Бюджетная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны в их взаимодействии. Целостность бюджетной системы обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов правительства, закрепленным в юридических нормах. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем.
Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджета иных уровней государственной власти. На государственный бюджет возлагаются функции обороны, управления народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ, почта, связь, железные дороги, денежное обращение и др. Растет роль центрального бюджета в развитии образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, в перераспределении национального дохода и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

byudzhetnaya_sistema_RB_lena.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Определение доходов  и расходов республиканских инновационных фондов, указанных в абзаце втором части первой настоящей статьи, по распорядителям средств республиканских инновационных фондов и дополнительно на цели, указанные в абзацах третьем и четвертом части первой настоящей статьи, осуществляется Советом Министров Республики Беларусь.

 

       Статья 10. Установить, что в 2013 году:

1. Государственный целевой  бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 4 128 437 051 тыс. рублей и используется в сумме

1 535 130 616 тыс. рублей.

 

2. Источниками формирования  государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.

 

3. Расходы государственного  целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

 

4. Министерством финансов  Республики Беларусь на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми определяются источники формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития и направления использования средств этого фонда, отражаются изменения показателей республиканского бюджета по доходам (часть первая статьи 1, абзац второй статьи 4 настоящего Закона и приложение 2 к настоящему Закону), расходам (часть первая статьи 1, абзац третий статьи 4 настоящего Закона и приложение 3 к настоящему Закону) и источникам финансирования дефицита (часть третья статьи 1 настоящего Закона и приложение 1 к настоящему Закону).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Доходная часть бюджета РБ, как  и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Налоговые платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.

 

Доходная часть республиканского бюджета включает в себя следующие  источники поступления денежных средств:

  • НДС (частично)
  • Акцизы (частично)
  • Налог на прибыль (частично)
  • Чрезвычайный налог
  • Таможенные доходы
  • Доходы от ВЭД
  • Доходы от продажи государственных резервов
  • Часть прибыли Национального банка
  • Доходы от конфискованного имущества
  • Патентные и консульские сборы
  • Часть прибыли государственных унитарных предприятий
  • Доходы СЭЗ
  • Доходы государственных целевых бюджетных фондов. [12, c. 62]

 

Главное назначение мобилизованных доходов  государственного бюджета – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей  органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. [7, c. 74]

Начался 2012 год, а вместе с ним вступил в действие Закон  №331-З ОТ 30.12.2011 г. «О республиканском бюджете на 2012 год». Бюджет сформирован бездефицитным, то есть расходы равны доходам.

Проанализировать доходную часть республиканского бюджета  на 2012 г. в денежном выражении можно  в Приложении 1.

Доходная часть бюджета, как и ранее, будет сформирована в основном за счет налоговых отчислений. Так, налоговые доходы государства составят 83,5 трлн. рублей, или $10 млрд. (90% всей доходной части бюджета), и вырастут по сравнению с прошлым годом на 10,2% (для сравнения бюджетов 2011 и 2012 годов использован их долларовый эквивалент, при этом средний курс для бюджета 2012 года определен как средний курс первых 6 дней января и равен 8373,3 рублей, а среднегодовой курс доллара для бюджета 2011 года равен 4623,47 рублей. За 2011 год также брался бюджет с учетом изменений, внесенных указом президента Республики Беларусь №524 от 14 ноября 2011 года). При этом налоги на доходы и прибыль с граждан и предприятий ожидаются в размере 4,77 трлн. рублей, или $569,5 млн (5% доходной части бюджета), их рост по сравнению с прошлым годом составит 1,42%. Отметим, что план по сбору налогов с прибыли и доходов будет выполнить проблематичнее в связи со снижением ставки налога на прибыль и уменьшением реальных доходов населения.

Для более наглядной  оценки изменения структуры доходов республиканского бюджета ниже представлено их графическое отображение.

 

Диаграмма 1. Структура доходов  республиканского бюджета-2011.

 

 
Диаграмма 2. Структура  доходов республиканского бюджета-2012.

 

 

 

Главными налоговыми поступлениями по-прежнему остаются НДС и акцизы: 33,4 и 11,4 трлн. рублей соответственно, или $3,99 и $1,35 млрд. В сумме они дают почти половину всех доходов республиканского бюджета. Поэтому ожидать какого-либо снижения этих двух налогов в ближайшее время не приходится. Государство намерено собрать таких налогов в долларовом эквиваленте почти на 20% больше, чем в прошлом году.

