Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:08, курсовая работа
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Введение 3
1. Понятие и состав внебюджетных фондов РФ 6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов,
причины их возникновения 6
1.2 Цели создания и функционирования внебюджетных фондов 10
1.3 Источники формирования и особенности внебюджетных 12
фондов России
2. Социальные внебюджетные фонды РФ 15
2.1 Пенсионный фонд РФ: общая характеристика 15
2.2 Фонд социального страхования РФ, его сущность и задачи 18
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
история возникновения и общая характеристика 21
Заключение 28
Приложение 30
Список используемой литературы 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и состав внебюджетных фондов
РФ
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов,
причины их возникновения
1.2 Цели создания и функционирования внебюджетных фондов 10
1.3 Источники формирования и особенности внебюджетных 12
фондов России
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1 Пенсионный фонд
РФ: общая характеристика
2.2 Фонд социального страхования
РФ, его сущность и задачи
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
история возникновения
и общая характеристика
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Первоначально внебюджетные
фонды появились в виде специальных
фондов и особых счетов задолго до
возникновения бюджета. Государственная
власть с расширением своей
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В сочетании с вялостью государственной власти в стране наблюдаются такие явления, как невыплата в течение многих месяцев заработной платы, пенсий и других социальных пособий.
В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Целью данного реферата является определение сущности внебюджетных фондов, дается краткая справка об истории возникновения, рассматриваются внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, способы создания и методы формирования, классификация, а также более подробно рассмотрены социальные внебюджетные фонды РФ, к которым относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального Страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского Страхования.
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
• целевого использования средств этих фондов;
• оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
• новых методов
• финансирования территориальных нужд.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.
-специальные целевые налоги и сборы, установленные для
- отчисления от прибыли
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
-другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным
источником внебюджетных фондов, как и других
звеньев финансовой системы, является
национальный доход. Преобладающая часть фондов
создается в процессе перераспределения
Главными методами мобилизации национального
дохода в процессе перераспределения при формировании фондов
выступают специальные налоги и сборы,
средства из бюджета и займы. Основной метод-
это специальные налоги и сборы, установленные законодательной
властью.
Значительное количество фондов формируется
за счет средств центрального и местных
бюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.
1.2 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Цель создания и функционирования внебюджетных фондов заключается в желании обособить часть ресурсов в силу того, что направления расходования некоторых ресурсов крайне важны. Речь, в первую очередь, идет о средствах, которые направляются на выплаты социального характера - пенсии, пособия по нетрудоспособности и т.д. Поэтому вышестоящий бюджет либо закрепляет за подобными фонда часть своих средств, либо закрепляет за фондом собственные - фонда - источники доходов. Во втором случае происходит своеобразное возникновение "параллельного" бюджета; как правило, развитие фондов идет именно по этому пути.
Ещё одним видом фондов являются так называемые экономические фонды. Их суть та же: часть налоговых поступлений обособляется от общегосударственного (регионального или местного) бюджета и закрепляется за каким-либо фондом. Какое-то время широкое распространение имели фонды НИОКР и поддержки отраслей хозяйства, однако сейчас из крупнейших фондов экономического содержания можно назвать дорожный фонд.