Банковская система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение банковской системы Китая. Попытка дать оценку происходящим изменениям в банковском секторе. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
дать понятие банковской системы и её элементов;
проследить историю развития банковской системы России;
оценить реформирование банковской системы
проанализировать её современное состояние;
описать межбанковские отношения Китая с Россией;
узнать, как регулируется банковская система;

Содержание

Введение…………………………………………………………….….. стр. 5
1. Система денежного обращения Китая…………………………… стр. 7
1.1 История развития денежно-кредитной системы…………………… стр. 7
1.2 Денежно-кредитная политика Народного банка Китая………….. стр. 12
2. Банковская система Китая………………………………………… стр. 17
2.1 История развития банковской системы Китая…………………. стр. 17
2.2 Банковская система Китая и ее структура……………………… стр. 20
3. Современная банковская система Китая……………………………стр. 22
3.1 Народный банк Китая……………………………………………… стр. 22
3.2 Коммерческие банки Китая……………………………………… стр. 24
3.3 Банки некоммерческого кредитования…………………………. стр. 31
3.4 Иностранные банки в Китае……………………………………… стр. 33
3.5. Реформирование банковской системы Китая……………………. стр. 38
4. Сравнение банковских систем Китая и России……………………. стр. 44
5. Расчет нормативов деятельности коммерческих банков…………. стр. 47
Заключение……………………………………………………………. стр. 51
Список использованной литературы………………………………….. стр. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа китай.docx

— 213.77 Кб (Скачать файл)

Другое банковское учреждение, возникшее в связи  с реформой, - Китайский инвестиционный банк (China Investment Bank), учрежден в 1981 г. Он функционирует в области международного кредита и в административном отношении первоначально был подчинен непосредственно Госсовету. Этот банк специализируется на привлечении иностранного капитала для финансирования и кредитования строительства новых объектов, реконструкции и модернизации уже имеющихся предприятий.

Два менее крупных  национальных банка: Everbright Bank и Huaxia Bank специализируются на сотрудничестве с крупными промышленными группами. Деятельность региональных коммерческих банков находится под контролем местных филиалов НБК, ограничена рамками отдельных регионов, хотя некоторые региональные банки, такие, как Торговый банк и Шанхайский банк развития Пудун, действуют в общенациональном масштабе.

В отличие от государственных  коммерческих банков национальные и  региональные коммерческие банки не обязаны предоставлять "политические" займы в рамках государственного кредитного плана. Напротив, в соответствии с "Законом о коммерческих банках" (1995 г.) они могут принимать самостоятельные  решения о кредитовании в соответствии с экономическими критериями, хотя и подвергаются влиянию со стороны  ведущих коммерческих групп и  государственных инвесторов. Новые  коммерческие банки владеют примерно четвертью банковских активов страны. В капитале некоторых коммерческих банков участвуют даже физические лица. Тем не менее, все банки страны подконтрольны государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Банки некоммерческого кредитования

 

"Политические" банки. Банки некоммерческого кредитования, или, как их называют, "политические банки", заняты кредитованием коммерчески невыгодных, но социально значимых программ и объектов.

Политические  банки – это специализированные банки, которые выдают денежные средства для поддержки государственной  экономической политки. Действуя по принципу планового управления, целевого аккумулирования и использования  средств, самобалансирования и безубыточности, они не ставят своей целью рентабельность.  Политические банки появились как  одна из мер по ускорению коммерциализации государственных коммерческих банков.

В настоящее время  к политическим банкам относятся  три банка (все созданы в 1994 г.)

Государственный банк развития кредитует  преимущественно  утвержденные государством программы  в сфере производства, крупного и  среднего капитального строительства, технической реконструкции. Это самый крупный банк развития; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Основные функции банка – поддержка базовых отраслей промышленности; строительство инфраструктуры; поддержка политики развития отдельных территорий; выполнение обязательств по кредитам международных финансовых организаций.