Сбор налогов от внешнеэкономической  деятельности, напротив, ожидает сокращение на 3%: доходы от них ожидаются на уровне 25,4 трлн рублей, или $3,03 млрд. (27,4% доходной части бюджета). При этом 95% всей суммы составят ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Настораживает запланированный  рост по сравнению с прошлым годом  отчислений в инновационные фонды на $242,1 млн. или на 548,4%. Из этого можно сделать вывод, что ставка на данный вид налога, скорее всего, будет существенно увеличена.

По неналоговым доходам  государства, в том числе по доходам  от использования имущества, находящегося в государственной собственности, предполагается снижение доходов на $501,8 млн, или на 41,4%. Связано это, видимо, с грядущими планами приватизации и перехода части госсобственности в частные руки.

Штрафы и удержания, хоть и вырастут в рублях, в долларовом эквиваленте сократятся на $4,6 млн, или на 36,3%, до $8,1 млн. Видимо, государство начинает понимать, что если передушить всех «куриц, несущих золотые яйца», то не с кого будет собирать не только штрафы, но и налоги.

В нынешнем же бюджете  есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального  сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности.

Для того чтобы развитие экономики Республики Беларусь в  нынешнем году шло по намеченному  пути, необходимо: обеспечить приток свободных средств в банковскую систему и доходность ценных бумаг, которая была бы значительно выше уровня инфляции. Оба эти условия сейчас, к сожалению отсутствуют.

И все же, заметно, что  при подготовке бюджета 2008 года правительство  несколько по-иному подошло к  выбору приоритетов, сделав основной упор не на достижении максимальных количественных показателей роста экономики, а на обеспечении прежде всего, финансовой стабилизации. И пусть заложенные в прогнозе показатели далеки от того, чтобы действительно говорить о стабилизации, тем не менее, в этом направлении сделан важный шаг.

В целом тенденции  в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая  политика в 2012 году, как и ранее, подчинена  выполнению задач социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет – это важнейший плановый и  контрольный инструмент, посредством  которого государство перераспределяет более третьей части национального  дохода и более половины своих  денежных средств. Через госбюджет  правительство реализует экономическую и социальную внутреннюю и внешнюю политику. От размера госбюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальных сфер.

Глубинную суть государственного бюджета составляют экономические  отношения, возникающие в процессе образования доходов, перераспределения национального дохода. Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции (распределительную, регулирующую и контрольную). Функции государственного бюджета объективны, как и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности.

Центральным показателем  госбюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы  государства на развитие экономики, темпы экономического роста и  уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов госбюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового положения страны.

Бюджет государства  является основным инструментом регулирования макроэкономических параметров, проведения социально-ориентированной политики. Бюджет должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств.

Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы нашего государства. Он  обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного государства.

Республиканский бюджет тесно связан с системой местных  бюджетов, являющихся финансовой базой  местных органов власти. Взаимодействуя на различных уровнях, республиканский  и местные бюджеты обеспечивают осуществление проводимой правительственной  экономической и социальной политика в интересах государства и населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
  2. Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь».
  3. Государственный бюджет: Учеб. пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А. / Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Мн.: Выш. шк., 2009.
  4. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности// Экономист, 2010, №4, С. 14-27.
  5. Керножицкий А. Политика бюджетного регулирования экономики// ФУА, 2009, №4, С. 5-6.
  6. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2012. № 2. С. 4-6.
  7. Корбут Н. Выполнение бюджетных назначений – новый импульс развития экономики// ФУА, 2009, №2, С.3-5.
  8. Макроэкономика. Учеб. пособие / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. – Мн.: БГЭУ, 2012.
  9. Мочерный С. В., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В.  Экономическая теория. Учебник. – М.: 2010.
  10. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2010. № 2. С. 26-29.
  11. Свиридович В. Устойчивость бюджета и финансовая стабилизация в РБ // Банковский вестник, 2010, №28, С. 2-7.
  12. Сорокина Т.В. Региональные бюджеты: формирование и исполнение // Белорусский экономический журнал, 2010, №2,С. 65-68.
  13. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. – Мн.: Маладзiчок, 2010.
  14. Теория финансов: Учебн. пособие / Заяц  Н.Е.,  Фисенко  М.К.,  Бондарь Т.Е. и др. – Мн.: Высш. школа, 2012.
  15. Финансы В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др./Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  17. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2009.
  18. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11200432&p1=1

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь