Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

Валютное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся: разработка нормативно-правовых актов и совершение конкретных административных действий органов государственной власти. К косвенным относятся экономические методы влияния на поведение субъектов валютного рынка [13, с.17].
Косвенное валютное регулирование осуществляется посредством:
1. Валютных интервенций - действия ЦБ, направленные на покупку или продажу иностранной валюты в обмен на национальную. Промежуточной целью валютных интервенций является поддержание курса национальной валюты по отношению к иностранной. Так, при покупке иностранной валюты, происходит увеличение денежной массы страны, курс иностранной валюты повышается; при продаже – наоборот.

Вложенные файлы: 1 файл

таможня.docx

— 26.32 Кб (Скачать файл)

Создание в России современной эффективной рыночной экономики не стоит начинать с  подавления рынка даже экономическими методами. Так, не следует пытаться остановить инфляционный рост цен стимулирующим  налогообложением, когда воздержавшийся от повышения цены производитель  получает от государства льготу в  виде пониженной налоговой ставки и, напротив, применяется повышенная ставка налогообложения при «чрезмерном» приросте фонда заработной платы. В  этих случаях цены по-прежнему будут  оторваны от инфляционного спроса и  предложения, останутся нерыночными, а значит, собьют капиталовложения с правильного направления: они  пойдут не туда, где выше потребности  и спрос, а туда, где ниже налоги. Государство регулирует рыночный механизм теперь уже не административным, а  экономическим способом.

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные  эффекты, нести ответственность  за долгосрочные последствия своих  решений.

Предположим, что  государство намерено стимулировать  освоение в производстве новейших технологий, коммерческие перспективы которых  неясны. Какими бы методами оно ни пользовалось (налоговая политика, приватизация, инвестиции из бюджета), каким бы ни был конечный результат на рынках товаров и услуг, неизбежно высвобождение  ранее занятых работников, осложнение ситуации на рынке труда, которую  государство обязано урегулировать.

В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается  на экономической деятельности. Своевременный  учет российских особенностей, бережное отношение к историческим традициям  хозяйствования, точные оценки вариантов  экономического поведения не абстрактных  производителей и потребителей, а  современных граждан России образуют сумму требований, без выполнения которых государство едва ли сможет наладить эффективное регулирование  экономики.

Государство должно обеспечить проведение взвешенной региональной и соответствующей внешнеэкономической  политики в интересах России в  целом, отдельного региона.

В рыночной экономике  основным регулятором хозяйственных  пропорций является рынок. Государственное  регулирование играет вспомогательную  роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных  причин неэффективны, допустимо и  целесообразно государственное  регулирование.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно экономические  процессы могут эффективно регулироваться государством и какие рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных  странах с плановой экономикой могут  наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности  предприятий. Точно так же степень  государственного вмешательства в  экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством [2]. Так, например, в Швеции или Голландии  государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в  США. Но общим для всех стран с  плановой экономикой является то, что  система государственного управления предстает как основной регулятор  хозяйственных пропорций, тогда  как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные  функции.

Свои регулирующие функции государство выполняет  посредством административных и  экономических методов. Для командной  экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования  рыночной экономики и товарных рынков, напротив, базируется на использовании  экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные  методы предполагают прямое воздействие  государства на деятельность хозяйствующих  субъектов, которое ограничивает свободу  их выбора. Сфера их действия в рыночной экономике ограничена, они используются в основном в управлении государственными и муниципальными предприятиями, а  также в условиях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для других субъектов  и рыночного хозяйства в целом.

Вместе с тем  основными методами государственного регулирования рыночной экономики  являются экономические методы, которые  не ограничивают, а иногда даже расширяют  свободу выбора хозяйствующих субъектов. Экономические методы служат дополнительным стимулом, на который хозяйствующие  субъекты могут отреагировать или  оставить без внимания, сохранив за собой право на принятие свободного рыночного решения.

Разграничение между  административными и экономическими методами государственного регулирования  до некоторой степени условно. Для  того чтобы задействовать любой  косвенный регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих  государственных органов, например, решение об изменении налоговых  ставок о предоставлении налоговых  льгот или продаже центральным  банком государственных облигаций. В этом смысле любые экономические  регуляторы несут на себе печать администрирования [1]. В то же время, любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих  субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное  косвенное воздействие на целый  ряд сопряженных экономических  процессов. Например, административное повышение цен не только прямо  определит их новый уровень, но через  цены косвенно окажет влияние на состояние  спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в  себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем  отличать на практике экономические  методы от административных. Разграничение  между ними принципиально важно  с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные  методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они  блокируют действие соответствующих  рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем  производимой продукции и размеры  поставок сырья, оно не может отреагировать  на изменение рыночной конъюнктуры  путем увеличения или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка  и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских  товаров, увеличивает спрос, что, в  свою очередь, способствует повышению  цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством  рыночных механизмов.

Переход от командной  экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в  системе методов государственного регулирования, разрушением прежней  системы административных методов  и созданием новой системы  экономических регуляторов.


Информация о работе Валютное регулирование