Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:35, контрольная работа
Документы по личному составу, образующиеся в ходе деятельности организации, обязательны для хранения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Данная обязанность закреплена в ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ред. от 13.05.2008; далее - Закон N 125-ФЗ)1. В данной работе рассмотрены установленные Законом сроки хранения различных документов, порядок их хранения и передачи в архивы, указано на сложности, возникающие при хранении документов.
ВВЕДЕНИЕ
Документы по личному составу, образующиеся в ходе деятельности организации, обязательны для хранения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Данная обязанность закреплена в ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ред. от 13.05.2008; далее - Закон N 125-ФЗ)1. В данной работе рассмотрены установленные Законом сроки хранения различных документов, порядок их хранения и передачи в архивы, указано на сложности, возникающие при хранении документов.
1. Срок хранения документов
Хранение документов осуществляется в течение сроков, установленных законодательством. В настоящее время действует Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000 (ред. от 27.10.2003). Данный Перечень предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов, общих для всех или большинства организаций (в том числе негосударственных) (п. 1.4 Указаний по применению Перечня)2.
Работников кадровых служб в первую очередь должны интересовать разд. 7 "Трудовые отношения" (включает документацию по трудоустройству, организации труда, нормированию труда, тарификации, оплате и охране труда) и 8 "Кадровое обеспечение" (содержит документы о работе с кадрами - приеме, перемещении, увольнении, повышении квалификации, проведении аттестации, награждении работников). Согласно п. 2.4.2 Указаний государственные и муниципальные организации, не являющиеся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, хранят документы постоянного срока по Перечню (графа N 3) в течение 10 лет. Негосударственные организации - не менее 10 лет, дальнейший срок хранения документов определяет организация в соответствии с действующим законодательством и/или необходимостью практического использования документов.
Срок хранения документов на нетрадиционных носителях соответствует сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях (п. 2.5 Указаний). Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 1999 г., начинается с 01.01.2000. Отметка "до минования надобности" означает, что документация имеет только практическое значение и срок ее хранения определяется самой организацией, но не может быть менее одного года (п. 2.9 Указаний).
Организация и проведение работы по определению сроков хранения и отбору документов на хранение и уничтожение производятся постоянно действующей экспертной комиссией (далее - ЭК), в состав которой входят наиболее квалифицированные специалисты основных структурных подразделений под председательством одного из руководящих работников организации. ЭК совместно с делопроизводственной службой определяет порядок отбора документов на хранение и уничтожение в организации, организует экспертизу ценности документов и осуществляет контроль за ее проведением (п. п. 3.1, 3.2 Указаний).
2. Документы, подлежащие передаче в архив
Необходимо отметить, что единых обязательных правил создания и действия архивов в организациях пока нет. Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 были утверждены Основные правила работы архивов организаций, являющиеся нормативно-методическим документом, определяющим деятельность архивов государственных организаций, не отнесенных к составу источников комплектования государственных архивов, а также негосударственных организаций.
Согласно разд. 3.3 Правил архив организации комплектуется делами постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, а также делами по личному составу. Дела временного хранения со сроками хранения до 10 лет передаче в архив организации, как правило, не подлежат. Они хранятся в структурных подразделениях организации и по истечении сроков хранения уничтожаются.
Дело, передаваемое в архив, представляет собой комплект документов, относящихся, как правило, к одному типу (приказы о приеме работников на работу, приказы о предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и т. д.). Раздел 3.5 Правил содержит порядок формирования архивных дел в организации, то есть группировки исполненных документов в соответствии с номенклатурой дел. В дело помещаются документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается группировать в дела черновые и дублетные экземпляры документов (за исключением особо ценных), а также документы, подлежащие возврату.
При формировании дел необходимо соблюдать следующие основные требования:
- документы постоянного
и временного хранения
- включать в дело по
одному экземпляру каждого
- группировать в дело
документы одного календарного
года. Исключение составляют: переходящие
дела; судебные дела; личные дела,
которые формируются в течение
всего периода работы данного
лица в организации; документы
выборных органов и их
Дело должно содержать не более 250 листов при толщине не более 4 см.
Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологическом порядке (входящие - по датам поступления, исходящие - по датам отправления) или по алфавиту авторов и корреспондентов. Приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся. Приложения объемом свыше 250 листов составляют отдельный том, о чем в документе делается отметка3.
Распорядительные документы группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями. Причем:
- уставы, положения, инструкции,
утвержденные
- приказы по основной
деятельности группируются
- приказы по личному
составу группируются в дела
в соответствии с
- поручения вышестоящих
организаций и документы по
их исполнению группируются в
дела по направлениям
- утвержденные планы, отчеты,
сметы, лимиты, титульные списки
и другие документы
- документы в личных
делах располагаются в
- лицевые счета рабочих
и служащих по заработной
- предложения, заявления
и жалобы граждан по вопросам
работы организации и все
- переписка группируется,
как правило, за календарный год
и систематизируется в
Порядок оформления дел установлен разд. 3.6 Правил. Указано, что оформлением дел занимаются работники службы документационного обеспечения управления организацией или других структурных подразделений, в обязанности которых входит заведение и формирование дел, при методической помощи и под контролем архива организации. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел.
Полному оформлению подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Такое оформление предусматривает:
- подшивку или переплет дела;
- нумерацию листов;
- составление листа-заверителя;
- составление в необходимых
случаях внутренней описи
- внесение уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат дела, заголовка дела).
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению: допускается не проводить систематизацию документов в деле, листы дела не нумеровать, заверительные надписи не составлять.
Документы, составляющие дела, подшиваются на четыре протокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них. При подготовке дел к подшивке (переплету) металлические скрепления (булавки, скрепки) из документов удаляются.
При наличии в деле невостребованных личных документов (удостоверений личности, трудовых книжек, военных билетов) эти документы вкладываются в конверт, который подшивается в дело. При наличии большого количества таких документов последние изымаются из дел и на них составляется отдельная опись.
В конце каждого дела подшивается чистый бланк листа-заверителя, а в начале дела (для учета особо ценных документов) - бланк внутренней описи документов дела.
В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все листы этого дела (кроме листа-заверителя) Нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом или нумератором. Отметим, что:
1) листы внутренней описи
документов дела нумеруются
2) листы дел, состоящих
из нескольких томов или
3) фотографии, чертежи, диаграммы
и другие иллюстративные
4) сложенный лист (формата
А3, А2) разворачивается и нумеруется
в правой части верхнего поля
листа. При этом лист любого
формата, подшитый за один край,
нумеруется как один лист; лист,
сложенный и подшитый за
5) лист с наглухо наклеенными документами (фотографиями, вырезками, выписками и т. п.) нумеруется как один лист. Если к документу подклеены одним краем другие документы (вставки текста, переводы, вырезки и т. п.), то каждый документ нумеруется отдельно;
6) подшитые в дело конверты
с вложениями нумеруются. Вначале
нумеруется сам конверт, а затем
очередным номером каждое
7) подшитые в дело документы
с собственной нумерацией
8) в случаях обнаружения
большого числа ошибок в
9) при наличии отдельных
ошибок в нумерации листов
в делах при подготовке их
архивом организации к
Лист-заверитель составляется в деле на отдельном листе (в книгах - на оборотной стороне последнего чистого листа, в картотеках - на отдельном чистом листе формата карточки) по форме, установленной в Приложении 9 к Правилам. Запрещается выносить лист-заверитель на обложку дела или чистый оборот листа последнего документа. Если дело подшито или переплетено без бланка листа-заверителя, он наклеивается за верхнюю часть листа на внутренней стороне обложки дела.
В приведенной форме цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов дела, количество листов внутренней описи, оговариваются особенности нумерации номеров дела (наличие литерных номеров дела, пропущенных номеров, номеров листов с наклеенными фотографиями, номеров крупноформатных листов, конвертов с вложениями и количеством вложенных в них листов), а также отмечается наличие в деле типографских экземпляров брошюр с количеством листов в них, если они не были отмечены в общей валовой нумерации в деле.
Лист-заверитель подписывается его составителем. Все последующие изменения в составе и состоянии дела (повреждения, замена подлинных документов) отмечаются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующий акт.