Банковская система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Банковская система Великобритании принадлежит к числу старейших и наиболее развитых банковских систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в лондонском Сити, имеющий тесные связи с гласными финансовыми центрами мира.
Финансовые институты Великобритании, как и в других странах, можно разделить на две группы.
• банковский сектор включает коммерческие банки различных
типов — клиринговые банки, акцептные дома, торговые банки, иностранные банки и их филиалы и т.д.;
• небанковские финансовые учреждения. К ним относятся страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды,
строительные общества, кредитные союзы и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Bankovskaya_sistema_Velikobritanii.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Как банкир правительства  и банков, Банк Англии способен с  высокой степенью точности предсказывать структуру денежных потоков по счетам Правительства и счетам коммерческих банков. Это позволяет ему на ежедневной основе сглаживать возникающий дисбаланс денежных потоков, принимая меры для поддержания стабильности денежного рынка. Для поддержания стабильности банк размещает на рынке краткосрочные фонды, когда денежный поток на счета банков превышает поступления на счета правительства, и выкупает краткосрочные фонды, когда происходит обратный процесс. Hi практике действия Правительства и Банка ежедневно направлены на сокращение денежного предложения.

Банк обеспечивает наличные, которые требуется банковской сис-1 теме в целом для достижения баланса платежей на конец каждого дня. Поскольку Банк является последним «поставщиком» наличных, он может выбрать тот уровень ставки, который сочтет необходимым. Ставка, установленная Банком, быстро распространяясь по финансовой системе, воздействует на уровень ставок экономики в целом. Когда Банк изменяет ежедневную ставку, коммерческие банки меняют свои базовые ставки по депозитам и кредитам.

Повышение ставки повышает цену денег, сокращает спрос на кредиты и тем самым снижает инфляцию. Снижение ставки расширяет предложение денег, облегчает доступ к кредитам и увеличивает спрос на них, увеличивая инфляцию. Эта схема подтверждается практикой всех развитых стран, инфляция в которых имеет монетарную природу. Эта схема справедлива и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, монетарная природа инфляции в которых носит неявный характер.

Решение второй задачи, поддержания  стабильности внутренней и международной  финансовой системы, осуществляется путем мониторинга развития финансовой системы, включая связь между отдельными институтами и между финансовыми рынками; через анализ состояния внутренней и международной экономики; через тесное сотрудничество внутренних и международных служб финансового надзора; через обеспечение прочной финансовой инфраструктуры, включая эффективную организацию платежей и расчетов.

В исключительных обстоятельствах  Банк после консультаций с Администрацией финансовых услуг (Financial Services Authority) или Министерством финансов может предоставить или оказать помощь в организации финансовой поддержки, когда это необходимо для предотвращения системного кризиса.

Банк Англии на протяжении 300 лет играл ключевую роль в поддержании финансовой системы Соединенного Королевства и сохраняет ее сегодня. Прочная и стабильная финансовая система имеет жизненное значение для проведения монетарной политики. С 1997 г. Банк Англии законодательно ответствен за стабильность финансовой системы в целом, а деятельность отдельных банков и других финансовых организаций, включая общепризнанные финансовые биржи (например, Лондонская фондовая биржа), контролирует Администрация финансовых услуг (FSA).

В октябре 1997 г. был подписан Меморандум взаимопонимания между  Банком Англии, Министерством финансов и FSA. В нем распределена ответственность за регулирование и финансовую стабильность в Соединенном Королевстве. Он постановил создать Постоянный комитет, на котором три организации могут вырабатывать общие позиции по любым возникающим вопросам.

В соответствии с Меморандумом на Банк возложена следующая ответственность:

