Бюджетная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны в их взаимодействии. Целостность бюджетной системы обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов правительства, закрепленным в юридических нормах. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем.
Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджета иных уровней государственной власти. На государственный бюджет возлагаются функции обороны, управления народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ, почта, связь, железные дороги, денежное обращение и др. Растет роль центрального бюджета в развитии образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, в перераспределении национального дохода и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

byudzhetnaya_sistema_RB_lena.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны  с его доходами. Эта взаимосвязь  выражается в количественном соответствии расходов доходами, а так же в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою  очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов, и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали  бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут  оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом.

Происходит некоторое  снижение удельного веса расходов на народное хозяйство в связи с расширением самостоятельности объектов хозяйствования, самофинансирования их затрат. Бюджет Республики Беларусь остался источником финансирования капитальных вложений объектов только общегосударственных инвестиционных и природоохранных программ. Помощь отдельным предприятиям, хозяйствам для выравнивания экономических условий развития осуществляется в виде субвенций, льготных кредитов и др. За счет либерализации цен на все товары, упорядочения тарифов на услуги эти расходы имеют устойчивую тенденцию к сокращению.

Для бюджетов стало характерным  резервирование части финансовых ресурсов в специальных фондах (резерв Президента, стабилизации экономики и др.), позволяющих  финансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить диспропорцию в  экономике и снять социальную напряженность в обществе. Одновременно растут расходы на непроизводительные цели: управление, армию, правоохранительные органы, обслуживание государственного долга, содержание дипломатических учреждений, взносы по квотам для проведения совместных мероприятий в мировом сообществе и т.п. На эти цели расходуется  ежегодно около 1/5 всех бюджетных ассигнований.

Расходы государственного бюджета служат удовлетворению общегосударственных  потребностей.

2 роль  государственного бюджета в развитии  экономики республики бедарусь

2.1 Республиканский бюджет  – центральное звено бюджетной  системы Республики Беларусь

Центральным звеном бюджетной  системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует  более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский  бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и  г. Минском для выравнивания уровней  их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как независимого суверенного государства.

В Республике Беларусь из республиканского бюджета финансируются:

- капитальные вложения  по объектам, относящимся к республиканской собственности;

- природоохранные мероприятия,  осуществляемые в соответствии  с общереспубликанскими программами; 

- мероприятия по ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС;

- общереспубликанские программы  по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения;

- другие общереспубликанские целевые  программы;

- затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

- учреждения и организации народного  образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;

- затраты по закладке и обновлению  государственных запасов и резервов;

- содержание органов государственной  власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной  безопасности и внутренних дел;

- финансирование обороны, пограничных  войск и таможенной службы;

- погашение кредитов Национального  банка Республики Беларусь, выданных  для покрытия расходов республиканского  бюджета, государственного долга,  а также уплата процентов по  ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;

- погашение внешнего долга и  уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств  и банков, международных финансовых  организаций;

- образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

- выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций,  субсидий юридическим и физическим  лицам, областным бюджетам и  бюджету города Минска;

- расходы свободных экономических  зон;

- расходы на развитие рыночной  инфраструктуры;

- другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год (см. приложение 2).

При определении объема и направлений расходования средств  республиканского бюджета учитываются  экономическая ситуация в республике и политика государства. В частности, затраты на капитальные  вложения включают и расходы по переформированию и конверсии военного производства. Предполагается существенно изменить порядок бюджетного финансирования капитальных вложений с учетом рыночных отношений, т.е. отказаться от их государственного финансирования в сфере материального производства.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию учреждений образования, культуры, здравоохранения, а также специальных программ и мероприятий по социальной защите населения.

Средства республиканского бюджета, предусмотренные на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, выполнение республиканских научно-технических программ и проектов.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет отчислений от акцизов; отчислений от налога на прибыль  и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчисления от налога на добавленную стоимость; чрезвычайного налога для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объединений, организаций, относящихся к республиканской собственности; других налогов и неналоговых поступлений.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных  бюджетов. Посредством перераспределения  финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

2.2 Роль  местных   бюджетов  в  социально –  экономическом  развитии  территории

Во  всех  развитых  странах  существуют  местные  бюджеты,  в  назначение  которых  входит  обеспечение  финансовыми  ресурсами  потребностей  регионов.

В  условиях  демократии  одной  из важнейших составных  частей финансовой  системы  государства  являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты  и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Финансовой   базой  местных   органов   власти являются их бюджеты.   Бюджетные и имущественные  права,  предоставленные  этим  органам,  дают  им возможность  составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, в интересах населения.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой  промышленности,  коммунального  хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным  компонентом  обеспечения жизнедеятельности населения.

Развитие рыночных отношений  сопровождается децентрализацией системы  управления экономикой, разгосударствлением  собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов депутатов, соответственно усилением роли региональных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы, зачисляемые в  местные бюджеты, распределяются между  областными, районными, городскими, сельскими  и поселковыми бюджетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» и другими законодательными актами.

Финансовые ресурсы  местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов  и налогов; отчислений от общереспубликанских  государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют  права увеличивать нормативы  отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.

Минимальные размеры  местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Установление  нормативов бюджетной обеспеченности, происходит исходя из экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц.

Республиканский и местные  бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

Экономическая   сущность   местных   бюджетов проявляется   в   их   назначении.   Они   выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым   обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий,     организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

  Важное значение  имеют  местные  бюджеты   в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач.  В первую очередь в распределении  государственных средств на содержание  и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов включающих городские, районный, поселковый, и сельские  бюджеты. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Через местные бюджеты государство активно проводит социальную    политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование регионального       народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. Составлению местных бюджетов должны предшествовать разработка прогнозов социально-экономического   развития   территорий и подготовка их свободных финансовых балансов. Такая процедура создает определенное экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона, ориентацию этой системы на развитие региона и его территорий как социально-экономической.

Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь