Банковский маркетинг на примере КБ «Банк ВТБ» (ОАО)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение банковского маркетинга, на примере одного из ведущих коммерческих банков — КБ «Банк ВТБ» с выявлением перспектив совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятия банковского маркетинга и основные его составляющие;
• определить основные маркетинговые стратегий, применяющиеся в коммерческих банках;
• сформулировать системы планирования, а также способы развития банковских продуктов;
• рассмотреть службы маркетинга в контроллинга;
• рассмотреть банковский маркетинг на примере КБ «Банк ВТБ»;
• изучить основные направления маркетинга в КБ «Банк ВТБ»;
• выявить стратегические направления и перспективы развития КБ «Банк ВТБ».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Теория банковского маркетинга……...........................................................5
1.1. Сущность, цели и задачи банковского маркетинга……………….……5
1.2. Стратегия банковского маркетинга………………………………..…...9
1.3. Планирование и способы развития банковских продуктов……….…10
1.4. Служба маркетинга и контроллинга в банке…………………….……13
Глава 2. Банковский маркетинг в КБ "Банк ВТБ" (ОАО)………………..……..19
2.1. Характеристика КБ "Банк ВТБ"………………………………………..19
2.2. Основные направления маркетинговой политики в КБ "Банк ВТБ....22
2.3. Анализ продуктов и услуг, предлагаемых банком….…………….......25
2.4. Анализ маркетинговой деятельности банка……………………….….27
Заключение………………………………………………………………….………29
Список использованных источников и литературы…………..………….………33
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 122.76 Кб (Скачать файл)

 

2.3.Анализ продуктов и услуг, предлагаемых банком

 

В 2009 году банк проводил консервативную политику в части кредитования, направленную на снижение рисков при кредитовании клиентов. В отчетном году банком предоставлено населению свыше 4100 кредитов на общую сумму, превышающую 1 млрд. 400 миллионов рублей.

При этом кредитный портфель вырос на 11,8 % и на 01.01.2009 года достиг уровня 2 миллиарда 146 миллионов рублей, что является свидетельством высокой  ликвидности активов в секторе  кредитования физических лиц банка.

На сегодняшний день число  данной группы заемщиков банка превысило 18 тысяч человек (таблица 1.3.).

Заботясь об удобстве клиентов, банк предоставил возможность подавать заявки на кредит через кредит по телефону, либо через официальный сайт банка; данная сервис-функция стала достаточно популярной среди клиентов банка, несмотря на короткий срок ее работы.

Таблица 1.3.

Кредиты выданные физическим лицам (тыс. руб)

Виды  кредитования

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Жилищные  кредиты

391 416

775 345

1 015 580

Потребительские кредиты

291 819

723 170

798 341

Автокредиты

194 209

235 386

211 644

Кредитные карты

118 662

152 014

118 623

Овердрафт

2 115

1 663

1 885


 

В течение 2009 года существовал  преимущественный спрос со стороны  заемщиков на потребительские и  жилищные кредиты. Также большой  популярностью у населения пользовались автокредиты и кредитные карты. Портфель жилищных кредитов банка на 01.01.09 составил 1 480,1 млн. рублей, а общий объем выданных ипотечных кредитов с начала деятельности банка – 2 920,0 млн. рублей

Жилищные кредиты предоставлялись  как на приобретение готового жилья, так и на финансирование строительства  квартир в многоквартирных жилых  домах.

 

Таблица 1.4.

Объем кредитного портфеля в 2009 г. (тыс. руб.)

Отчетная  дата

 Объем  кредитного портфеля

Динамика  роста

01.01.2009

1 923 981

0,3%

01.04.2009

1 983 090

3,1%

01.01.2009

2 029 845

2,4%

01.10.2009

2 146 073

5,7%


 

Таким образом, по данным таблицы 1.4. можно сделать вывод о том, что объем кредитного портфеля за 2009 год возрос на 5,7%. Наибольший рост портфеля пришелся на конец 2009 года.

