Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является на основе изучения теории и существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, выявить складывающиеся тенденции и проблемы, определить возможные направления его совершенствования с целью повы-шения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
При написании дипломной работы были поставлены следующие зада-чи:
1)Рассмотреть теоретические основы организации безналичных расчетов;
2)Рассмотреть формы безналичных расчетов;
3)Выявить проблемы и перспективы развития безналичной системы расчетов на примере пластиковых карт;
4)Совершенствование безналичных расчетов на современном этапе на примере ОАО «Московского индустриального банка».

Содержание

Введение 7
Глава 1. Безналичные расчёты: принципы организации 10
1.1. Понятие и основы организации безналичных расчетов 10
1.2. Принципы организации безналичных расчётов 18
1.3.Формы и инструменты, используемые в расчетах в РФ 24
1.4. Нормативно-правовая база организации безналичных расчетов в РФ 27
Глава 2. Оценка деятельности ОАО «Московского индустриального банка» 32
2.1. Краткая характеристика ОАО «Московского индустриального банка» 32
2.2. Основные финансовые показатели деятельности ОАО «Московского индустриального банка» 36
2.3. SWOT анализ ОАО «Московского индустриального банка» 42
2.4. Анализ банковских рисков на примере ОАО «Московского индустриального банка» 45
Глава 3. Анализ и оценка системы безналичных расчетов на примере пластиковых карт 50
3.1. Понятие и классификация пластиковых карт 50
3.2. Анализ применения пластиковых карт в России и за рубежом 58
3.2.1. Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт в России 58
3.2.2. Развитие системы пластиковых карт в зарубежной практике 66
Глава 4. Совершенствование системы пластиковых карточек на примере ОАО «Московского индустриального банка»68
Выводы и предложения 80
Список литературы 83

Вложенные файлы: 1 файл

готовый диплом безнал.doc

— 856.50 Кб (Скачать файл)

Риск ликвидности

Банк в течение 2011 года выполнял обязательные нормативы ликвидности, установленные Банком России, удовлетворял требованиям к участникам системы страхования вкладов по группе показателей оценки ликвидности. Осуществлялась диверсификация источников привлекаемых денежных средств.

На ежедневной основе проводилась оценка величины риска платежеспособности, основанная на расчете возможного недостатка высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед клиентами и оценке возможности привлечения денежных средств. Просроченных обязательств Банк не имел.

Рыночные риски.

Минимизация рыночного риска достигалась оптимизацией торгового портфеля Банка, в который в течение отчетного периода в основном входили государственные облигации Российской Федерации, облигации органов власти субъектов Российской Федерации и органов местной власти, а также еврооблигации, эмитентами которых являются крупнейшие российские компании. Проводился ежедневный расчет величин возможных потерь Банка для финансовых инструментов, подверженных рыночному риску, и осуществлялся контроль выполнения лимитов на уровень принимаемого риска, установленных Комитетом по рискам, лимитам и процентным ставкам.

Страновой риск.

Стабильная политическая ситуация в стране, меры, предпринимаемые Правительством и Банком России, позволяют оценить величину странового риска как низкую. Свою внешнеэкономическую деятельность Банк осуществлял через корреспондентские счета в зарубежных банках, проводил обслуживание экспортно-импортных контрактов и расчеты с клиентами. Основной объем операций с иностранными контрагентами приходился на операции с банками, являющимися резидентами стран ОЭСР.

В Банке разработана и утверждена Комплексная система мер по обеспечению непрерывности и/или восстановлению финансово-хозяйственной деятельности в случаях непредвиденных обстоятельств.

Риск процентной ставки

Контроль риска процентной ставки осуществлялся на основе вариантных расчетов прогнозируемых процентных доходов и расходов по специально разработанной модели во временных интервалах до одного года для различных сценариев изменения ставок привлечения и размещения. В течение года Банк России осуществлял достаточно жесткую регулятивную политику с целью снижения ставок по привлеченным средствам. Процентная маржа Банка, с учетом динамики доходности и стоимости ресурсов, снизилась за 2011 год с 7,41% до 5,59%.

Комитет по рискам, лимитам и процентным ставкам устанавливал размеры максимальных ставок привлечения денежных средств, максимальные сроки привлечения и лимиты вложений в различные финансовые инструменты, что позволяло перераспределять денежные средства между сегментами финансового рынка.

Налогообложение операций Банка

Устанавливая налоговые права и обязанности, государство вовлекает различных субъектов в механизм налогообложения, предопределяя возможность и необходимость их фактического взаимодействия в рамках возникающих при этом отношений. В правоотношении такое взаимодействие осуществляется в соответствии с принадлежащими участникам субъективными правами и обязанностями.

Определение роли Банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие от небанковских кредитных организаций) исходит из того, что банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют Банку выступать налогоплательщиком и налоговым агентом.

Основной обязанностью Банка по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Кроме того, одной из важнейших обязанностей Банка в налоговой сфере является учет налогоплательщиков.

Таким образом, в НК РФ закрепляется правовой подход, согласно которому уплата налога должна проходить строго в соответствии с бюджетным законодательством. Нарушение Банком этого порядка влечет применение к нему мер налоговой ответственности. Статус Банка по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям Банка в сфере налоговых правоотношений. Кроме того, Банк в рамках налоговых отношений обладает и правами, такими как право защиты своих интересов, право возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов и др. По состоянию на 1 января 2011 года руководство ОАО «МИнБ» считает, что понимание Банком соответствующего законодательства адекватно, и что действия Банка с точки зрения налогового законодательства в случае их рассмотрения соответствующими государственными органами будут признаны правильными.