Банк Китая  по развитию сельского хозяйства  в основном осуществляет финансовые операции, связанные с проводимой государством сельскохозяйственной политикой, распоряжается бюджетными средствами, идущими на поддержку аграрного  сектора. он не имеет других функций и не занимается международными операциями

С точки зрения государственной поддержки экспорта наибольший интерес представляет третий из Государственных политических банков Китая – Экспортно-импортный  банк Китая (The Export-Import Bank of China), учрежденный в апреле 1994 года. Он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Головной офис расположен в Пекине. Банк в основном обслуживает кредиты для экспорта высокотехнологичного или крупногабаритного оборудования. Это основной банк, работающий с кредитами иностранных правительств, и единственный банк, предоставляющий льготные кредиты за границу (в основном для китайских компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом). Экспортно-импортный банк Китая занимается кредитованием иностранных правительств; смешанным кредитованием; экспортными кредитами, переоформлением смешанных кредитов, а также ссудами китайского правительства, выделяемыми иностранным правительствам.

В январе 2007 году Экспортно-импортный банк Китая  объявил о начале реформы и  преобразовании из политического банка  в государственный коммерческий банк. Кроме того, было заявлено о том, что помимо поддержки экспортеров он будет выдавать льготные кредиты для импортеров, а также для экспортеров, занятых в сфере экспорта продовольственной продукции. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк Китая, должны быть застрахованы Китайской корпорацией страхования экспортного кредитования (Sinosure), которая, в свою очередь, является вторым (после Экспортно-импортного банка) важнейшим элементом государственной поддержки экспорта.

В процессе своей  деятельности политические банки обычно поручают выполнение конкретных операций коммерческим банкам.

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Иностранные банки в Китае

 

На китайском финансовом рынке присутствуют около 200 иностранных банков, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных районах.

Их активность регламентирована государственной  лицензионной системой  со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможной настоящую конкуренцию  между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доли на внутреннем рынке  мизерны. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, такие  факторы, как растущее число валютных операций и вступление Китая в  ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и в экономике в целом. [16]

Результатом такой  конкуренции должна стать концентрация усилий на динамично развивающихся регионах путем создания собственных дочерних банков, или слияния с частными банками, или –как это практикуется немецкими банками – сотрудничество с четырьмя крупнейшими государственными банками.

При вступлении в  ВТО КНР взяла на себя обязательства  в течение 5 лет после приема открыть  иностранным банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по  клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских  и иностранных банков.

Тем не менее Китай, на словах предоставляя равные условия  для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки  принимать собственные правила, т.е. административные ограничения  деятельности, обязательные  для  национальных компаний, переносятся  и на бизнес зарубежных банков, тем  самым Китая страхует себя от неравноправной конкуренции в банковской сфере, а попытки зарубежных банков обойти административные барьеры, установленные КНР, не всегда приносят желаемые результаты.

Что же касается притока иностранных инвестиций на китайский фондовый рынок, то здесь  ситуация осложняется тем, что более 90% китайских листинговых компаний остается в собственности государства, а среди акционеров часто преобладают  чиновники и партийные работники, поэтому, как справедливо отмечают эксперты, все китайские компании выглядят «несколько подозрительно». Тем не менее в условиях неопределенности на ведущих фондовых рынках мира интерес к КНР огромен. Прежняя тактика постепенных преобразований, известная как «переходить реку, ощупывая камни», перестала приносить желаемые результаты, поэтому КНР стоит перед необходимостью коренным образом изменить принципы функционирования банковской системы. 

Первые шаги в  данном направлении уже были сделаны, причем катализатором этого процесса было вступление Китая в ВТО и  необходимость подготовить банковскую систему Китая к международной конкуренции. Процесс открытия банковского сектора для зарубежных финансовых институтов проходит достаточно медленно, и у китайских властей есть время для проведения полномасштабной реформы банковской системы. Кроме того, у китайской банковской системы имеется мощный гарант в  лице китайского государства, поэтому, несмотря на сложности , испытываемые в данный момент, она обладает достаточным запасом прочности и устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Реформирование банковской системы Китая

 

В данный момент банковская система Китая находится на новом этапе реформирования и основные направления развития обозначены достаточно четко, но пока не ясно насколько эффективно будут проходить эти процессы.

Как известно, банковская сфера во многом отражает состояние  экономики, с ее помощью можно  эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет  особое внимание поддержанию устойчиво  высоких темпов экономического роста  в КНР.

Для этой цели НБК  использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса  на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление  дефляции и стимулирование внутреннего  спроса; эмиссия государственных  долговых обязательств, средства от которой  используются на финансирование крупных  инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью  преодоления «парадокса бережливости»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов  в городе и деревне; проведение жесткой  политики валютного регулирования.

Несмотря на это  многие аналитики считают, что проводимая в КНР монетарная и фискальная политика увеличивает систематические  риски, так как экономика и  политика в КНР очень тесно  связаны, но возможности чисто политического  решения экономических проблем  далеко не безграничны.

При вступлении в  ВТО КНР взяла на себя обязательства  в течение 5 лет после приема открыть  иностранным банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских и иностранных банков.

Политика реформ в Китае была начата Дэн Сяопином в 1978 г. с "четырех модернизаций" - в сельском хозяйстве, промышленности, военной сфере и науке. Реформирование банковского сектора, по-видимому, вначале  не предполагалось: для обеспечения  своей политической власти политики КНР нуждались в экономической  власти денег. Прежде всего ставилась  задача обеспечить социальную стабильность всех экономических реформ. Абсолютный приоритет был отдан реформированию государственных предприятий, при  этом весь финансово-банковский сектор оставался в руках государства. Следствием политики экономических  реформ стал значительный экономический  подъем, продолжающийся несколько десятилетий.

Государственный банковский сектор оставался неизменным в течение почти 20 лет. Его реформирование началось только в 1997 г. Становой хребет китайского банковского рынка образуют четыре крупных государственных коммерческих банка: Банк Китая, Строительный банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая. [5]

Изменение стратегии  в целях оздоровления банковского  сектора было принципиально ориентировано  на рыночную экономику. Ставилась цель заменить систему политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив сверху и работоспособной системой банковского  надзора. Высшей целью всех изменений  и рыночных нововведений являлось сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые в свое время произошли в Японии, России и Аргентине.

Руководством  Китая был разработан следующий  комплекс мер:

  • коммерциализация банковского сектора;
  • создание компаний по управлению активами;
  • создание банков развития.[11]

Под коммерциализацией следует понимать добровольное повышение ответственности банков и обязанность разработки ими реального рейтинга кредитоспособности заемщиков, в частности, государственных предприятий". Такая оперативная независимость была гарантирована государственным банкам законом КНР о коммерческих банках от 1996 г.

Для укрепления новой  политики кредитования государственным  банкам:

  • в директивном порядке определяются бюджеты;
  • предписывается действовать исходя из соображений рентабельности.

Со своей стороны  банки должны адаптировать к новым  условиям систему менеджмента, сформировать политику кредитования с использованием таких критериев, как степень  риска и рентабельность, а также  нанять и обучить необходимый  персонал.

Осуществлением  коммерциализации преследуется тройная  цель: выведение оперативной деятельности банков из-под влияния общегосударственной  политики, при этом государство оставляет  за собой функции надзора и  управления; приобретение банками экономической  независимости; оказание давления на нерентабельные и слабые государственные предприятия  с целью их санации.

Коммерциализация  означает шаг в направлении рыночной экономики и экономического мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставится задача освободить банки от деятельности не экономического характера, т. е. от выполнения политических установок. Должно быть уменьшено, а затем и полностью ликвидировано  влияние чиновников и идеологов  на кредитную политику, повышена прозрачность деятельности и улучшено управление на высшем уровне.

Информация о работе Банковская система Китая