Банковские карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:45, дипломная работа

Краткое описание

Настоящая дипломная работа призвана обобщить как исторические корни расчетных систем пластиковых карт, так и их финансовую основу и перспективу развития.

Содержание

Введение



I. Теоретические основы использования пластиковых карт



1.1 История возникновения пластиковых карт



2.1 Виды пластиковых карт



3.1 Мировой опыт использования пластиковых карт



4.1 Российский опыт использования пластиковых карт



II. Операции Сбербанка с пластиковыми карточками



1.2 Виды пластиковых карт Сбербанка



2.2 Операции с пластиковыми картами.



2.3 Особенности расчетов с пластиковыми картами



III. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами



3.1 Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами



3.2 Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт



Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Все о пластиковых картах.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

Доходы, получаемые организацией или банком в системе  банковских карт подразделяются на прямые и косвенные.

Косвенными доходами считаются те, которые получены в  результате опосредованных операций банка, в которых принимает участие (делает свой вклад система банковских карт). Как было сказано выше, денежная наличность держателя банковской карты  используется банками в ресурсной  базе для получения прибыли при  проведении активных операций. Поэтому  задача по расчету косвенных доходов - задача более широкая и не только отдела пластиковых карт, а всего  банка, его конкретного подразделения, производящего совокупный анализ.

Например, для расчета  косвенных доходов, полученных банком от использования остатков средств  на карточных счетах клиентов, используются методы расчета доходности рубля  и иностранной валюты в ходе экономического анализа эффективности работы всего  банка за определенный период. Данные расчеты, как правило, проводятся специалистами  аналитических служб по своим  внутренним методикам. Эти расчеты  определяют, какой доход имел банк на 1 рубль (на один доллар США) за период расчета экономической эффективности  системы. Одновременно, за средства, которые  находятся в банке на карточных  счетах, банк несет процентные расходы  в виде начисленных процентов  на остатки этих средств, которые  также должны учитываться в расчетах. К косвенным доходам могут  относиться различные виды скрытого кредитования, например, при использовании  времени прохождения платежей и  получения слипов, когда клиентом покупка уже сделана, а его  средства в банке еще не списаны. В косвенных расходах, например, должны учитываться объемы отвлечения денежной наличности для заправки банкоматов, которые не участвуют в его ресурсной базе и др. Достаточно часто важное значение для банков имеют расчеты "экономики политических аспектов", когда услуги крупным клиентам по банковским картам предоставляются бесплатно, но при этом скрупулезно и досконально просчитываются другие опосредованные виды доходов банка при работе с этим клиентом.

Прямыедоходы и расходы это те, которые банк получает или платит в виде процента от денежного оборота, комиссии от покупки в магазине, от снятия наличности клиентом через банкомат, за конвертацию валют, платежи за процессинг и т.д. Другими словами, это все те расходы и доходы, которые имеют прямое отношение к системе банковских карт и отражаются на специальных субсчетах доходов и расходов.

Расчет оценочной  величины возможной дополнительной выгоды для банка от использования  остатков средств клиентов в его  ресурсной базе на самом деле относится  к категории одних из самых  сложных экономических задач, связанных  с управлением ресурсами всего  банка, когда приходится учитывать  множество ключевых факторов, позволяющих  получить обоснованную оценку. Как правило, расчеты имеют следующую последовательность;

1. Проводится анализ  среднехронологических или среднестатистических остатков на лицевых, расчетах и текущих счетах организации за определенный период.

Далее, из полученной величины остатков необходимо вычесть  долю остатков на отвлечение средств  в неработающие активы:

2. В фонд обязательных  резервов в Центральный Банк  РФ.

3. В кассу банка. 

4. На корреспондентский  счет банка в ЦБ РФ.

5. На страхование  (хеджирование) банковских рисков.

6. На корсчета  банков-участников клиринга по  межбанковским расчетам, в том  числе, в системе банковских  карт , и другие неработающие активы.

После этого, необходимо учесть накладные расходы банка, которые ложатся на каждый рубль  его ресурсной базы:

7. На обеспечение  резерва под ссудную задолженность  и обесценение ценных бумаг. 

8. На содержание  обеспечивающих служб. 

9. На членские  взносы в Ассоциации и Системы  пластиковых карт, а также в  другие организациях для работы  на финансовых рынках.

10. На не возврат  средств при проведении активных операций.

11. На расходы по  фондам Банка при проведении  различных программ, внедрении новых  технологий, капитальное строительство  и т.д., что также сокращает  его ресурсную базу.  

