Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение механизма функционирования системы безналичных расчетов в Республики Беларусь.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
изучить научную литературу по данному вопросу;
изучение сущности, принципов, условий проведения безналичных расчетов;
исследовать каждую форму безналичного расчета, применяемого в банках Республики Беларусь;
выявить преимущества и недостатки каждой из форм безналичных расчетов.

Содержание

Введение………………………………………….…………………………..…….3
1. Понятие безналичных расчетов, особенности, принципы и условия их проведения ………………………………………………………………………....5
1.1. Понятие безналичных расчетов, особенности и принципы ……..….….5
1.2. Условия проведения безналичных расчетов ….…….…...………..…..…7
2. Основные формы безналичных расчетов Республики Беларусь, а также их преимущество и недостатки ….……………………………………………….…10
2.1. Безналичные расчеты платежными поручениями …..………………...10
2.2. Безналичные расчеты платежными требованиями …………………….12
2.3 Безналичный расчет аккредитивами………………………………....…..15
2.4 Безналичный расчет чеками………………………………………..….….18
2.5 Безналичный расчет банковскими пластиковыми карточками…..….…20
Заключение………………………………………..……………………………....25
Список использованных источников……………………………………............27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ (моя).docx

— 89.51 Кб (Скачать файл)

В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем  средств договором может быть предусмотрена оплата требований в  день их поступления в банк плательщика.

Для этого плательщик должен представить в обслуживающий  его банк заявления на предварительный акцепт (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). В заявлении должны быть указаны список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика, номера и даты заключения договоров. Заявление заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Заявления, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись: «Предварительный акцепт». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.

Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются в день поступления в банк. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта.

Банки не рассматривают споры  между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

3. Данная форма расчета  осуществляется через систему  инкассо[12,с.66].

Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению  своего клиента – получателя средств  и на основании составленного  им (получателем) расчетного документа  получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика  и зачисляет ее в установленном  порядке на счет получателя.

Ответственный исполнитель  банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:

  • наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
  • наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
  • при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
  • соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
  • правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются  из реестра с исправлением его  итогов и возвращаются представившему их предприятию.

При осуществлении списания средств со счета плательщика  без его согласия бенефициаром-взыскателем  оформляется платежное требование с записью "Без акцепта" в верхней части расчетного документа (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). Как и в случае с акцептной формой инкассо, платежное требование представляется в банк, обслуживающий взыскателя (не плательщика). Функции банков при данной форме инкассо усложняются: требования проверяются ими как на предмет правильности их оформления, так и на предмет правомерности их выставления:

1) наличие приложенного  к платежное требование подлинного исполнительного документа (его дубликата), являющегося таковым в соответствии с законодательными актами;

2) предъявление исполнительного  документа в пределах установленных  сроков давности его предъявления  к исполнению;

3) непревышение суммы  платежное требование суммы, подлежащей уплате по исполнительному документу;

4) соответствие сведений, указанных в требовании, данным  исполнительного документа.

Перечень исполнительных документов приведен в ст. 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь и ст. 462 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Исполнительными документами, в частности, являются:

  • приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании их решений, определений, постановлений;
  • исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений общих судов (судей), мировых соглашений, утвержденных общим судом;
  • определения о судебном приказе;
  • постановления судебных исполнителей и судебных приставов;
  • решения третейских судов Республики Беларусь;
  • решения иностранных и международных арбитражных (третейских) судов;
  • исполнительные надписи нотариальных учреждений;
  • постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (экономических, финансовых) взысканий;
  • другие акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению хозяйственными или общими судами.

У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и  недостатки.

Преимущества заключаются  в том, что система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика, а так же отгрузка может осуществляться без предварительной оплаты.

Недостаток - возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности [12,с.68].

 

 

2.3. Безналичный расчет аккредитивами

 

 

Аккредитив является одним  из инструментов безналичных расчетов. Таким образом, в первую очередь, аккредитив выполняет функцию средства платежа. Вместе с тем, в отличие  от других форм безналичных расчетов, аккредитив является также инструментом обеспечения исполнения обязательств сторон торговой сделки. Сочетание  данных функций позволяет минимизировать риски, связанных с реализацией  торговой сделки, и сбалансировать интересы её участников.

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива[14,с.20].

 

                                                     2


                                                     6    


                                                     7                                                 


            3       5         9                                                 8          1


            3       5         9                                                  8         1

 

 


                                                           4


 

 

Рис.2.3 Схема расчетов аккредитивами

 

Документооборот при расчетах аккредитивами:

Открытие аккредитива:

  1. предоставление заявления на открытие аккредитива;
  2. открытие аккредитива банком-эмитентом и направление его бенефициару через авизующий банк; перечисление средств на счет специального режима;
  3. отсылка бенефициару извещения об открытии аккредитива с приложением экземпляра аккредитива для проверки его соответствия условиям основного договора;

Расчет с использованием аккредитива:

  1. отгрузка товара плательщику;
  2. оформление и предоставление документов, предусмотренных условиями аккредитива;
  3. проверка соответствия документов условиям аккредитива и пересылка их в банк-эмитент;
  4. проверка по внешним признакам соответствия документов условиям аккредитива и перечисление денежных средств в пользу бенефициара;
  5. выдача оплаченных документов приказодателю;
  6. зачисление средств на счете бенефициара и извещение его об оплате[6,с.96].

Могут открываться следующие  виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».

При установлении между банками  покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Открытие аккредитива  производится за счет собственных средств  приказодателя или за счет кредита  банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие

аккредитива за счет собственных  средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для  расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент  заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление  должно быть заверено подписями лиц  и оттиском печати приказодателя  согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

  • вид аккредитива;
  • наименование приказодателя;
  • наименование и место нахождение банка-эмитента;
  • наименование бенефициара;
  • наименование и место нахождение банка-бенефициара;
  • сумма аккредитива;
  • номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
  • срок действия аккредитива;
  • порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
  • если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
  • срок представления документов в банк бенефициара;
  • наименование товара;
  • дата отгрузки товара.

Допускается включение в  заявление об открытии аккредитива  других необходимых условий. Условия  аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель  банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале  с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка, срока действия аккредитива.

На всех экземплярах принятого  к исполнению заявления об открытии аккредитива ответственный исполнитель  проставляет регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем  и четвертом экземплярах –  штамп банка.

Первый экземпляр заявления  служит основанием для списания средств  со счета плательщика, и после  совершения операции помещается в документы  для банка-эмитента. Второй экземпляр  заявления помещается в картотеку  к внебалансовому счету «Покрытые  аккредитивы к оплате» для  последующего контроля за соблюдением  срока и исполнением условий  аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения  бенефициара об открытии аккредитива  в его пользу. Четвертый экземпляр  аккредитива возвращается приказодателю  в подтверждение приема аккредитива  к исполнению[17,с.20].

Информация о работе Безналичные расчеты