  • за стабильность денежной системы. Банк осуществляет ежедневный мониторинг и ежедневное воздействие на рынок для сглаживания 
    колебаний ликвидности;
  • за инфраструктуру финансовой системы, в особенности систему 
    платежей внутри страны и за ее границы. Банк Англии является сердцем этой системы. Он обязан консультировать канцлера Казначейства 
    по вопросам платежных систем и нести ответственность за эти кон сультации. Банк также включен в процессы развития и улучшения системы предупреждения и сокращения системного риска;
  • за широкий обзор системы в целом. Банк является уникальным 
    для этого учреждением: он отвечает за стабильность денежной системы, имеет высокий уровень представительства в ВФУ (на уровне заместителя управляющего). Включение Банка в платежную систему позволяет ему первым увидеть возникающие проблемы. Банк способен 
    консультировать по вопросам финансовой стабильности на международных рынках и платежных систем;
  • будучи способным в чрезвычайных обстоятельствах поддержать 
    правительственные финансовые операции (в соответствии с Меморандумом), Банк может воздействовать на отдельные институты и распространять свое воздействие на другие секторы финансовой системы;
  • за рентабельность и эффективность финансового сектора, особенно в отношении международной конкуренции. Банк сохраняет лидирующую роль в развитии Сити. Большая часть его деятельности направлена на улучшение инфраструктуры.

Банковские кризисы  обычно ассоциируются с периодами снижения объемов производства. Падение оценивается в 15—20% валового внутреннего продукта, что подтверждают исследования британских экономистов (Hoggarth, Reis и Saportd) в 2001 г. на примере 43 банковских кризисов в разных странах.

Банковские кризисы  происходят не только в развивающихся  экономиках. Двенадцать из 54 глобальных банковских кризисов, зафиксированных Международным валютным фондом (World Economic Outlook, 1998), произошли в развитых странах. Более того, банковские кризисы в высокоразвитых странах длятся дольше и сопровождаются большими потерями, большим снижением ВВП, чем в развивающихся. Средний срок восстановления экономики в развитых странах составляет 4,1 года, а в развивающихся — 2,1 года, падение ВВП составляет 24% и 14% соответственно. Особую опасность представляют «двойные кризисы», когда банковская нестабильность и одновременно резкое давление на валютный курс приводят к значительно большим потерям ВВП, чем при «одиночном» кризисе.

Одна из основных задач  Банка Англии — предупреждение негативных проявлений в денежно-кредитной сфере. Эта задача решается посредством мониторинга риска финансового ухудшения.

Банк Англии публикует 6-месячные аналитические обзоры финансовой стабильности. Обзоры содержат суммарную оценку текущих перспективных рисков финансовой стабильности в Соединенном Королевстве и международных. Эти риски могут принимать различные формы — кредитный, рыночный риск, риск ликвидности и т.д. В обзорах используются различные методики для идентификации и оценки этих рисков для банковской системы Великобритании, для корпоративного сектора Великобритании и для международной экономики.

С Банка сняты все  надзорные функции за коммерческими  банками и финансовыми институтами.

Третью задачу, достижение максимальной эффективности Британских финансовых услуг, Банк Англии решает следующими методами.

Банк нацелен строить  такую финансовую систему в Великобритании, которая дает возможность фирмам любых размеров иметь доступ к капиталу на условиях, обеспечивающих адекватную защиту инвесторов, и которая усиливает позиции в международной конкуренции лондонского Сити и других британских финансовых центров. Методы достижения этих целей — экспертиза размещения рынков; воздействие как инициатора коллективных действий при недостаточности одних только рыночных сил; поддержка развития финансовой инфраструктуры; консультации Правительства; отстаивание и защита британских интересов через контакты с финансовыми властями других стран.

Финансовый сектор —  один из наиболее успешных секторов британской экономики, и лондонский Сити — один из ведущих мировых финансовых центров. Для такого успеха много причин:

  • местоположение Лондона. Утром он может торговать в Японии, 
    а к вечеру — в США;
  • открытость Лондона для иностранных финансовых институтов;
  • гибкие правила регулирования;
  • наличие широкого круга профессиональных услуг;
  • общая готовность к новшествам и приспособляемость.

Тем не менее финансовые власти Великобритании постоянно поддерживают развитие Сити как мирового финансового центра, и Банку Англии в этих процессах отведена ключевая роль. Он определяет систему расчетно-платежных отношений и входит в денежную клиринговую систему международных расчетов. Совместно с группой крупнейших банков Банк Англии внедрил систему валовых платежей в Рольном времени, что значительно снизило риск и повысило рентабельность внутренних крупных платежей. Банк развивает платежную систему на рынках фьючерсов.

В рамках выполнения трех основных функций у Банка Англии есть множество других функций, среди которых:

  • выпуск банкнот Банка Англии (официальное платежное средство);
  • управление внешним государственным долгом Правительства Великобритании.

