Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:56, курсовая работа
При этом не нужно пренебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития различны, но, тем не менее, они имеют много и сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешно использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.
- Центральный банк РФ (Банк России),
- Сберегательный банк,
- коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития,
- банки со смешанным
российско-иностранным
- иностранные банки,
филиалы банков-резидентов и
- союзы и ассоциации банков,
- иные кредитные учреждения.
Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построения и управления этой системой. Банковская система России обретает двухуровневое построение. При этом критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации. Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы [7, 167].
Все многообразие коммерческих банков можно классифицировать следующим образом. В составе коммерческих банков можно выделить следующие группы:
- созданные на базе ранее функционировавших специализированных банков;
- «отраслевые банки», сформированные для обслуживания, в основном, отраслевой клиентуры;
- условно называемые «новые» банки, организованные по инициативе различных учредителей.
По видам собственности выделяются государственные, частные банки, кооперативные, смешанные.
В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами и т.д.
По территории деятельности банки делятся на республиканские и региональные (либо земельные - в ФРГ, например), кантональные (в Швейцарии), межрегиональные, местные, национальные, международные, заграничные.
Закон «О банках и банковской деятельности» предполагает также создание муниципальных банков, которые на региональном уровне образуются решением местных властей, а на федеральном уровне - отдельным законом.
По степени независимости различают самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), связанные (участвующие в капитале друг друга) банки.
По наличию филиалов: с филиалами и бесфилиальные.
По степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).
По видам осуществляемых операций различаются:
- собственно депозитные
банки, занимающиеся приемом
- инвестиционные банки
- кроме депозитных операций, они
занимаются размещением
- ипотечные банки -
подобно другим банкам
- сберегательные;
- биржевые;
- универсальные [6, 123].
В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур.
Уменьшение количества банков происходит за счет их скопления в одном городе (г. Москва), и из-за поглощения неустойчивых мелких банков более крупными. Данный процесс можно считать положительным явлением, так как капитал банка увеличивается, а мелкие банки избегают банкротства. Перспективным считается объединение небольших банков одного региона и создание на его базе филиалов. Но в основном причиной уменьшения числа банков является отзыв лицензии у уже работавших банков.
В связи с этим остро стоит проблема обеспечения стабильности банковской системы за счет повышения ликвидности и платежеспособности банков. Платежеспособность коммерческих банков зависит во многом от платежеспособности клиентов банка, так как не возврат ссуды снижает платежеспособность банка. А если неплатежеспособность клиентов приобретает массовый характер из-за общего кризиса неплатежей, то под угрозу ставится стабильность всей банковской системы.
Одной из важных задач сегодня является привлечение банков к долгосрочному кредитованию инвестиций. Для развития этого процесса существуют объективные условия, связанные не только с насущной потребностью реального сектора экономики, но и с изменением ситуации на финансовом рынке, сделавшей невозможными действовавшие до сих пор основные методы зарабатывания денег банками [10, 358].
1.3. Особенности кредитной системы России
В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк - банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет. Он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и др.
Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически «с нуля».
В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).
С точки зрения В. П. Колесова, в целом российские кредитные организации повторяют путь, по которому развивалась кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с конца 40-х - начала 50-х гг.: финансовый капитал в России уже объединяется с промышленным и торговым (например, в форме финансово-промышленных групп), усиливается концентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ [9, 466].
Следует отметить, что банковская система России слабо выполняет свою вторую главную функцию - кредитование. В результате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.
К середине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако августовский кризис 1998 г. нанес «разрушительный удар», прежде всего, по кредитной системе России. За август-декабрь 1998 г. капиталы банковской системы сократились на 30%.
Обострению кризиса способствовали также отток вкладов населения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению кредитной активности.
В результате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличивают капиталы и расширяют клиентуру (см. табл. 3).
Таблица 3
Характеристика деятельности кредитной системы России
Показатели |
По состоянию на | ||
1.04.98 |
1.04.99 | ||
1. |
Количество финансово- |
||
всего |
1641 |
1433 | |
В том числе: | |||
банки |
1616 |
1401 | |
небанковские кредитные организации |
25 |
32 | |
2. |
Количество финансово- |
||
привлечение вкладов населения |
1531 |
1330 | |
осуществление операций в иностранной валюте |
669 |
650 | |
генеральные лицензии |
264 |
255 | |
3. |
Количество финансово- |
146 |
140 |
Из них: |
|||
со 100%-ным иностранным участием |
16 |
19 | |
с иностранным участием от 50 до 100% |
11 |
13 | |
4. |
Зарегистрированный уставный капитал действующих финансово-кредитных институтов, млн руб. |
39 853 |
65 051 |
В том числе: | |||
до 500 тыс. руб. |
165 |
73 | |
от 500 тыс. до 2 млн руб. |
266 |
146 | |
от 2 до 5 млн руб. |
294 |
200 | |
от 5 до 10 млн руб. |
331 |
326 | |
от 10 до 20 млн руб. |
262 |
236 | |
от 20 до 40 млн руб. |
169 |
228 | |
от 40 млн руб. |
154 |
224 | |
5. |
Количество финансово-кредитных институтов, у которых отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности |
905 |
1029 |
6. |
Количество кредитных организаций, по которым принято решение о ликвидации |
737 |
907 |
В сложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуризации банковской системы. В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагается принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 (70%) являются финансово стабильными и они способны работать без государственной поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к «проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 75 млрд. руб.
Главными в процессе финансового оздоровления «проблемных» банков призваны быть меры по реорганизации, а не по проведению процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки от банкротства в 8-10 раз больше, чем при реорганизации. Важным вопросом является структура банковской системы. Целесообразно иметь полный «ассортимент» банков, таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов [15, 103].
Глава 2. Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение, структура и функции
2.1. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк (ЦБ) - государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Он является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета. В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Центральный банк находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Он призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.