Для оценки качества кредитного портфеля используют коэффициенты покрытия, таблица 1.5.

Таблица 1.5.

Оценка качества кредитного портфеля ОАО «ВТБ» (тыс. руб.)

Показатели

2009

2010

2011

Объем кредитного портфеля

1753392

1918978

2146073

Объем просроченной задолженности

18390

19845

20672

Коэффициент покрытия

0,28

0,25

0,24


 

В таблице 1.5. представлена оценка качества кредитного портфеля, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что несмотря на возросший объем кредитов быстрыми темпами сокращается количество не возвратов по кредиту. В первую очередь это связано с четкой политикой в области оценки кредитоспособности ссудозаемщиков, а так же продуманной работе по возврату просроченных ссуд.

 

2.4. Анализ маркетинговой деятельности банка

 

Банк «ВТБ»  по объему выдаваемых потребительских  кредитов занимает одно из лидирующих мест в России. Как показывает финансовый анализ, за первые 10 месяцев 2011 года объем  выданных населению ссуд превысил сумму  в 4200 млрд.руб. Рассматривая более подробную статистику, характеризующую деятельность «ВТБ» в сфере кредитования населения, можно отметить следующее:

  • В течении года, Банк постоянно наращивал объем выдаваемых ссуд;
  • Небольшой спад был отмечен только в феврале 2011г. Если в январе объем кредитов, выданных физическим лицам составил 382,85 млрд.руб, то в феврале снизился до 381,26 млрд. Как видно, уменьшение не превысило даже 0,5% ,а, тем более, что февраль является самым коротким месяцем в году.

Доля потребительских  кредитов в кредитном портфеле «ВТБ» колеблется в районе 40-43%.

Таблица 1.6.

Основные показатели, характеризующие  деятельность банка (млн. руб.)

Месяц

Объем выданных потреб. Кредитов (млн. руб)

Темп  роста

Просрочка по потреб. Кредитам (млн. руб)

% просрочки

январь

382 851

 

20 989

5,48%

февраль

381 258

-0,42%

21 993

5,77%

март

388 269

1,84%

22 859

5,89%

апрель

396 306

2,07%

23 264

5,87%

май

410 332

3,54%

23 444

5,71%

июнь

425 067

3,59%

24 085

5,67%

июль

441 989

3,98%

24 542

5,55%

август

458 377

3,71%

25 043

5,46%

сентябрь

474 719

3,57%

25 843

5,44%

октябрь

493 140

3,88%

27 338

5,54%

ИТОГО

4 252 308

     

 

Как видно  из приведенной выше таблицы, ежемесячный  прирост выдаваемых Банком потребительских  кредитов колебался от 1,8 до 4%.

Причем, в  первом квартале динамика была самой низкой. Что же касается статистики по просроченным кредитам, то здесь можно отметить следующую закономерность: с увеличением количества выдаваемых потребительских ссуд абсолютные показатели просрочки так же увеличиваются, при этом, её доля остается примерно на одном и том же уровне,не превышающем 6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Основная идея маркетингового подхода к производству банковских продуктов состоит в том, что  маркетинговые службы банка вначале  изучают рынок предполагаемых к  выпуску продуктов, процентные ставки, цены на них, типы клиентов-покупателей, конкурентов, предлагающих аналогичные  продукты, а затем организовывают их производство и реализацию.

Основные принципы банковского  маркетинга:

    • Организовывать производство и реализацию не тех банковских продуктов, которые сможет осуществить банк, а таких продуктов, на которые есть покупатель, клиент.
    • Организация и проведение маркетинга оправданны тогда, когда конечным результатом является увеличение прибыли банка.

Система маркетинговых планов должна быть непрерывной по времени  и состоять по типу «одна в другой», как комплекс матрешек. Например, пятилетний план маркетинга разбивается на пять годовых планов, годовые планы - на четыре квартальных, а квартальные  планы - по три месячных плана.

