Валютное регулирование, его методы и особенности осуществления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Все страны мира в той или иной степени разрабаты¬вают валютную политику и реализуют ее с помощью валютного регулирования. Это обусловлено исключительной важностью эффективной организации отношений во внешнеэкономичес¬кой сфере: выгодное для страны опосредование платежей за эк¬спорт и импорт товаров, услуг, капитала между странами и тем самым создание благоприятных условий для развития нацио¬нального производства внутри страны.
Целью данной курсовой работы является изучение валютной системы, валютного курса, объектов, целей и задач валютного регулирования.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………стр. 3
2. Формы и направления валютного регулирования………………....стр. 5
3. Основные принципы валютного регулирования…………………..стр. 8
4. Методы валютного регулирования….……..……..…….……….......стр. 10
5. Объекты и субъекты и валютного регулирования в РБ…….………стр.16
6. Современные особенности валютного регулирования в РБ……......стр.20
7. Особенности осуществления валютных операций, связанных с движением капитала………………………………………………….стр.27
8. Заключение……………………………………………………………стр.31
9. Список литературы…………………….……………..…………..…..стр.33

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

            юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь; филиалы и представительства резидентов юридических лиц, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

            дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

            Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Нерезиденты:

            физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего иностранного государства;

            юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

            организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

            дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

            международные организации, их филиалы и представительства;

            иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

 

 

Современные особенности валютного регулирования в Республике Беларусь.

Расчеты между резидентами на территории Республики Беларусь в белорусских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичном порядке. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории Республики Беларусь запрещается, за исключением законодательно закрепленных случаев, среди которых можно выделить следующие:

            при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и/или экспедиторскими организациями по доставке грузов иностранному покупателю;

            расчеты импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в отечественные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;

            при расчетах за транзитные экспортно-импортные перевозки грузов;

            расчеты, связанные с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

   Все расчеты между резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенного между ними договора в тех валютах, которые указаны в контрактах, заключенных с иностранными контрагентами.

   Юридические лица резиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке в порядке и на цели, определяемые Национальным банком Республики Беларусь. Покупка-продажа иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки – это банки, которые получили лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций. Указанные банки осуществляют сделки по поручению своей клиентуры на покупку-продажу иностранной валюты, либо через межбанковскую валютно-фондовую биржу, либо непосредственно между собой. Покупка-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, запрещена.

   Иностранная валюта может быть приобретена субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь для расчетов по различным операциям. Например, для:

            покупки у нерезидентов товаров и услуг, прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предусматривают привлечение или предоставление заемных средств в иностранной валюте;

            осуществления текущих платежей по выплате процентов и основного долга по привлеченным заемным средствам;

            выплаты командировочных расходов;

            оплаты расходов на обучение специалистов за рубежом и т.п.

   За нарушение норм валютного законодательства к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции. Так за:

            несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций – в размере до 2 процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);

            превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) – в размере разницы между ними;

            экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, – в размере до 100 процентов суммы этих средств;

            несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет – в размере суммы средств, не полученных на свой счет;

            представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки – в размере до 20 процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

            нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, – в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

            непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации –
в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

            нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, –
в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению;

нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, – до 10-кратной суммы этих средств

    Текущие валютные операции представляют собой внешнеэкономические операции, связанные с экспортом, импортом товаров, услуг, работ, расчеты по которым осуществляются как в национальной, так и иностранной валюте в сроки, не превышающие 180 календарных дней.

   Все валютные операции проводятся только через счета в уполномоченных банков и уполномоченных предприятий. Это определяет приоритетность уполномоченных банков и уполномоченных предприятий при осуществлении валютных операций.

   Это означает, что субъекты хозяйствования обязаны хранить иностранную валюту в уполномоченных банках на своих текущих, специальных, депозитных, других счетах.

   Собственные валютные средства уполномоченного банка могут находиться на корреспондентских счетах типа «ностро» в пределах лимита длинной открытой валютной позиции. Субъектам хозяйствования в соответствии с требованиями центрального банка предоставляется право хранения наличной иностранной валюты в кассе предприятия в пределах лимита остатка кассы в установленном порядке. С разрешения центрального банка субъекты валютных отношений резиденты имеют право на размещение валютных средств за пределами страны на счетах банков-нерезидентов.

