Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы, проанализировать состояние банковской системы по состоянию на 1 января 2011 года и перспективы ее дальнейшего развития. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
– изложить понятие и структуру банковской системы на уровне теории;
– познакомиться с элементами банковской системы Республики Беларусь их функциями и задачами;
– рассмотреть общеэкономические условия функционирования банковской системы Республики Беларусь;
– оценить развитие банковской системы в Республике Беларусь в 2010 году;

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Понятие банковской системы Республики Беларусь……………………... 6
1.1 Банковская система: понятие, структура, типы…………………..……. 6
1.2 Центральный банк как элемент банковской системы, его функции и задачи ……………...….. 9
1.3 Коммерческий банк как элемент банковской системы, его устройство и функции………….11
2 Состояние банковской системы Республики Беларусь и особенности ее развития ………………………………………….. 14
2.1 Общеэкономические условия функционирования банковской системы Республики Беларусь ……. 14
2.2 Итоги развития банковской системы Республики Беларусь …………. 16
3 Перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь …… 27
Заключение…………………………………………………………………… 32
Список использованных источников……………..………………………… 35

Вложенные файлы: 2 файла

Курсовая.doc

— 716.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 7 –  Среднемесячное значение ставки рефинансирования Национального банка в 2009 – 2010 гг., % годовых

Примечание – Источник [16, с. 9].

 

В течение всего 2010 года процентная политика оказывала определяющее  влияние на формирование процентных  ставок  по  депозитам  и кредитам  в  национальной  валюте (рисунок 8).

Так,  в  декабре 2009 г.  ставка  по  новым  срочным  депозитам  в  рублях сложилась на уровне 17,4% годовых, увеличившись  по  сравнению  с  январем на 0,8 процентного пункта. В феврале 2010 года она увеличилась до 17,7% и начиная с марта наблюдается спад до 10,2% к декабрю 2010 года. Ставка  по  вновь  привлеченным  срочным депозитам  населения  выросла  с 20%  годовых  в  январе 2009  г.  до 18,4%  годовых  в  декабре 2009  г. [16, с. 8].

 

Рисунок 8 –  Динамика ставок по кредитам и депозитам  в белорусских рублях в 2009 – 2010 гг., % годовых

Примечание – Источник [16, с. 8].

 

В январе–феврале 2010 года наблюдается рост ставки до 21,2%, а затем постепенное снижение и к декабрю 2010 года ставка по вновь выданным кредитам банков была равна 13,7%.

Обобщающий  показатель  работы  банковского сектора –  прибыль.

Прошлый год также был удачным  для банков и с точки зрения полученной прибыли.

Динамика полученной прибыли изодражена на рисуноке 9.

 

 

Рисунок 9 –  Прибыль банковского сектора  в 2006 – 2010 гг., млрд. рублей

Примечание – Источник: [7].

Прибыль, полученная банками за 2010 г., составила 1,7 трлн. руб., а это в 1,6 раза больше, чем за предыдущий год. Наряду с инвестициями в уставный фонд прибыль позволила банкам сохранить достаточную степень защищенности от принимаемых на себя рисков.

В 2010 году продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В республике внедрена единая система планирования контрольно–надзорной деятельности, включая надзорную деятельность Национального банка. Повышена степень информационной прозрачности банков; определен порядок получения сведений из Кредитного регистра для использования в надзорных целях; усовершенствована процедура оценки руководителей банков на предмет соответствия квалификационным требованиям. Уточнены требования к аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудит банков, банковских групп и банковских холдингов.

Значительная работа проведена  по приближению национального банковского законодательства к международным стандартам и нормативам. С учетом рекомендаций миссии Международного валютного фонда и Всемирного банка ведется подготовительная работа по внесению изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь. Принят ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих внедрение международных стандартов в национальное законодательство по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности.

Выполнялись планы международного межбанковского сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, в целом СНГ. Реализовывались программы сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития.

На двусторонней основе прошли встречи руководителей, подписаны представляющие взаимный интерес соглашения с центральными банками Китая, Турции, Литвы, Польши. Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами Республики Беларусь, центральными банками и министерствами Казахстана и Российской Федерации провели большую работу по формированию правовой базы таможенного союза и Единого экономического пространства.

В апреле 2010 г. успешно завершена программа стенд–бай с МВФ, заключенная в январе 2009 г. Общий объем финансовых ресурсов, предоставленных республике в рамках программы, составил 3,46 млрд. долл. США.

В целом 2010 год можно охарактеризовать как год восстановления экономического роста. С этой точки зрения банковская система страны реализовала свою поддержку реальному сектору экономики за счет соответствующей курсовой и процентной политики, а также кредитования экономики и соответствующей работы платежной системы [16, с. 10].

Банковский сектор в 2010 году продолжил  динамично наращивать свой потенциал. Совокупный уставный фонд увеличился в 2,8 раза, ресурсная база банков возросла более чем на 53%. Основным привлеченным ресурсом  белорусских банков остаются средства физических лиц. Кредитная политика банков в 2010 году была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования  банков  к экономике  на 1  января 2011 г. увеличились на 39,9%. Банки, как и ранее, весомо участвовали в реализации крупных государственных социально–экономических программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь.

В условиях неблагоприятной динамики внешней торговли, превышения спроса над предложением на валютном рынке курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют.