Глава 3. Анализ и оценка системы безналичных расчетов на примере пластиковых карт

3.1. Понятие и классификация пластиковых карт

Пластиковая карточка - это  обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. Пластиковые карточки являются важнейшим элементом, так называемой "технической революции" в банковском деле. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карточки в платежном обороте.

Важнейшей особенностью всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карта может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением и т.д.[9]

Пластиковая карточка, как средство безналичных расчетов впервые появилась в США на рубеже 50-х годов. Мало кто в это время представлял себе, что она произведет настоящую революцию в банковском деле. Однако в настоящее время это совершенно очевидно. Сегодня уже более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте. Именно они в большинстве случаев выступают ключевым элементом электронных банковских систем. Пластиковые карты уверенно занимают передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. [10]

Операции с  пластиковыми карточками открыли новые  перспективы финансового обслуживания клиентов и соответственно расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам, увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа и др.

В нашу страну первые кредитные  карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически любая операция, связанная с валютой, работа с карточками была строго регламентирована и находилась под бдительным наблюдением. В пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах.

Наиболее распространенными  карточками в мире являются карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercard, American Express. Карточка - это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг карточки также используются для получения наличных в банке или банкомате

Пластиковые карточки очень  разнообразны. Их различают по носителям информации (магнитная полоса или микросхема), возможности совершать определенные операции, не прибегая к услугам банка.

Пластиковые карты в  банковских приложениях должны изготавливаться и обрабатываться в соответствии с международными стандартами ISO (International Standardization Organization). [43]

Эти стандарты регламентируют:

- геометрические размеры  карты; 

- положение магнитной  полосы и микросхемы;

- структуру информации на магнитной полосе;

- возможные положения  выдавленных при эмбоссировании  символов;

- протоколы обмена  данными с микропроцессорными  картами. 

В зависимости от общего назначения карты делятся на: идентификационные; информационные; для проведения финансовых операций (расчетов). В принципе, это разделение не является взаимоисключающим.

Например, предприятие  может выдать своему сотруднику карту, которая будет совмещать в себе:

  • пропуск, разрешающий проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);
  • на ней может быть записана в кодированном виде важная информация о держателе карты, например, "история болезни" (информационная функция);
  • она может использоваться для расчетов в столовой и магазинах, расположенных на территории данного предприятия (расчетная функция).

Тенденция объединения  многих функций в одной пластиковой  карте является весьма перспективной, поскольку такая многофункциональная  карта выгодна как клиенту, так  эмитенту и подобные системы на основе многофункциональных карт уже успешно внедряются как за рубежом, так и в России.

Рассмотрим подробнее  третий вид пластиковых карт, то есть карты для проведения финансовых операций.

С точки зрения механизма  расчетов выделяются:

- двусторонние;

- многосторонние системы. 

Карты двусторонних систем возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов. Такие карты выпускают коммерческие предприятия для расчетов в торговой или сервисной сети данного предприятия ( например универмаги, бензоколонки). [11]

В отличие от этого карты многосторонних систем, которые эмитируют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например American Express), предоставляют их держателям возможность покупать товары в кредит в предприятиях торговли и сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Карты многосторонних систем позволяют также получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

В зависимости от условий расчетов между эмитентом карты и ее держателем или иначе, от платежной схемы, применяемой при расчетах между участниками многосторонних соглашений пластиковые карты так же можно разделить на три большие группы:

- кредитные; 

- платежные; 

- дебетовые (расчетные).

"Карты-аккредитивы"  или "Кредитные карты" (credit card) - используются для оплаты различных видов товаров и услуг за счет кредита, предоставляемого клиенту банком, либо специализированной финансовой компанией, а также для получения кредита в наличноденежной форме. Кредитная схема предусматривает нулевой исходный остаток на карточном счете. Все операции с картой записываются на кредит, который держатель должен погасить на определенных условиях. [12]

Кредитные карты предназначены  преимущественно для возобновляемого кредита в розничной торговле. Они не приспособлены для покупки дорогостоящих предметов. Поэтому большинство банков устанавливают предельную сумму покупки в магазине, который иногда именуют лимитом покупки. Лимит может изменяться в зависимости от типа магазина, его расположения, а так же от вида приобретенных товаров и услуг. Обычный лимит для магазина составляет 50 - 100 долларов, но при покупке, например, авиационных билетов он может составить 500 долларов. [13]

Таким образом, кредитные карты позволяют держателю банковской карты осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплаты товаров и услуг или получения наличных денежных средств.

Некоторые специалисты выделяют в особую категорию "Платежные карты". В отличие от "классических" кредитных карт, получение кредита по платежным картам ограничено одним месяцем. Фактически работает схема, которая предполагает оплату всей суммы произведенных за месяц расходов в течение определенного периода после получения выписки банка без права продления кредита. На период между совершением покупок и оплатой клиент получает бесплатный кредит, а в случае задержки оплаты обязан выплачивать штрафные проценты.

Существует  еще много признаков, по которым можно классифицировать карты:

1. По материалу,  из которого они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее  время практически повсеместное распространение получили пластиковые  карточки. Однако для идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки.

Информация о работе Безналичные расчеты