    Расчеты в иностранной валюте осуществляются резидентами в пределах остатка средств на текущем валютном счете. Все валютные операции должные иметь легальное происхождение и могут быть получены законным путем из следующих источников:

            валютная выручка от внешнеэкономической деятельности;

            взносы в иностранной валюте в уставный фонд предприятий с участием иностранных инвестиций;

            кредиты в иностранной валюте от уполномоченных банков-резидентов, банков-нерезидентов и других нерезидентов субъектам хозяйствования – резидентам небанковского сектора экономики в разрешенных случаях;

            приобретенная иностранная валюта в установленном порядке на внутреннем валютном рынке;

            благотворительные взносы, дары, пожертвования.

Уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют функцию агента государства по валютному контроля и вправе отказать субъекту валютной операции в ее проведении, ели она противоречит номам валютного регулирования. Все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах, если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между центральными банками государств.

При организации расчетов по внешнеэкономическим контрактам в национальной валюте центральный банк страны может применять один из ниже перечисленных вариантов действий:

1.            организация расчетов в национальной валюте с нерезидентами предусматривает свободное осуществление расчетов;

2.            организация расчетов предусматривает введение определенных регламентаций в форме разработки определенных режимов функционирования рублевых счетов нерезидентов;

3.            полное или частичное ограничение на осуществление расчетов в национальной валюте.

На выбор данных вариантов действия центрального банка, прежде всего, влияют следующие факторы:

            состояние сальдо платежного баланса;

            состояние международного валютного рынка FOREX (неорганизованный рынок нерезидентов), на котором котируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

    В отношениях между резидентами иностранная валюта используется в расчетах в исключительных случаях. В отношениях между резидентами национальная валюта должна приниматься без ограничений как в оплату любых требований и обязательств, в ней выраженных, так и в оплату требований и обязательства, выраженных в иностранной валюте. Вместе с тем, в расчетах между резидентами допускается использование иностранной валюты в порядке исключения в следующих случаях объективного характера:

            при расчетах с транспортными и экспедиторскими организациями за перевозку и экспедирование грузов за пределами страны;

            при расчетах субъектов хозяйствования за авиа-, железнодорожные, автобусные билеты в случаях командирования сотрудников за рубеж, если у продающей организации есть соответствующее разрешение центрального банка на оказание такого рода услуг за иностранную валюту;

            при расчетах субъектов хозяйствования со страховыми организациями в случаях страхования последними здоровья физических лиц за границей, если у стразовой организации есть лицензия на страхование такого вида деятельности за иностранную валюту;

            при расчетах с предприятиями Министерства связи страны по оплате арендной платы за пользование международными каналами связи;

            при оплате банковских расходов банковскими учреждениями, если расходы осуществлялись данными учреждениями в валюте или были предъявлены к оплате нерезидентами;

            при расчетах поставщиков экспортной продукции и субпоставщиков из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера;

            при получении и обслуживании банковского кредита в иностранной валюте (погашение основного долга и начисленных по нему процентов);

            при объединении временно свободных средств субъектов хозяйствования для решения общих задач в форме взноса валюты в уставные фонды предприятий, если иное не предусмотрено законодательными и нормативными актами;

            при расчетах между субъектами хозяйствования, если займы получены в иностранной валюте;

            при размещении средств в иностранной валюте на депозитных счетах в уполномоченных банках и операциях, связанных с обслуживанием данных счетов;

            при расчетах посреднических организаций, осуществляющих операции по реализации товаров на экспорт от прямых производителей этих товаров в случае поступления оплаты от нерезидента.

   Статус посредника одному из участников расчетов придает заключенный между контрагентами посреднический договор. На практике к таким договора относятся договор комиссии и договор поручения.

   Согласно договору поручения, одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Таким, образом, посредник действует от имени и по поручению резидента (занимается поиском иностранного партнера, поставщика продукции, подписывает контракт и т.д.). Расчеты по поставкам производятся непосредственно между резидентом и нерезидентом без участия посредника. Последнему доверитель выплачивает вознаграждение за выполненную работу, согласно заключенному между ними контракту.

Информация о работе Валютное регулирование, его методы и особенности осуществления в Республике Беларусь