается сочетание
Количество профессиональных учебных заведений РФ и в них обучающихся представлено в таблице (по состоянию на начало 2002 г.):
Информация о работе Система подготовки рабочих кадров в России