Маркетинговые планы банка  должны быть комплексными по видам  банковских продуктов, клиентской базы и финансовым рынкам.

Разработка нескольких вариантов  стратегических, тактических и особенно оперативных планов маркетинга (оптимистических, нормальных и пессимистических вариантов).

В банковском предпринимательстве  могут применяться следующие  концепции маркетинга:

    • Производственная или концепция совершенствования банковских технологий.
    • Продуктовая, то есть концепция совершенствования банковских услуг.
    • Торговая концепция или концепция интенсификации коммерческих усилий.
    • Традиционная маркетинговая концепция.
    • Концепция социально-этического маркетинга.

Маркетинговая служба –  административно-управленческое подразделение  организации, выполняющее полный или  ограниченный набор маркетинговых  функций.

Основные задачи службы маркетинга в банке:

    • Анализ окружающего рыночного пространства с его сегментированием и определением своих стратегических зон деятельности (СЗД) (городов, регионов, стран), где возможны открытия своих дочерних структур, филиалов, представительств и т. д.
    • Анализ спроса клиентов по СЗД относительно видов банковских продуктов, их количества, качества и цен.
    • Анализ и разработка портфеля банковских продуктов по номенклатурным, ассортиментным, доходным позициям.
    • Определение стратегических, хозяйственных центров (СХЦ) банка, которые ответственны по закрепленными за ними СЗД.
    • Разработка схем каналов покупки депозитных ресурсов, а также размещения активов банка.
    • Разработка гибкой стратегии и тактики ценовых, процентных сеток по СЗД, клиентам, продуктам с учетом точек безубыточности.
    • Анализ действующих банков-конкурентов, особенно предоставляющих аналогичные виды продуктов в тех же СЗД, и разработка мероприятий по их нейтрализации.
    • Обеспечение социальной ответственности перед клиентами за принятые банком их депозитные вклады.
    • Разработка, реализация многовариантных, непрерывных, комплексно сбалансированных стратегических и тактических планов маркетинга.
    • Организация непрерывного обратного сбора информации, контроля на основе сравнительного анализа фактических показателей с плановыми показателями и быстрая их адаптация в связи с изменяющимися условиями рыночных ситуаций.

Маркетинговые службы банка  собирают информацию о потребителях банковских услуг на рынке действия банка, о клиентах банка, об удовлетворении их интересов структурами банка  и его сотрудниками, осуществляющих непосредственный контакт с клиентом, и о путях и средствах продвижения  услуг и имиджа банка и его  эффективности.

Банк  ВТБ – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг и специализирующийся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

На сегодняшний  день Банк существенно модернизировал условия предоставления ипотечных  кредитов и оптимизировал технологию ипотечного кредитования.

Банк ВТБ уделяет постоянное внимание развитию банковских технологий – обеспечению методического единства организации и проведения работ по созданию, внедрению и развитию технологических процессов и процедур с целью обеспечения эффективного выполнения банковских операций, снижения рисков и совершенствования качества обслуживания клиентов.

ВТБ стремится  соответствовать ожиданиям своих  клиентов. Для этого он создаёт  максимально простые процедуры  выполнения операций и удобный график работы офисов. Идеология Банка предусматривает  территориальную близость, простоту процедур обслуживания, привлекательность предлагаемых продуктов и услуг, доступ к новейшим банковским технологиям.

Анализ  деятельности ВТБ позволяет разработать следующие предложения:

1. На  регулярной основе проводить  анализ потенциальной и имеющейся  клиентской базы.

2. Разработать систему сбора и анализа информации об услугах, предоставляемых банками-конкурентами.

3. Проводить диагностику финансового состояния предприятий районов, не использующих кредитные услуги банка.

4. Повышать  качество банковского сервиса  и скорость операционного обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Банковский маркетинг на примере КБ «Банк ВТБ» (ОАО)»