Влияние банковской системы на развитие экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование Банковской Системы России, что потребовало решение следующих задач:
1) изучение основных этапов развития банковской системы;
2) исследование Банковской Системы, ее структуры и функции;
3) рассмотрение банковской системы России в переходный период к рынку;
4) проанализировать влияние банковской системы на экономику страны.

Содержание

Введение.
1. Теоретические вопросы развития банковской системы.
1.1 Первый этап развития банковской системы.
1.2 Второй этап развития банковской системы.
1.3 Третий этап развития банковской системы.
2. Банковская система России в переходный период к рынку.
3. Влияние банковской системы на развитие экономики страны.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик ДКБ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

      Сформированная  в СССР к началу 30-х годов в  общих чертах командно-административная система управления экономикой потребовала завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930 – 1932 г.г. была проведена кредитная реформа. Её идейная направленность определялась все той же мыслью о “едином банке”. Началом коренной реформы банковской деятельности послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. о кредитной реформе, которым был запрещен коммерческий кредит, он был заменен прямым банковским кредитованием. В итоге в лице Госбанка был создан единый центр краткосрочного кредитования. Центральный сельскохозяйственный банк преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк.

      Заключительным  аккордом реорганизации банков под  командно-административную систему  являлось постановление ЦНК и  СНК СССР от 5 мая 1932 г. “Об организации  специальных банков долгосрочных вложений”. Им был завершен процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений. Специальный банки становились банками преимущественно безвозвратного бюджетного финансирования. Всесоюзные специальные банки организуются в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре: банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк), банк финансирования капитального строительства кооперации (Всехобанк), банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк). 5

      Роль  Государственного банка страны определена постановлением СНК от 20 марта 1931 г. В нем содержалось два требования, во-первых стать общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов, во – вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства м обращения товаров, за выполнением финансовых планов. В последующие два десятилетия банки страны совершали свою деятельность, не подвергаясь сколько-нибудь существенным реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации – Торгбанк.

      Во  второй половине 50-х гг. серьезные  преобразования коснулись специальных банков, к сокращению количества банков. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Тем самым Сельхозбанк оказался включенным в состав Госбанка, который обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке краткосрочных и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций.

      Ликвидация  Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в “единый банк”. Таким образом, в стране осталось три банка : Госбанк СССР, Стройбанк совершавший операции на внутреннем рынке, и Внешторгбанк – на внешнем рынке.

      В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.

      Каждый  из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с развитой сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом. Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральное звено – правление, которое руководило всей системой через конторы – республиканские, городские, областные и краевые, (185 контор). Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.

      Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы (180 контор). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908.

      Государственные трудовые сберегательные кассы имели  к началу 1986 г. разветвленную сеть – 78,5 тысяч сберкасс. Общее руководство  их деятельностью осуществлял Госбанк СССР, непосредственным рабочим звеном в этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы первого и второго разрядов и агентства по всей стране. Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками – корреспондентами.

      Советская банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк Лондоне с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте – на Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед банк; в Австрии – Донау банк в Венне. Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организации СССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка развития внешне – экономических связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках. 6

      В середине 80-х гг. стали предприниматься  попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий  в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе: Государственный банк СССР, Агропромышленный банк, Промышленно-строительный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

      Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком сохранялись: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях, и автономных республиках – главные управления Госбанка. Благодаря произведенной реорганизации в одном отделении (филиале банка) сосредотачивались обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.

        Одним из существенных недостатков  реформы банковской системы является  тот факт, что любое бывшее  отделение Госбанка, переданное  в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятие других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою” и “чужую” способствовало возникновению нездоровых отношений между банками и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам.

      Существенный  недостаток заключался и в том, что  над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса.

      Специализированные  банки приступили к операциям  с 1 января 1988 г. Механизм управления системой банков усложнялся, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. На рубеже 80-х и 90-х г.г. стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. Стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возросла. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось 43 коммерческих и кооперативных банков, а через два года их число возросло до 1357, в том числе в России до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро расширятся. К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой банковской системы. 7 

      1.3 Третий этап развития банковской системы  

      В этот период возникает необходимость  в соответствующей законодательной базе, юридически запрещающей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Законы были приняты в декабре 1990 г.. На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 октября 1990 г. были приняты законы “О государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”, в Российской Федерации – законы о “Центральном банке РСФСР (Банке России)” и о “Банках и банковской деятельности в РСФСР (2 декабря 1990 г.)”. С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалось более быстрыми темпами и определенной уверенностью.

      В связи с распадом СССР, коренными  изменениями в политике и экономике банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройки. Новая банковская система должна была производится в условиях:

      Масштабных  структурных изменений, ведущих  к радикальному изменению экономического и политического строя страны;

      Крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но и, прежде всего долгосрочного, перспективного управления;

      Глубокого кризиса хозяйства (падения производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;

        Неудачной текущей политики банка России в 1991 – I полугодие 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жестокая и непредсказуемая монетарная политика и т.п.).

      В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественная иная банковская система, нежели для централизовано планетарной экономики и тоталитарного государства. К сожалению, проект такой концепции был разработан О. И. Лаврушиным, Я. М. Миркиным только в 1993 г. Основными принципами этой концепции являлись: организация банковского дела в переходной экономике. Реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:

      - диверсификация собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);

      - демонополизацию;

      - становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.);

      - техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;

      - перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;

      - усилению открытости экономики, интеграцию в микрохозяйственных связей;

      - перераспределение положений между центром и регионами.

      Кроме того, банковская система, по мнению авторов  концепции должна способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но при этом не должна нарушатся, строгая система контроля за деятельностью банков со стороны ЦБ и представительных органов государства. 8

      На  тот момент, банковская система являлась важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могли оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операции с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса, неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики. Эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на том этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий.

Информация о работе Влияние банковской системы на развитие экономики страны