На следующем этапе  проводится расчет и анализ чистой процентной маржи (СПРЭДА), которая  учитывает накладные расходы  банка, а также проценты, начисляемые  по остаткам на карточных счетах клиентов.

На заключительном этапе рассчитывается прибыль, полученная банком на рубль привлеченных ресурсов от конкретной организации. И, только после  этого, можно приступить к оценке тактики работы с клиентом, но уже учитывая прогноз развития тех рынков, которые могут повлиять на баланс ставок по всему комплексу услуг, предоставляемых данной организации.

Как пример одной  их методик рассмотрим алгоритм первоначальной оценки возврата денежных ресурсов, необходимых  для реализации карточного проекта  в Тверской области.

Тверской банк Сбербанка  России последовательно развивает  систему безналичных расчетов с  использованием пластиковых карточек. На практике были разработаны и опробованы различные технологии. На первом этапе  предвиделось использование карты  с магнитной полосой – фактически планировалось заменить традиционные сберегательные книжки. Эффективность  их применения заключалась преимущественно  в ускорении обслуживания клиентов, отсутствии необходимости сличения подписи на расходном ордере с  имеющимся образцом, обеспечения  для клиента возможности получения  и внесения средств на счет в любом  филиале отделения независимо от места открытия счета. Низкая стоимость  карточек, быстрота изготовления, оперативность  замены, высокая безопасность –  все это, однозначно, получило бы высокую  оценку у клиентов банка.

Однако, внедрение  данной системы наряду с достоинствами, имело и ряд существенных недостатков, например, она не являлась, как таковой, системой расчетов; с использованием данной карточки невозможно получить наличные деньги в банкомате и, самый  главный недостаток – планируемая  автоматизированная система предполагала действовать в рамках отдельных  ОСБ, то есть, даже в пределах одного территориального банка клиент не смог бы получить свои средства в Московском отделении Сбербанка, если счет был  открыт в Лихославльском ОСБ.

В 1996г. с началом  жесткой централизации всех вопросов деятельности в центральном офисе, Сбербанк России начал активный поиск  единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к применению во всех своих территориальный подразделениях, в том числе и в Тверском банке. Именно к этому периоду  относится начало разработки и развития в Тверском банке системы карточных  расчетов на основе ЧИП-технологий.

За два неполных года Тверской Сбербанк эмитировал до 35 000 карточек, причем, все первоначальные капитальные вложения в карточный  проект окупились спустя 9 месяцев  после начала инвестиций. Экономический  эффект от внедрения системы пластиковых  карт на конец 2002г. составил порядка 7 991,5 тыс руб.

С самого начала Тверской банк СБ РФ не ставил своей целью накопление средств на карт-счетах населения. Внедрить систему безналичных расчетов в регионе – вот основная цель нашего карточного проекта, исходя из которой и по сей день строится маркетинговая политика банка, предусматривающая в перспективе скидки на любой расчет пластиковой картой.  

Очень привлекательным  является и то, что на остатки  денежных средств на карт-счетах (независимо от того, где находятся деньги – на счете или карточке) начисляются ежедневные проценты с ежемесячной капитализацией,и нет никаких ограничений в сроках использования “электронных денег” - limit дневного расходования с карточки очень высок: до 15 млн. руб. на сегодняшний день (минимум вообще не ограничен). То есть, та же категория населения, которая имеет возможность “хранить” деньги, может открыть в банке вклад до востребования с повышенным процентом; причем, депозиты, валютные счета и международные карты Тверской Сбербанк предоставляет только владельцам рублевых пластиковых карт.

В настоящее время  владелец пластиковой карты Тверского  банка СБ РФ платит деньги банку только один раз – во время открытия карт-счета и приобретения самой карты (иногда еще при замене в случае потери или кражи) – рублевый эквивалент – ~$ 3,3. Годовое обслуживание карты, все операции по карт-счету производятся банком для владельцев пластиковых карт АС “Сберкарт” бесплатно, это при том, что банк даже не устанавливает минимальный остаток на счете[22]!

Таким образом, данная методика первоначальной оценки возврата денежных ресурсов для реализации карточных  проектов и программ, внедренная Тверским банком СБ РФ, служит аналитическим инструментом, позволяющим постоянно отслеживать ход развития освоения банком рынка карточных продуктов в зависимости от изменяющейся обстановки, а также, инструментом оценки состояния, уровня и доли банков - конкурентов на каждом направлении рынка карточных продуктов.

Опыт Тверского  Сбербанка наглядно убеждает, что  любой банк России может добиться больших результатов в карточном  бизнесе. Необходимо только на первом этапе внедрения системы безналичных  расчетов создать наиболее выгодные условия для потенциальных владельцев пластиковых карт и установить наиболее простые правила “игры”. Люди не любят, когда меняются эти правила, следовательно стабильность действий банка – залог успеха карточного бизнеса.