Состояние и динамика денежно–кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили стабильность обменного курса белорусского рубля, снижение уровня процентных ставок на денежном рынке, расширение кредитной поддержки банками экономики, надежное функционирование платежной системы  [16, с. 10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь

 

Количественные  и  качественные  параметры  развития  банковского  сектора и  основные денежно–кредитные показатели в значительной мере  зависят от достижения  целей,  реализации  приоритетов  и  решения  задач, предусмотренных Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. 

Главной  целью  социально–экономического  развития  Республики Беларусь  в  2011 – 2015 годах  является  рост  благосостояния  и  улучшение условий  жизни  населения  на  основе  совершенствования  социально–экономических  отношений,  инновационного  развития  и  повышения конкурентоспособности национальной экономики [18, с. 11].

В перспективе на 2011 г. перед банковской системой и страной в целом стоят масштабные, сложные и во многом качественно новые задачи. Особенность предстоящего 2011 года — обеспечение высоких устойчивых темпов социально–экономического развития Республики Беларусь за счет роста эффективности производства по всем направлениям — от поддержки проектов, ориентированных на снижение энергоемкости, материалоемкости, импортоемкости производства, до стимулирования деловой инициативы, восприимчивости к новым технологиям во всех звеньях экономики. Критерий успешной работы в данном направлении — рост конкурентоспособности, укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке, улучшение пропорций экспорта и импорта. Как итог — достижение к 2014 г. положительного сальдо внешней торговли.

Приоритетной задачей денежно–кредитной политики в наступившем году является поддержание внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее динамичного развития.

Курсовая политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен [16, с. 10].

Национальным банком разработана  стратегия развития банковского сектора на 2011–2015 года, в которой сказано, что сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).

Основным направлением повышения  эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля [18, с. 15].

Национальный банк в 2011 году сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г. [16, с. 10].

Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового  режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций [18, с. 15].

Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте при доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

С учетом прогнозируемого на 2011 г. уровня инфляции в 7,5—8,5% к концу текущего года ставка рефинансирования может составить 8—10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях — 11—13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях — 9—11% годовых [16, с. 10].

Международные резервные  активы предполагается увеличить не менее чем на 1,2 млрд. долл. США. Решение данной задачи во многом будет определяться принимаемыми Правительством Республики Беларусь мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики, снижению сальдо внешней торговли товарами и услугами до 9% от ВВП, привлечению прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 6,5 млрд. долл. США.

В 2011 г. требуется обеспечить прирост депозитов физических лиц в объеме 6,4—7,2 трлн. руб., при этом большая часть из них должна быть в белорусских рублях и с длительными сроками привлечения [16, с. 10].

Крайне важно разработать и внедрить новые банковские продукты, стимулирующие приток депозитов населения в национальной валюте на долгосрочной основе и обеспечивающие рост доли указанных депозитов в ресурсной структуре. В целом среди источников формирования ресурсной базы банков должны преобладать средства субъектов хозяйствования, населения и нерезидентов Республики Беларусь.

Особое внимание по–прежнему в 2011–2015 годы будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. При этом основными направлениями совершенствования регулирования данного вида банковских операций станут:

1) повышение доступности потребительских  кредитов;

2) развитие жилищного кредитования  посредством:

– совершенствования институтов ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

– создания централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях, а также совершаемых сделках по залогу имущества;

– создания подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду;

– разработки норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг;

3) совершенствование институциональной  структуры рынка банковского  потребительского кредитования, в  том числе направленное на  работу с проблемной задолженностью  физических лиц, которое предусматривает:

– повышение эффективности судебных и исполнительных процедур;

– развитие системы получения информации о кредитных историях. [18, с. 18].

Параметры прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 г. предполагают увеличение объемов кредитования экономики на 24—25%. При этом банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывая максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию.

Особенностью экономики 2011 г. и  ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг. Предпринимательство должно стать основой развития экономики, обеспечить ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры. Малый и средний бизнес, возникающие на его основе более крупные негосударственные предприятия и предприятия смешанной формы собственности должны оперативно осваивать производство новых видов продукции и услуг, создавать рабочие места в малых, средних городах, сельской местности, расширять экспортный потенциал страны, производить продукцию, заменяющую ныне импортируемую. Малый и средний бизнес к концу следующего пятилетия должен производить такой объем ВВП, какой производит сейчас вся национальная экономика в целом.

Банковский сектор может и должен сыграть здесь самую активную роль. Никто лучше банков не знает производственного, технологического, интеллектуального потенциала своих клиентов и партнеров из малого и среднего бизнеса, деловой конъюнктуры в той или иной отрасли экономики, в том или ином регионе.

Банки, опираясь на свои знания, опыт, потенциал, должны не просто расширить кредитную поддержку предпринимателям, вновь создающимся малым и средним предприятиям, но и оказывать им помощь в деловой ориентации, разработке, сопровождении и своевременной корректировке бизнес–планов. Банкам необходимо содействовать своим клиентам и партнерам в налаживании внутриреспубликанских и международных деловых связей, выходе на зарубежный рынок, замещении импортируемой продукции лучшей или равной по качеству отечественной. Для этого целесообразно иметь в каждом банке специализированные подразделения, ориентированные на работу с предпринимателями, малыми и средними предприятиями [16, с. 11].

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Банковская система