Специфика взаимоотношений между государством и его регулирующими органами, центральным банком и частными банками позволяет охарактеризовать Банк Англии одновременно как «правую руку правительства в Сити и как представителя Сити в правительстве», э-двойственная роль Банка Англии дает правительству возможность проводить денежно-кредитную политику более гибкими средствами а финансистам Сити — уверенность в том, что их интересы будут отстаиваться при любом правительстве и любом экономическом курсе.

В 1997 г. функции Банка  Англии как агента правительства  по управлению стерлинговым госдолгом, продаже государственных сертификатов, надзору за рынком сертификатов и управлению наличностью переданы Министерству финансов. С f апреля 1998 г. в Министерстве был организован Офис управления госдолгом.

Существенных изменений  в. практике управления госдолгом не произошло и не намечается. Продолжена политика ежегодных публикаций программ займов, регулярные консультативные встречи с участниками рынка.

Роль Банка Англии в процессах  оборота государственных ценных бумаг сводится к общему надзору за рынком и подсчету доходности и индексов отдельных категорий долгосрочных первоклассных ценных бумаг.

В то же время Банк по-прежнему по поручению  Министерства финансов управляет валютным счетом, на котором хранятся золотые и валютные резервы Великобритании. Банк управляет госдолгом в иностранной валюте и проводит золотые аукционы. Наличие резервов в управлении Банка Англии позволяет ему более активно воздействовать на обменный курс фунта стерлингов. Кроме того, Банк проводит валютообменные операции и переводы для правительственных департаментов и других центральных банков.

Банк Англии выпускает  банкноты более 300 лет. Сегодня в  обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов. Банкноты являются единственным законным платежным  средством на территории Соединенного Королевства.

Из изложенного можно сделать однозначный вывод о значительном изменении роли и функций Банка Англии в конце XX в. Банк все более лишается оперативных функций, аналогичных функциям коммерческих банков. Он освобождается от функций надзора и регулирования отдельных банковских и финансовых институтов. Одновременно все большее значение приобретают функции регулирования макроэкономических процессов, обеспечения устойчивости финансовой системы Соединенного Королевства, защиты британских интересов на мировых финансовых рынках, функции аналитического центра-

В то же время в силу специфики банковской деятельности и специфики центрального банка Банк Англии продолжает выполнять банковские операции, прежде всего в отношениях с другими банками.

Можно выделить три основные группы клиентов Банка Англии.

  • Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых 
    банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на 
    счете и не имеют права превышать ее. Кроме того, все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех 
    своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии как обязательные 
    резервы. В обязанности Банка Англии не входит контроль за соблюдением банками норм резервирования.
  • Центральные банки многих других стран имеют счета в Банке 
    Англии и могут вести операции через Банк Англии.
  • Правительство держит счета в Банке Англии, и, таким образом, 
    платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета проходят через счета 
    Банка Англии.

В рамках подписанного в 1997 г. Меморандума на Министерство финансов возлагается ответственность за институциональную структуру и законодательную основу регулирования.

Оно не несет ответственность  за оперативную деятельность Банка Англии и Администрации финансовых услуг (АФУ). Однако существуют различные обстоятельства, при которых и Банку Англии, и АФУ необходима помощь и содействие Казначейства в решении вопросов, например, при серьезных экономических проблемах; при возникновении проблем, требующих дипломатических действий; при решении вопросов, связанных с изменением законодательства, и т.д.

Органом регулирования  всей финансовой и банковской системы  Великобритании с октября 1997 г. является Администрация финансовых услуг (Financial Services Authority), АФУ является частным акционерным обществом. В составе его акционеров — банки, строительные общества.

Администрация финансовых услуг отвечает за:

  • осуществление пруденциального надзора за банками, строительными обществами, инвестиционными фирмами, страховыми компаниями, дружескими обществами и т.д.;
  • надзор за финансовыми рынками, клиринговыми и расчетными 
    системами;
  • при возникновении проблемных случаев — за проведение операций, воздействующих на фирмы, рынки, клиринговые и расчетные системы в пределах прав и в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Меморандума;
  • политику регулирования в указанных областях.

Информация о работе Банковская система Великобритании