Необходимо добавить, что в настоящее время Тверским Банком СБ РФ эмитируются карты международных платежных систем “Visa International” “Europay International”, по которым можно получить наличные как в рублях, так и в иностранной валюте:

- “Visa”, “Visa Electron”,  “Visa Bussiness”, “Visa Gold”;

- “EC/MC Mass”, “EC/MC Bussiness”, “EC/MC Gold”;

- “Сбербанк –  Cirrus/Maestro”.  

III. Анализ работы  Сбербанка с пластиковыми  картами. 

3.1 Анализ организации  работы с пластиковыми карточками  в Тверском СБ РФ.

Активное развитие бизнеса пластиковых карт привело  к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика. В  последнее время наряду с потребительским  экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2004 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза.

В обращении появились  не только традиционные продукты на основе карт Classic/Mass или Gold с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Viza Electron Instant или MasterCard Electronic, которые ориентированы на массового потребителя.

Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых  карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно прогнозировать. Издержки обслуживания карточных счетов достаточно низкие вследствие высокой степени автоматизации. Довольно существенны для банков и комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также эквайринговые поступления. С распространением кредитных карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в свою очередь означает, что банки заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.

Крупнейшим банком нашей страны является Сбербанк России. Его деятельность служит примерным  ориентиром для всех прочих российских коммерческих банков.

Доля Сбербанка  России на рынке банковских карт остается стабильной и по результатам работы составляет более 30% по таким основным показателям, как количество обслуживаемых  карт и обороты по ним. Доля Сбербанка  России от общей суммы расчетов в  российской торговой эквайринговой сети снизилась с 7,4 до 6,7 %.

Общее число выпущенных карт увеличилось за первый квартал 2005 года на 7,6% и превысило 9,8 млн. штук. При этом Сбербанк России обеспечил  рост эмиссии карт адекватный общему росту российского рынка банковских карт.

Количество карт международных платежных систем возросло за 2004 год на 0,6 млн. карт или 52% (за 2003год – 2,15 млн. карт) и достигло 6,3 млн. карт (рис.3.1):  

Рис. 3.1. Динамика темпов роста международных платёжных  систем  

 

В качестве одной  из задач бизнес-плана на 2003 год  по эмиссии карт ставилась задача структурной перестройки пакета эмиссии карт в территориальных  банках за счет увеличения доли международных  банковских карт в общем объеме эмиссии  карт банка с 47,9% до 53,2%, за счет сокращения доли карт СБЕРКАРТ и доли карт локальных  платежных систем. В целом по банку указанная доля увеличилась за год на 6,8% до 54,7%.

За 2003 г. выросли остатки  денежных средств физических лиц  на счетах банковских карт Сбербанка  России, достигнув на 01.01.2004 г. 14,7 млрд.руб. и 133,3 млн. долларов США (на 01.01.2003г. соответственно 8,44 млрд. рублей и 98,4 млн. долларов США). Прирост за год составил соответственно 74% и 35%, что обеспечило увеличение доли средств, привлеченных на счета банковских карт, в общем объеме привлеченных от физических лиц средств[23] с 2,33% до 2,74%.  

Распространению всех видов карт способствовало дальнейшее развитие инфраструктуры их обслуживания.

Большое внимание в  отчетном периоде уделялось проблеме создания универсальной сети обслуживания банковских карт. Так 148%-й рост количества банкоматов, обслуживающих карты  международных платежных систем, обусловлен, в первую очередь, тем, что  банки активно внедряли программное  решение для банкоматов, которое  позволяет на одном устройстве обслуживать  карты международных платежных  систем и микропроцессорные карты  СБЕРКАРТ.

Увеличение количества пунктов выдачи наличных и установка  банкоматов во всех основных промышленных центрах России способствовало росту  объема операций в них по международным  картам, выпущенным сторонними эмитентами, и картам Сбербанка России, выпущенным в других ТБ. Объем снятия наличных денежных средств в других ТБ по картам Сбербанка составил 11,9 млрд.руб. (за 2003 год - 8,6 млрд. руб.), в том числе по картам СБЕРКАРТ и международным картам 8,35 млрд. руб. и 3,56 млрд. руб. соответственно. Объем выдачи наличных средств по международным картам, выпущенным сторонними эмитентами, за отчетный период превысил 4,79 млрд. рублей (за 2003 год – 2,3 млрд. руб.).  

Информация о работе Банковские карты